Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осу-ществления государственной власти.
Проблема политико-правового режима остается актуальной, по-скольку она становится одной из основных в теории государства и права, а также в политологии. Методы осуществления власти отражаются в функ-циях государства и напрямую зависят от государственного режима. Когда существует определенный режим в государстве, развитие правовой систе-мы идет в одном направлении. Через определенный вид режима в государ-стве происходит определение реальных властных субъектов и системы их взаимоотношений между собой и нацией.
Актуальность проведения анализа режимов политического управле-ния связана с тем фактом, что современные модели политического устрой-ства общества, при всем их многообразии, не выработали единой универ-сальной модели. Все существующие режимы имеют определенные недо-статки, и для их устранения целесообразно исследовать отдельные харак-теристики политических режимов и особенностей организации политиче-ской власти того или иного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возни-кающие при реализации формы государства.
Предметом исследования является нормативное закрепление полит-ко-правового режима в Российской Федерации и зарубежных странах.
Основной целью работы является комплексное исследование видов политико-правовых режимов.
Для достижения поставленной цели использовались следующие зада-чи:
раскрыть понятие и сущность государственного (политическо-го) режима;
охарактеризовать формы политико-правового режима;
раскрыть понятие и признаки авторитарного режима;
рассмотреть типологию авторитарных режимов.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, сравнительно-правовой, нормативный, формально-логический.
Структура работы предопределена указанными выше целями и за-дачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных ис-точников.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие и сущность государственного (политического) режима
Сегодня в научной среде принято три основных подхода к изучению политических режимов. Это институциональный, социологический и си-стемны подходы. Каждый из них носит свои характерные особенности и отличия, и направлен на изучения различных аспектов такого явления, как политический режим.
По мнению американского политолога Роя Макридиса, «политиче-ский режим открывает себя в работе политических институтов, в путях и способах реализации нормативных установлений политической системы» . Данный подход называется институциональным (юридическим, право-вым).
Этот подход уделяет внимание процедурным и формально юридиче-ским характеристикам функционирования политической системы. При ис-пользовании данного подхода понятие политического режима зачастую сливается с понятиями формы правления и государственного строя, тер-мин становится частью категориального аппарата конституционного пра-ва.
Американский политолог Лассуэл , которого можно считать одним из основателей неоинституционального подхода, со своими последовате-лями рассматривал политический режим как способ легитимации полити-ческой системы . По их мнению, политический режим представляет собой образец политической формы, существующей для сведения к минимуму элементов принуждения в политическом процессе. Стоит отметить, что Лассуэл разделял и противопоставлял понятия «режим» и «правление». При «правлении» по его мнению, осуществлялись распределение и кон-трольные функции политики. И так как режим связывается с конституци-онной формой, то неконституционные формы не вправе считаться полити-ческими режимами.
Таким образом, можно сказать, что, с точки зрения правового под-хода под политическим режимом подразумевается методы управления, способы функционирования политической системы, закреплённые в кон-ституции и законах страны, а также степень политической свободы и от-крытости государства.
В отличие от правового, сторонники социологического подхода не связывают так жёстко понятия системы и режима, расширяя область суще-ствования последнего посредством «элементов социологического поряд-ка», т.е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений кон-курирующих социальных групп.
Как показывает практический опыт, именно второй подход является наиболее адекватным способом отображения политического режима. Он даёт возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов политики, показывает действительное состояние дел в области прав и свобод. Как отмечает Н.В. Авралев «социологический подход вы-ясняет, какие социальные группы контролируют принятие решений, в ка-честве агентов власти рассматривает не только правительство и официаль-ные структуры, но и не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений, учитывает деятельность оппозиции и антисистемные компоненты политики» .
Понятие политического режима - одно из ключевых понятий теории государства и права. Именно поэтому учеными даются различные опреде-ления политического режима.
Л. И. Спиридонов отмечает: «Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей полити-ческой системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие со-держание политического режима, разворачиваются именно в сфере поли-тической системы. Поскольку последняя является одним из уровней граж-данского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режи-ма как содержании политической системы» .2
Наиболее удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который определяет политический (государственный) ре-жим как «способ взаимосвязи государства с населением страны, выража-ющийся в общем характере применяемых им методов управления обще-ством».
Понятие «политический режим» включает в себя функциональную характеристику политической системы, совокупность элементов, форми-рующих облик политической власти, к которым можно отнести идеологи-ческие и социальные начала. Именно политический режим придает каче-ственную определенность политической системе .
Если политический режим представляет собой совокупность методов осуществления публичной власти государственными органами, а также порядок их реализации, то политическая система рассматривается как со-вокупность политических партий, политических и общественных органи-заций, действующих на территории соответствующего государства на ос-нове существующих правовых норм и принимающих участие в управление делами государства.
Что касается вопроса о соотношении понятий «политический режим» и «государственный режим», о том, являются ли они синонимами, то есть категориями, характеризующими одно и то же явление в области управле-ния государством, то по данному поводу среди ученых и юристов ведутся дискуссии.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
Научная и учебная литература
3. Авралев Н. В. Законодательные органы власти субъектов Рос-сийской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Акопян О.С. Проблемы и перспективы построения демократи-ческого государства в России // В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
5. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой об-зор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
6. Апольский Е.А., Мордовцев А.Ю., Хоменко С.М. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
8. Березкина О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления // Россия и Германия: история и современность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государ-ственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
9. Боголюбова И. Ю.. Формирование региональных политиче-ских режимов в России : Дис. ... канд. полит. наук. – Ставрополь, 2004. – 186 c.
10. Иванов А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «тоталитаризм» и «авторитаризм» // Вестник Московского городского пе-дагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
11. Иванова К.В., Павлов Е.В. Современные государственные (по-литические) режимы // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
12. Калужина М.А., Краева Е.В. Политический режим как элемент формы государства // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
13. Кожухов К.В., Мамышева Н.Г. Государственный режим: поня-тие и виды // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конфе-ренции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
14. Кондрашев А. А. Идея правового государства в России: кон-ституционная мифология и правовая реальность //Исследование Россий-ской государственности. – Москва : Московский государственный юриди-ческий университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – №3 (124). – С. 74– 88.
15. Краснов М. А. Конституционно–правовой смысл понятия «де-мократическое государство» // Судьбы конституционализма в России и со-временном мире : сборник статей / [Под ред. М. А. Краснова]. – Вып. 7. – Москва : Юрист, 2012. – С. 4– 38.
16. Линц Х.Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосно-венный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2004. – 529 с.
18. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
19. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
20. Озерский М.С. Политические режимы: теоретические и истори-ко–правовые аспекты // В сборнике: Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII нацио-нальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
21. Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
22. Попов Е.В. Авторитарный политический режим // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 13–15.
23. Саидова К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство // В сборнике: Проблемы совершенствования законодатель-ства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Ма-хачкала, 2019. – С. 254-255.
24. Слинько А.А. Политические особенности кризисного этапа ми-рового развития: проблемы и противоречия // Вестник Воронежского гос-ударственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
25. Степанов В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности авторитарных политических режимов // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспор-те. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
26. Хазов A.M. Переходные состояния политического режима в современной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук. – М., 2011. – С.45.
27. Хамаганов А.Н. Политический режим государства // В сборни-ке: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реали-зация приоритетов. Сборник статей по результатам Международная науч-но–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
28. Хелд. Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; пе-ревод с англ. М. Рудакова. – М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
30. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
31. Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000. – 278 с.
32. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International Social Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.