Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей.
Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.
В работе рассматриваем конкурентоспособность России на мировом рынке, включая объединяющий конкурентоспособность товара, производителя, отраслевую конкурентоспособность и позицию страны на мировом рынке. Основываясь на анализе различных источников, работа раскрывает текущее состояние конкурентоспособности России и ее проблемы, а также рассматривает перспективы в различных отраслях, включая информационные технологии.
На сегодняшний день политическая и экономическая ситуации являются непрерывным динамичным процессом, за которым нужно следовать, соответствуя мировым тенденциям развития. Конкурентоспособность национальный экономики является главным показателем деятельности государства. Повышение конкурентоспособности одной из главных проблем и основным инструментом роста уровня жизни населения и улучшения общественного благосостояния, которое заключается в высоком уровне социального развития и устойчивых темпов экономического роста.
Оценка конкурентоспособности национальной экономики показывает проблемы, преимущества и тенденции развития страны. На основе такого анализа разрабатываются стратегии, прогнозы и выявляются направления модернизации и усовершенствования экономики государства. Так же благодаря такому исследованию можно выявить страны с похожими экономическими ситуациями и перенять положительный опыт.
Объект исследования: конкурентоспособность России
Предмет исследования: анализ конкурентоспособности, проблемы и перспективы
Методы исследования: анализ статистических данных, сравнительный анализ, экспертные оценки
Научная новизна исследования: оценка текущего состояния конкурентоспособности России с учетом актуальных изменений на мировом рынке.
Цель исследования: рассмотреть место России в мировом рейтинге конкурентоспособности: проблемы, перспективы роста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности и экономической безопасности.
2.Изучить место России в мировом рейтинге конкурентоспособности.
3.Определить проблемы конкурентоспособности.
4.Выявить перспективы роста конкурентоспособности России.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами, также включает введение, четыре главы, заключение, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности и экономической безопасности
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности
В современном мире глобализации и стремительного развития технологической революции конкурентоспособность стала ключевым фактором выживания и успешного развития торговых предприятий. Актуальность изучения факторов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий в сфере торговли, обусловлена непрерывными изменениями внешних факторов и изменением макроэкономических условий в бизнес-среде.
Конкурентоспособность - это способность конкурировать на рынке товаров и услуг. Конкурентоспособность основана на сочетании цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителя поставщики конкурентоспособны только в том случае, если цена не превышает цену конкурентов. Новому поставщику, не имеющему стабильной репутации, для того чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо поддерживать цены на свою продукцию на уровне ниже, чем у конкурентов. Если качество продукта ниже, чем у конкурента, компания может оказаться неконкурентоспособной, даже если она покупает свою продукцию по более низкой цене; с другой стороны, как производитель высококачественной продукции, поставщики могут оставаться конкурентоспособными, даже если они устанавливают более высокие цены, чем конкуренты[ Рудь, Е.М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования / Е.М. Рудь // Известия Саратовского университета. – 2021. – №1. – С. 18.].
Все конкурентные отношения, существующие в экономике, условно устанавливаются на одном из трех уровней:
На макроуровне речь идет о национальных экономических комплексах, странах и национальных объединениях. Здесь учитывается общее состояние экономической системы, баланс в ней и особенности инвестиционной среды.
На мезоуровне, где речь идет об отраслях, компаниях и объединениях предприятий с учетом характеристик, которые способствуют устойчивому росту показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов в промышленности.
На микроуровне, мы говорим об определенных видах продукции, производстве и предприятиях, а также имеем в виду качественные и ценовые характеристики товаров и услуг.
Сфера торговли, включая розничную и оптовую торговлю, онлайн-ритейл и физические магазины, является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей в мировой экономике, поскольку люди удовлетворены сферой торговли, а также потому, что сфера торговли является посредником между двумя основными секторами экономики - потребителями и продюсеры. Миллионы компаний конкурируют за внимание и лояльность потребителей[ Ибрагимова, Э. И. Экономическая безопасность как аспект национальной безопасности РФ / Э. И. Ибрагимова. // Молодой ученый. – 2023. – № 36 (483). – С. 179.].
В условиях такой жесткой конкуренции выжить и процветать могут только самые успешные и способные адаптироваться компании. Поэтому изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий в сфере торговли, стало ключевой задачей для самих предприятий, бизнес-сообщества, научных кругов и государственных учреждений.
Переоценка абсолютного и относительного значения производственных затрат является результатом определенных процессов и явлений производственно-хозяйственной деятельности организации, а также социально-экономических аспектов общественной жизни, называемых факторами конкурентоспособности. Под их влиянием конкурентоспособность компании может расти или снижаться.
На функционирование любой организации влияют факторы, возникающие из-за замкнутой связи между хозяйствующими субъектами и задачами управления, а также факторы, проявляющиеся в открытом взаимодействии компании с внешним миром в процессе решения тех же задач. Все факторы конкурентоспособности компании делятся на внутренние и внешние[ Звонова, Е.А. Оптимизация деятельности институтов содействия инвестициям в устойчивый рост российской экономики / Е.А. Звонова, В.Я. Пищик, П.В. Алексеев // Финансы: теория и практика. – 2021. – 25(4). – С. 110.].
Внутренние – это объективные параметры самой организации, влияющие на ее конкурентоспособность:
̶Изучить потенциал маркетинговых услуг;
̶Общие научные и технические возможности;
̶Производственные и технические возможности;
̶Формирующийся финансово-экономический потенциал;
̶Корректировать степень развития сети продаж (дилерской сети);
̶Уровень использования Интернета для продажи товаров или услуг;
̶Временную логистическую поддержку;
̶Условия хранения, транспортировки и упаковки товаров;
̶Степень использования современных информационных технологий;
̶Проверьте эффективность производственного контроля, испытаний и расследований;
̶Количество постоянных и лояльных клиентов, формирующих основу;
̶Отрегулируйте уровень технического обслуживания после производства;
̶Проверьте уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
̶Эффективная конкурентная стратегия.
Внешние. В данном случае речь идет о социально-экономических и организационных отношениях, благодаря которым организация может производить более привлекательную продукцию с точки зрения ценовых и неценовых параметров. К внешним факторам относятся:
̶Экономические и административные меры, принимаемые национальным правительством;
̶Основные характеристики рынка, на котором работает компания (тип и емкость рынка, наличие конкурентов и их возможности);
̶Национальная политика в области импорта и экспорта;
̶Исследуйте степень развития экономики страны;
̶Измерять эффективность рынка капитала и качество предоставляемых финансовых услуг;
̶Степень развития национальной инфраструктуры;
̶Повышать уровень развития научно-технического потенциала страны;
̶Количество доступных трудовых ресурсов и их квалификационные характеристики;
̶Деятельность неправительственных организаций и социальных институтов;
̶Деятельность политических партий, движений и групп, влияющая на внутреннюю социально-экономическую ситуацию.
Понимание этих факторов может помочь компаниям разработать стратегии, которые позволят им выделиться на рынке, привлечь и удержать клиентов, а также обеспечить устойчивость в нестабильных экономических условиях. Для того чтобы полностью раскрыть тему данной статьи, необходимо проанализировать объяснения факторов конкурентоспособности, предложенные каждым автором (Приложение 1).[ Власова, В.В. Международные рейтинги как инструмент оценки инновационного климата страны: позиции России / В.В. Власова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 3. – C. 155.]
Проанализировав эти объяснения, концепцию факторов конкурентоспособности предприятия можно обобщить как набор характеристик, ресурсов, возможностей и стратегических преимуществ, включая качественные и количественные параметры продукции или услуг, уникальные знания и навыки, эффективность производственного процесса, инновации, маркетинговые и рекламные стратегии, уровень технического оснащения, квалификацию персонала и другие факторы. навыки, географическое распределение и доступ к ресурсам. Эти факторы дают компании возможность привлекать и удерживать клиентов, успешно адаптироваться к изменениям рынка и выделяться на фоне конкурентов, создавая при этом наилучшее соотношение цены, качества и уровня обслуживания. Для эффективного управления предприятиями этой отрасли и повышения их конкурентоспособности мы применяем различные методы классификации и анализа этих факторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// kremlin.ru/acts/news/63728
2.Абрамян, Г. А. Численность занятых в экономике как фактор конкурентоспособности региональной экономики / Г. А. Абрамян // Политика, экономика и инновации. – 2020. – № 5(34). – С. 6.
3.Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 383 с.
4.Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 316 с.
5.Викулина, Т. Д. Экономическая теория: учебное пособие / Т. Д. Викулина. - 2-е изд. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 209 с.
6.Власова, В.В. Международные рейтинги как инструмент оценки инновационного климата страны: позиции России / В.В. Власова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 3. – C. 155–180.
7.Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 300 с.
8.Дементьев, Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России / Н.В. Дементьев // Социально-экономические явления и процессы.- № 5–6.- 2021. — С.76–80.
9.Добролюбова, Е.И. Диагностика качества российского государственного управления / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков // Экономическая политика. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 170–197.
10.Доронин, Ю. П. Экономическая безопасность Российской Федерации как стратегическая необходимость / Ю.П. Доронин // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). Ч.II. – С. 40-43.
11.Звонова, Е.А. Оптимизация деятельности институтов содействия инвестициям в устойчивый рост российской экономики / Е.А. Звонова, В.Я. Пищик, П.В. Алексеев // Финансы: теория и практика. – 2021. – 25(4). – С. 110-120.
12.Ибрагимова, Э. И. Экономическая безопасность как аспект национальной безопасности РФ / Э. И. Ибрагимова. // Молодой ученый. – 2023. – № 36 (483). – С. 179-181.
13.Исмоилов, Г.Н. Тенденции и факторы развития элементов финансовой системы современной экономики России / Г.Н. Исмоилов. // Финансы: теория и практика. – 2022. – № 26(3). – С. 19–32.
14.Лев, М.Ю. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции / М.Ю. Лев, Ю.Г. Лещенко // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – С. 669-688.
15.Рейтинг стран по глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// nonews.co/directory/lists/countries/global-competitiveness- index
16.Рейтинг конкурентоспособности стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket. ru/ratings/global-competitiveness-index
17.Рудь, Е.М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования / Е.М. Рудь // Известия Саратовского университета. – 2021. – №1. – С. 18–22.
18.Руднев, В. Д. Политическая экономия (экономическая теория): учебник для бакалавров / В. Д. Руднев. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 704 с.
19.Сапир, Е.В. Вызовы новой инвестиционной политики: защита и поощрение капиталовложений / Е.В. Сапир, И.А. Карачев // Финансы: теория и практика. – 2020. –24(3). – С. 118-131.
20.Семенова, А. Ю. Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации / А. Ю. Семенова // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: современное состояние и перспективы развития: Материалы ХI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 апреля 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. – С. 119-122.
21.Сухарев, О.С. Экономическая теория. Современные проблемы: учебник для вузов / О. С. Сухарев. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 215 с.