Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема адаптивной физической культуры как фактора, способствующего социальному благополучию людей с ограниченными возможностями здоровья, занимает важное место в современном дискурсе инклюзивности и управления здоровьем. Актуальность данного исследования обусловлена растущим общественным признанием того, что физическая культура, если она адаптирована, может значительно улучшить качество жизни людей, сталкивающихся с различными физическими и когнитивными проблемами.
Адаптивная физическая культура - педагогический и реабилитационный подход - способствует не только физической реабилитации, но и психологической и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Ее значимость выходит за рамки простого физического здоровья и включает в себя улучшение социальных взаимодействий, участие в жизни общества и общую удовлетворенность жизнью.
Объект исследования - адаптивная физическая культура в ее отношении к социальному благополучию людей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - механизмы, с помощью которых адаптивная физическая культура способствует социальной интеграции и улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель данного исследования - выяснение роли адаптивной физической культуры в повышении социального благополучия людей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
- провести обзор литературы по адаптивной физической культуре с целью создания теоретической базы;
- классифицировать виды адаптивной физической культуры, которые наиболее полезны для людей с различными видами инвалидности;
- оценить эффективность занятий для улучшения физического здоровья, психологического благополучия и социальных взаимодействий;
- изучить влияние экологических и институциональных факторов на доступность и эффективность программ адаптивной физической культуры.
Методы исследования: качественные и количественные методы, в т.ч. обзор литературы, тематические исследования, статистический анализ.
Методологическая основа исследования адаптивной физической культуры как фактора социального благополучия людей с ограниченными возможностями здоровья опирается на ряд научных работ, в которых рассматриваются теоретические, практические и исторические аспекты данной дисциплины. Одним из ресурсов является работа Т.П. Бегидовой, в которой изложены принципы и практика адаптивной физической культуры, адаптированные к условиям высшего образования. Аналогичным образом, Р.И. Айзман, Ю.С. Филиппова и О.Ю. Бойко дополняют методологическую базу исследования, рассматривая методологию, дизайн программ и стратегии оценки, являющиеся ключевыми для адаптивной физической культуры.
Электронный ресурс Т.В. Андрюхиной раскрывает синергетический эффект интеграции адаптивной физической культуры с другими реабилитационными услугами. В свою очередь, А.С. Самыличев и соавторы предлагают изучение основополагающих методик, регулирующих сферу адаптивной физической культуры. И, наконец, историческая перспектива представлена В.В. Гореликом и В.А. Ревой, в их работе прослеживается эволюция адаптивной физической культуры, очерчиваются исторические вехи, повлиявшие на ее современные практики и теории.
Научная новизна исследования подтверждается интегративным подходом, объединяющим педагогические, терапевтические и социокультурные аспекты вовлечения людей с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании представлена аналитическая парадигма, которая включает в себя межсекторальный анализ инвалидности, используя как макроскопические общественные рамки, так и микроскопические индивидуальные взаимодействия.
Гипотеза исследования предполагает, что адаптивная физическая культура при комплексном и стратегическом подходе значительно повышает социальное благополучие людей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается, что благодаря специально подобранным и инклюзивным физическим занятиям люди с ограниченными возможностями здоровья не только улучшают физическое здоровье, но и демонстрируют значительные успехи в психологической устойчивости и социальной интеграции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет академический дискурс адаптивной физической культуры, обеспечив понимание ее роли в повышении социального благополучия людей с ограниченными возможностями здоровья. Интегрируя концепции из реабилитологии, социальной психологии и общественного здравоохранения, исследование расширяет существующие теории инвалидности и инклюзии, предлагая более целостный взгляд на то, как физическая активность может быть мощным средством социальных изменений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения адаптивной физической культуры как фактора социального благополучия
1.1. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации людей с ОВЗ и инвалидностью
Историческое исследование адаптивной физической культуры показывает события, которые в значительной степени определили ее роль как реабилитационной и социально интегрирующей практики для людей с ограниченными возможностями. Прослеживание эволюции этой области предлагает понимание того, как общество постепенно признавало и удовлетворяло уникальные потребности этих людей с помощью физической активности.
Адаптивная физическая культура как формализованная концепция начала получать признание во второй половине XX века, хотя ее корни можно проследить в более ранних реабилитационных мероприятиях. В.В. Горелик и В.А. Рева освещают эти события, описывая, как послевоенные инициативы по реабилитации ветеранов включали формы физической активности, адаптированные к конкретным травмам и инвалидности, полученным во время конфликта [Горелик В.В., Рева В.А., 2012].
В последние годы сфера применения адаптивной физической культуры расширилась, на что в значительной степени повлияли общественные изменения в сторону инклюзивности. Т.П. Бегидова отмечает, что интеграция адаптивной физической культуры в образовательную и общественную среду сыграла ключевую роль в повышении социального благополучия людей с инвалидностью [Бегидова Т.П., 2024].
Свой вклад в совершенствование методик и педагогических подходов в адаптивной физической культуре внесли Р.И. Айзман и соавторы, выступая за персонализированные и контекстно-чувствительные программы, учитывающие разнообразные потребности людей с ограниченными возможностями [Айзман Р.И. и др., 2022]. Их работа подчеркивает важность адаптивной физической культуры не только для физической реабилитации, но и как жизненно важного компонента целостного здоровья, включая психическое и социальное благополучие.
Развитие адаптивной физической культуры также отмечено технологическими инновациями и междисциплинарными подходами, о чем подробно рассказывают С.П. Евсеев и коллеги. Авторы рассказывают о том, как такие современные технологии, как виртуальная реальность и адаптированное оборудование, революционизировали способы адаптации физической активности для людей с серьезными физическими ограничениями, повысив тем самым доступность и эффективность этих программ [Евсеев С.П. и др., 2021]
В совокупности эти исторические и современные перспективы подчеркивают динамичную эволюцию адаптивной физической культуры от нишевого реабилитационного инструмента до основного элемента инклюзивного образования и здоровья общества. Эволюция не только отражает меняющееся отношение общества к инвалидности, но и подчеркивает растущее признание критической роли физической активности в формировании инклюзивного общества.
Трансформационный путь адаптивной физической культуры сочетается с изменениями в правовых и культурных рамках, касающихся прав инвалидов. Когда многие страны начали принимать комплексные законы об инвалидности, область адаптивной физической культуры отреагировала на это разработкой структурированных программ, которые соответствуют этим новым стандартам, обеспечивая людям с ограниченными возможностями равные возможности для участия во всех формах физической активности. Примером такого соответствия является работа под общей редакцией Т.В. Андрюхиной, в которой рассказывается о том, как адаптивная физическая культура была включена в комплексные реабилитационные программы и инициативы по социальной интеграции, став важнейшим элементом государственной политики в области здравоохранения и образования [Андрюхина Т.В. и др., 2019].
В ходе исторического развития значительно расширились возможности профессионального образования и подготовки специалистов в этой области. Разработка специальных академических курсов и профессиональных квалификаций, о которых писали А.С. Самыличев и коллеги, отражает растущее признание специализированных навыков, необходимых для разработки и реализации эффективных программ адаптивной физической культуры [Самыличев А.С. и др., 2022]
По сути, история адаптивной физической культуры - это не только инклюзия и доступность, но и расширение возможностей и защита прав. Дисциплина прошла путь от обеспечения базовой физической реабилитации до превращения в платформу для пропаганды изменений в обществе, борьбы со стереотипами в отношении инвалидности и продвижения инклюзивного понимания физического состояния и здоровья.
В целом, исторический обзор адаптивной физической культуры, представленный в текстах, иллюстрирует область, которая является живой и постоянно развивающейся. Это дисциплина, которая адаптируется к меняющимся аспекта законодательства, технологий и общественных взглядов, оставаясь при этом непоколебимой в своей цели - повысить социальное благополучие людей с ограниченными возможностями с помощью физической активности.
Д.Ю. Власов формулирует роль адаптивной физической культуры для расширения социального участия людей с инвалидностью, предполагая, что она обеспечивает не только терапевтические преимущества, но и открывает возможности для социального взаимодействия и вовлечения в жизнь общества [Власов Д.Ю., 2023]. Его точку зрения подтверждают исследования Д.А. Березовской и С.Н. Панковой, которые показывают, что адаптивная физическая активность улучшает качество жизни людей с инвалидностью, способствуя не только физическому, но и психологическому и социальному благополучию [Березовская Д.А., Панкова С.Н., 2019].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с.
2.Айзман Р.И., Филиппова Ю.С., Бойко О. Я. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. Издательство: Кнорус, 2022. 342 с.
3.Акопян, Е.С. Адаптационные возможности женщин зрелого и пожилого возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой /Е.С. Акопян //Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 106-113.
4.Андреев В.В., Коновалов И.Е., Фоминых А.В., Морозов А.И. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН 40-45 ЛЕТ (ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ) НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ // Человек. Спорт. Медицина. 2023. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-reabilitatsiya-zhenschin-40-45-let-invalidov-po-zreniyu-na-osnove-primeneniya-sredstv-legkoy-atletiki (дата обращения: 20.04.2024).
5.Андреев, В.В. Мониторинг мотивационной структуры женщин 40-45 лет (инвалидов по зрению) в процессе двигательной реабилитации средствами адаптивной физической культуры /B.В. Андреев, В.В. Карелина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. - Чебоксары - Ташкент: Чуваш. гос. аграр. ун-т, 2022. -C. 371-375.
6.Ахтарьянов А.Р., Ермолаев А.П. Влияние оздоровительной физической культуры на организм человека // E-Scio. 2019. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ozdorovitelnoy-fizicheskoy-kultury-na-organizm-cheloveka (дата обращения: 20.04.2024).
7.Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 181 с.
8.Беляев, В. С. Влияние методики силовой направленности на уровень физической подготовленности лиц зрелого возраста / В.С. Беляев, И.А. Малыгина // Адаптивная физ. культура. -2019. - № 2 (78). - С. 13-14.
9.Березовская Д.А., Панкова С.Н. Адаптивная физическая культура как фактор повышения качества жизни инвалидов // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». – Екатеринбург: УрФУ, 2019. – С. 1646-1656.
10.Блинникова А.Б., Приходов Д.С. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Science Time. 2023. №4 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-faktor-sotsialnoy-integratsii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 20.04.2024).
11.Блохин С.А., Гейко Г.Д., Хайруллин А.Г., Хисамутдинов В.Х., Халиуллин Р.Х. Современное состояние и тенденции развития адаптивного спорта в России и за рубежом // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №1 (167). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-adaptivnogo-sporta-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 20.04.2024).
12.Будякова, Т.П. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт как ресурсы развития личности инвалидов / Т.П. Будякова, Г.В. Батуркина // Адаптивная физ. культура. - 2020. -№ 1 (81). - С. 4-5.
13.Власов Д.Ю. РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №3-1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-adaptivnoy-fizkultury-v-sotsialnoy-integratsii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 20.04.2024).
14.Воронов Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры // Эпоха науки. -2018. - № 14. - С. 231-233.
15.Восстановление здоровья и работоспособности граждан методами адаптивной физической культуры и спорта: методические рекомендации. – М., 2022. – 92 с.
16.Георгиева Н.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научный вестник Крыма. 2020. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-metodiki-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 20.04.2024).
17.Головинова И. Ю. Аветисян А.Р. Развитие адаптивной физической культуры, как помощь в социализации людей с ограниченными возможностями // Наука-2020. – 2021. – №9 (54). – С. 194-199.
18.Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Дробышева М.М. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 20.04.2024).
19.Горелик, В.В. История адаптивной физической культуры : учеб. пособие / В.В. Горелик, В.А. Рева. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 111 с.
20.Гришина М.А. Трансформация теоретических подходов к пониманию здоровья в западной науке // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-teoreticheskih-podhodov-k-ponimaniyu-zdorovya-v-zapadnoy-nauke (дата обращения: 20.04.2024).
21.Даржаева Б.Р., Доржиева А.Б., Ломакина М.С., Мирошникова А.Н. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА // Форум молодых ученых. 2023. №5 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-2 (дата обращения: 20.04.2024).
22.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 49.03.02 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / С. П. Евсеев. - Москва: Спорт, 2017. - 614 с.
23.Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Шевцов А.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // ТиПФК. 2021. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 20.04.2024).
24.Евсеев, С.П. Косвенная и прямая дискриминация в адаптивном спорте: пути преодоления / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Н.Н. Аксенова // Адаптивная физ. культура. - 2019. - № 3 (79). -С. 2-4.
25.Коновалов А.Ю. Организационно-педагогические условия двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих средне-профессиональное образование в условиях инклюзивного образования // Вестник ТГУ. 2018. №6 (176). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-dvigatelnoy-aktivnosti-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-poluchayuschih (дата обращения: 20.04.2024).
26.Кочура, А. С. Адаптивная группа в ВУЗе. Особенности занятий физической культурой / А. С. Кочура, Д. Д. Низамова // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 2(31). - С. 392-395.
27.Кравченко Д.А., Кучерявых А.А. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-i-ee-osobennosti (дата обращения: 20.04.2024).
28.Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Терлецкая Р. Н., Конова С. Р. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации. Интеграция образования. 2021;25(1):127—43.
29.Лисицкая Г.С., Захаров А.С., Сизов Е.Ю. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ // Инновационная наука. 2023. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-shkole-1 (дата обращения: 20.04.2024).
30.Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Агеев А.В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №3 (58). – С. 62-63.
31.Лукьянова Л.М. ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Наука-2020. 2020. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-sredstvo-gidroreabilitatsii-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 20.04.2024).
32.Лучшева М.Д., Колесникова Н.В. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки. 2021. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ozdorovitelnoy-fizicheskoy-kultury-na-organizm-cheloveka-1 (дата обращения: 20.04.2024).
33.Лядова А.В. ДИСКУРС О ЗДОРОВЬЕ: ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ 2) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-o-zdorovie-istoriko-sravnitelnyy-analiz-chast-2 (дата обращения: 20.04.2024).
34.Лядова А.В. Социальное неравенство в отношении здоровья: сущность, источники и особенности проявления в современном обществе. Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2020. URL: https://istina.msu.ru/dissertations/328763148/
35.Маликова Т.В., Пирогов Д.Г. Оценка качества жизни людей с ограниченными возможностями // Педиатр. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-zhizni-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 20.04.2024).
36.Матявина, С. И. Роль адаптивной физической культуры в состоянии здоровья студентов в вузах / С. И. Матявина // Альманах молодой науки. -2021. - № 3(42). - С. 13-15.
37.Митрохин Е.А, Антонов А.А. Адаптивная физическая культура и спорт // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-i-sport (дата обращения: 20.04.2024).
38.Мунтян, С. И. Адаптивная физическая культура как особое средство физической реабилитации / С. И. Мунтян // Modern Science. - 2022. - № 122. - С. 134-136.
39.Найданов, В. С. Развитие адаптивной физической культуры и других адаптивных видов спорта в России / В. С. Найданов, А. Ф. Найданова // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 23. - С. 1623-1627.
40.Нечаев В. С., Петрова И. А. К методологии изучения организационных технологий здоровьесбережения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(6):1326—32.
41.Новичихина Е.В. Эффективность практических занятий физической культурой со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках освоения дисциплины "элективная дисциплина по физической культуре и спорту // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-prakticheskih-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-so-studentami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidnostyu-v (дата обращения: 20.04.2024).
42.Основные положения адаптивной физической культуры: учебно-метод. пособие / А.С. Самыличев [и др.]. – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2022. – 88 с.
43.Парыгина, О. В. Адаптивная физическая культура в техническом вузе / О. В. Парыгина // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2019. - № 1. - С. 37-39.
44.Рогов О.С., Поляк Д.А. МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-fizicheskoy-reabilitatsii-detey-invalidov-so-spasticheskoy-formoy-dtsp (дата обращения: 20.04.2024).
45.Савельева, О. В. Актуальность адаптивной физической культуры на современном этапе обучения в вузе / О. В. Савельева, А. Э. Сергеева, С. В. Каримова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2020. - № 2(11). - С. 56-65.
46.Сафронова Н.С., Стрижак И.А. МЕТОДИКА ИППОТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ // Научный вестник Крыма. 2020. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ippoterapii-v-kompleksnoy-reabilitatsii-detey-4-5-let-so-spasticheskoy-diplegiey (дата обращения: 20.04.2024).
47.Семенова С.А., Котова О.В. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. – 2020. – Т. 1. – С. 203-206. – ISBN 978-5-907205-58-2.
48.Серрильо-Урбина А. Влияние физических упражнений на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: систематический обзор и мета-анализ рандомизированных контрольных исследований / А. Серрильо-Урбина, А. Гарсия-Эрмосо, М. Санчес-Лопес [и др.] — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25988743/ (дата обращения: 13.05.2023)
49.Стырькова, Н. А. Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни студентов технических вузов / Н. А. Стырькова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - Т. 1. - № 44. - С. 171-175.
50.Тихонова, Э. И. Проблемы и перспективы преподавания адаптивной физической культуры в вузе / Э. И. Тихонова, С. В. Абзалова // Вопросы педагогики. - 2021. - № 2-2. - С. 200-203.
51.Туркина В.Г., Вербина О.В. Концепт "здоровье" в философско-культурологической рефлексии // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 4 (24). С. 23-45.
52.Шапошников А. Н., Шапошников С. А. АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiomaticheskaya-teoriya-zdorovya-cheloveka (дата обращения: 20.04.2024).
53.Шафеев А.А., Шамсутдинов Ш.А. Система оздоровительной физической культуры // E-Scio. 2019. №3 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-ozdorovitelnoy-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 20.04.2024).
54.Щупленков, О. В. Проблемы развития адаптивной физической культуры в вузе / О. В. Щупленков, Н. О. Щупленков // Вестник научных конференций. - 2018. - № 10-2(38). - С. 122-128.