Фрагмент для ознакомления
2
Знания и опыт в украшении узорами ткани передавались через поколения, что создало очень высокую технику исполнения. Предметы одежды, украшенные такой вышивкой, играли большую роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождая, таким образом, человека на всем его жизненном пути. На протяжении тысячелетий Поволжье являлось полем для взаимодействия различных этносов, тем самым став местом рождения чувашей, татар, мордвы, башкир, марийцев и других народов. В процессе их формирования происходило объединение, и, в последствии, взаимовлияние и обогащение культур финно- угорских и тюркоязычных групп. Народная чувашская вышивка имеет строгую геометрическую структуру, что очень схоже с вышивками других народов Поволжья и Приуралья. Но, несмотря на тесное общение территориально соседствующих этнических групп, их художественные культуры сохраняют свои специфические особенности. Чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, так как выполняется по счету ниток.
После проведенного исследования народного костюма и орнамента известный этнограф И. Н. Смирнов отмечает, что «в области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями народностей Волжского края». Чувашская вышивка насчитывает более тридцати видов швов, а также около сорока их разновидностей. Все узоры выполняются на домотканом холсте белого или красного цвета. Мастерицы, как правило, вышивают шерстяными или шелковыми нитками, хлопчатобумажные или льняные нитки применяются в крупной и менее ценной вышивке. Серебряная и золотая нить используется для украшения высокохудожественных головных уборов — масмак, сурпан, сарă. Характерной особенностью вышивки считается отсутствие изнаночной стороны, то есть, обе стороны вышивки выглядят одинаково, так как не имеют видимых узлов. Девочки с шести лет обучаются этому рукоделию, и уже к четырнадцати годам многие осваивают сложную технику вышивки и секреты мастерства. Свою повседневную одежду молодые чувашки украшают скромно, ведь все свое умение вышивать они вкладывают в свадебную одежду. Вышитые элементы находились на одежде—вокруг шеи, рук, на подоле, а также на головных уборах и несли в себе функции оберега.
Особое видение мира у чувашей выступает в качестве универсальной формы сознания народа и находит свое отражение в мифах, легендах и языческих верованиях. В формировании такого воззрения на окружающий мир большую роль играют человеческие эмоции, чувства и переживания. Все это для наших предков является источником для вдохновения и развития художественного мышления[16].
Чувашская вышивка — воспроизводит этот образ мысли и жизни народа, становясь, таким образом, частью его самобытной культуры. Самыми распространенными узорами для вышивания являются орнаменты, имеющие отношение к космогоническим мифам. Их сюжет связан с происхождением космоса, земной тверди, человека и трактуется каждым народом по-особенному. Данный синтез духовных форм позволяет изучить коллективно бессознательные образы — архетипы, присутствующие в народном творчестве. Проанализировав уникальную духовную культуру древних чувашей, можно реконструировать образ мышления предков, найти первоисточник их верований и детально разобраться в основании многих традиций[12].
Наиболее ранние, а также доступные к изучению, произведения чувашской вышивки датируются концом XVII — началом XVIII вв. Орнаментальные композиции, имеющие весьма устойчивую форму, не должны рассматриваться в отрыве от смыслового значения изображаемого. Важно понимать, что истоки вышитых композиций необходимо искать в той исторической эпохе, когда только зарождался сам орнамент. Язык орнамента тесно связан со знаковой системой. Так сначала чуваши с помощью простых и запоминающихся символов отражают свои языческие представления — поклонение воде, огню, земле и обожествление других природных явлений[5]. По мере развития духовной культуры народа — развивается и материальная его составляющая. Посредством образования новых узоров и совершенствования техники исполнения, вышивка обогащается и становится поистине многообразной.
Образы небесных светил часто изображаются в нагрудной вышивке кĕскĕ на рубахах.
Такие символы являются средством самовыражения и коммуникации, и демонстрируют родовую, половозрастную и этническую группы человека. В вышивке кĕскĕ существуют свои принципы построения композиции. Строго соблюдается расположение рисунков на одежде. Так, солнце всегда вышивается на правой стороне, а Луна — на левой. Обычно Солнце представлялось в виде круга или ромба с крестом, солнечные лучи — в виде зигзагообразных линий. В некоторых узорах светило вышивается с «ногами», как бы шагающим[21].
Луна вышивается в виде серпа, полукруга или круга, в зависимости от фазы. Звезды имеют форму восьмиугольника, шестиугольника или четырехугольника.
В древности чуваши, как и многие другие народы, верили в существование семи ярусов неба, объясняя это способностью небосвода менять свой цвет. Такое представление о многослойном строении неба отражено в одном из узоров масмака — налобной повязки, являющейся частью головного убора замужней женщины. Рисунок на таком украшении всегда вписывается между двумя горизонтальными линиями, а сюжет, как правило, связан с образами небесных врат, радуги, небосвода и его опор. В центре композиции — разделенный на восемь треугольников квадрат, символизирующий землю. Вокруг него четыре крестика — звезды, а семь диагональных линий с каждой стороны — уровни неба[7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] – f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (Дата обращения 12.03.2022).
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: [одобрена на заседании Правительственной комиссии протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г. [Электронный ресурс] – http://base.garant.ru/6148105/ (Дата обращения 03.03.2022).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ [Текст]. – Москва : Просвещение, 2011. – 33 с.
Книги, печатная периодика
5. 5Анисова Д. А. Значение цветов и символов в Чувашской вышивке // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2016. № 11. С. 67–69.
6. 6Арынов, Ж. М. Воспитание патриотизма начинается с понятия родины / Ж. М. Арынов, М. Д. Рахимжанова, Т. Т. Тленова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 4-5(48). – С. 46-50.
7. 7Балтаев Н. М., Васильева Р. М. Художественная реконструкция чувашского народного костюма как средство приобщения студентов к культуре древних чувашей : учебное пособие. Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2019. 139 с.
8. 8Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – Москва : Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2019.
9. 9Бобко, М. Н. Сущность понятия "патриотизм" для современной молодежи в России сегодня / М. Н. Бобко, М. М. Обидина // Форум молодых ученых. – 2019. – № 2(30). – С. 302-307.
10. 10Букаева С.В. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся [Электронный ресурс] / С.В. Букаева // МБУДО «Детско-юношеский центр «Пилигрим». – Самара, 2020
11. 11Бурмистрова, К. М. Психолого-педагогические подходы к пониманию понятия патриотизма / К. М. Бурмистрова // Формы и методы психологической работы со спецконтингентом и персоналом : материалы V Межведомственного круглого стола, Псков, 29 ноября 2019 года. – Псков: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Псковский филиал, 2019. – С. 3-9.
12. Воронова З. И., Соколова С. Г., Васильева Р. М. Технология изготовления девичьего головного убора тухья : учебно-методическое пособие. Чебоксары : Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2019. 40 с.
13. Герасимов, С. А. Воспитание толерантности у младших школьников : учебное пособие / С. А. Герасимов, И. З. Сковородкина. — Москва : ИНФРАМ, 2020. — 315 с.
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : ЭКСМО, 2020. - 896 с.
15. Жачева Е. Н., Ефимова А. А. Чувашская вышивка в школе : учебно-методическое пособие. Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. 351 с.
16. Калинина, Л. Н. Специфические особенности традиционных чувашских видов рукоделия / Л. Н. Калинина, Е. В. Андреева // Инженерно-педагогический вестник: легкая промышленность. – 2022. – № 8(11). – С. 74-80.
17. Лутохина, Е. А. Интерпретации понятий «патриотизм» и «гражданственность»: от научной концепции к пониманию обывателя / Е. А. Лутохина // Российская идентичность : Сборник материалов Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Москва, 25 сентября – 13 2023 года. – Москва: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. – С. 268-275.
18. Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы / В. Ю. Микрюков. – Москва : ВАКО, 2019
19. Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г. Н. Мусс. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2019.
20. Нематов А.Ш. Патриотическое воспитание учеников начальных классов на основе школьного и семейного взаимодействия // Достижения науки и образования. 2021. №2 (56). С. 20-21
21. Никифорова, К. Н. Особенности чувашской вышивки / К. Н. Никифорова, Л. В. Коротаева // Язык и слово : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 23 ноября 2023 года. – Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – С. 218-224.
22. Основные направления патриотического воспитания младших школьников / Ф. С. Гольдерова, С. В. Дорофеева, Е. С. Саввинова, А. В. Степанова // IV Авдеевские чтения : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, 85-летию со дня основания Дворца детского творчества имени Ф.И. Авдеевой города Якутска, Якутск, 22–23 ноября 2022 года. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2023. – С. 188-191.
23. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №4.
24. Семенова, М. А. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. А. Семенова // В сборнике : Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. – Сборник результатов научных исследований. – Киров, 2018. – С. 359–362
25. Шемшурина, А. И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя : учеб.-метод. пособие / А. И. Шемшурина. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.