Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уже с 1990-х годов в литературе было принято отделять санкции от торговых войн. Предполагалось, что в отличие от санкций, которые имеют политические цели, торговые войны преследуют цели экономические (захват рынков, повышение конкурентоспособности национального производителя и т. п.) и имеют другой инструментарий (ограничения операций в первом случае и изменение тарифов во втором.
Сегодня границы между санкциями и торговыми вой нами оказались размытыми. Например, в торговой вой не США против КНР в период президентства Д. Трампа, которая сопровождалась общей политизацией отношений и точечными торговыми и финансовыми санкциями. Санкции против России еще больше размывают эти границы - повышение тарифов и отказ от нормальных торговых отношений вошли в число мер, предпринимаемых рядом зарубежных стран в ответ на специальную военную операцию на Украине.
В 2022 году Россия испытала значительное давление со стороны ЕС и США, которые выражали свое негодование по поводу внешней политики нашей страны посредством введения санкций. На сегодняшний день Россия – страна с самым большим количеством введенных против нее санкций. Санкции – это элемент правовой нормы, предусматривающий коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые к государству.
Экономические санкции – это ограничительные меры, применяемые одной страной (группой стран) к другой для того, чтобы принудить ее правительство выполнять определённые условия или изменить политический курс.
Против нашей страны были введены торговые и финансовые ограничения. В большей степени санкции затронули финансовый и фондовый рынок России.
Целью данной работы является рассмотрение влияния санкций и контрсанкций на развитие российской экономики.
Задачи:
- описать понятие и сущность экономических санкций и контрасанкций;
- рассмотреть цели, принципы и задачи применения экономических санкций и контрсанкций;
- изучить иссторию применения антироссийских санкций в 2014-2023 гг;
- описать влияние санкций на основные отрасли экономики России;
- изучить контрсанкции РФ как ответные меры на антироссийские санкции;
- проанализировать импортозамещение в условиях санкций;
- описать основные направления развития отечественного производства в настоящее время.
Объект исследования – санкции и контрсанкции.
Предмет исследования - влияние санкций и контрсанкций на развитие российской экономики.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И КОНТРАСАНКЦИЙ
1.1 Понятие и сущность экономических санкций и контрасанкций
Санкции представляют собой комплекс принудительных мер, используемых государствами или международными организациями в отношении к отдельной стране. Как прием определенного воздействия, санкции сосредоточены на принуждение правительства страны, в отношении которой они направлены, существенно изменить направление действующей политики. На современном уровне устойчивость страны определена уровнем экономического развития, в связи с чем, ограничение экономических связей наделяют санкции сильным воздействующим давлением, страна же, на которую направлены санкции, обладает возможностью развивать экономическую деятельность на внутренних ресурсах, внедряя определенные программы в области своего развития .
В современном мире санкции рассматриваются как важный экономический инструмент для обеспечения соблюдения норм международного права и правил. Разработанные после первой мировой войны для достижения внешнеполитических целей, применение санкций использовалось как реальная угроза и альтернатива военным действиям.
Сегодня санкции применяются во всем мире международными институтами, такими как ООН, и отдельными государствами для обеспечения соблюдения конкретных целей и задач. Эти санкции применяются в самых разных сферах: финансах, авиации, здравоохранении, торговле и других. В зависимости от целей санкций их можно разделить на несколько категорий: односторонние или многосторонние, в отношении физических или юридических лиц, целевые или бессрочные и другие.
Влияние санкций со временем снижается, поскольку страна приспосабливается к введенным санкциям, что можно наблюдать в экономике Российской Федерации. С начала «спецоперации» значительная часть хозяйствующих субъектов смогла изменить географию поставок, привлечь новых поставщиков и решить проблемы с логистикой. Сотрудничество с новыми партнёрами по импорту и экспорту, рост поставок нефти на альтернативные рынки и завершение ранее начатых проектов в строительстве способствовало росту экономической активности .
Инструментально санкции имеют экономическую природу, т. е. ограничивают конкретные хозяйственные операции. А их цели обычно имеют политическую природу и призваны повлиять на политический курс (внешний или внутренний) страны- мишени. Стране–мишени санкций наносится ущерб такого уровня, который должен заставить ее исполнять требования страны-инициатора.
На практике такая связь оказывается нелинейной: в одних случаях достаточно относительно небольших ограничений, чтобы добиться изменения поведения страны-мишени. В других - даже масштабное и долговременное давление не приводит к ожидаемым результатам. Можно также рассматривать санкции как средство сдерживания и ограничения военно-промышленного потенциала, особенно когда они вводятся в контексте развития ракетно-ядерных и иных программ. Все чаще в литературе обсуждается и сигнальная функция санкций, когда символические ограничения играют роль предупреждения о возможных более широких ограничениях, или когда дипломатических мер убеждения оказывается недостаточно. Иными словами, выделяется три базовые политические цели санкций: влияние на политический курс, сдерживание потенциала и посылка сигнал.
Санкции обычно можно разделить на два типа в зависимости от органа, выдавшего санкции. Есть многосторонние санкции, которые могут быть введены либо ООН (конкретно, только под руководством СБ ООН), либо группой стран с общей целью, например, санкции ЕС в отношении России. С другой стороны, существуют односторонние санкции, которые применяются одной страной в отношении другой страны для достижения внешнеполитических целей, например, санкции против России со стороны США, Великобритании, Австралии, Канады и других. В ответ на санкции государства могут применять контрсанкции, то есть меры против государств, которые первоначально ввели санкции, для защиты отечественной экономики от возможного воздействия санкций, а также для достижения собственных внешнеполитических целей. Одним из таких примеров являются российские санкции против западных экономик.
Хотя существует мнение, что односторонние санкции являются незаконными в соответствии с международным правом, это не является международно-признанным определением. В международном праве нет положений, запрещающих односторонние санкции. Под рубрикой «реторсий и контрмер» признаются такие понятия, как самопомощь, т. е. решение вопросов без участия международных организаций.
Согласно Закону об ответственности государств за международно-противоправные деяния (ARSIWA), который представляет собой нормы международного обычного права, Комиссия международного права (КМП) определила санкции как «коллективные принудительные меры, решение о применении которых принимается международной организацией или группой государств». Мандат КМП признан Генеральной Ассамблеей ООН.
Хотя это определение не включает односторонние санкции, наложенные на определенные государства другими государствами, КМП определила санкции со ссылкой на реторсию и контрмеры. Такие реторсии и контрмеры могут носить экономический, культурный, дипломатический и/или военный характер, но не могут включать применение угрозы или силы.
1.2 Цели, принципы и задачи применения экономических санкций и контрсанкций
Международные экономические санкции, введенные СБ ООН, можно разделить на две части; во-первых, это контртеррористические санкции, которые применяются к физическим и юридическим лицам, причастным к террористической и связанной с ней деятельности. Во-вторых, санкции, наложенные ФАТФ на определенные государства путем добавления их в черный список или специально известные как «юрисдикции с высоким риском». Кроме того, в сером списке ФАТФ есть и другие государства, известные как «юрисдикции, находящиеся под повышенным контролем» .
Все международные транзакции в эти юрисдикции и из этих юрисдикций находятся в сфере соблюдения банковского комплаенса, и в обязанности отделов комплаенса финансовых учреждений входит обеспечение надлежащей должной осмотрительности транзакций и предотвращение возможного финансирования преступной деятельности через их систему.
В большинстве финансовых учреждений для транзакций в страны черного и серого списка ФАТФ настроены алгоритмы, обеспечивающие проверку каждой транзакции, которая направляется или исходит из этой юрисдикции. Во всех случаях такие транзакции проходят обязательную проверку на отсутствие рисков отмывания денег или финансирования терроризма.
Что касается списка террористов и террористических организаций, банки в России получают обновленные списки от Росфинмониторинга, которые они должны регулярно загружать в свою базу данных. Невыполнение этого требования может привести к штрафам со стороны Центрального банка.
Финансовые учреждения в России не обязаны следовать каким-либо другим односторонним санкциям, которые западные страны могли наложить на другие страны.
В большинстве случаев для транзакций, которые попадут в страны черного или серого списка ФАТФ, потребуется использование системы SWIFT и использование соответствующих счетов. Поскольку большинство крупных российских банков находятся под санкциями США, Великобритании, ЕС и других стран, у них нет для этого возможности. Это дает доступ к более мелким финансовым учреждениям с ограниченными ресурсами ПОД/ФТ для предоставления возможности таких транзакций, которые могут нанести ущерб глобальной финансовой безопасности.
Кроме того, недавние новости о приостановке членства России в ФАТФ привели к усилению проверок всех транзакций, исходящих из России, а также о приостановке связей финансовых учреждений других стран с российским учреждением. Это, наряду с растущей угрозой добавления России в черный список ФАТФ, представляет серьезную угрозу для внутренней системы комплаенс, а также для безопасности международной финансовой системы.
Российские санкции, также известные как контрсанкции, - это меры, принимаемые Россией против санкций, введенных некоторыми странами в ответ на специальную военную операцию. Эти меры применяются к юридическим лицам в самых разных ситуациях, особенно в отношении платежей и международных переводов.
Большинство этих контрсанкций применимы к так называемым «недружественным странам» - термину, введенному российским правительством для определения государств, которые заняли внешнеполитическую позицию, противоречащую интересам России.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения 14.03.2024)
2) Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (ред. от 09.06.2022, с изм. от 09.08.2023) "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410417/ (дата обращения 12.04.2024)
3) Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 (с изм. от 09.08.2023) "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410578/ (дата обращения 12.04.204)
4) Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95 (ред. от 08.04.2024) "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410994/ (дата обращения 12.04.2024)
5) Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126 (ред. от 18.12.2023) "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/(дата обращения 12.04.2024)
6) Указ Президента РФ от 01.04.2022 N 179 (с изм. от 04.05.2022) "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413424/(дата обращения 12.04.2024)
7) Указ Президента РФ от 04.05.2022 N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/(дата обращения 12.04.2024)
8) Указ Президента РФ от 08.09.2022 N 618 (с изм. от 15.10.2022) "Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426257/ (дата обращения 12.04.2024)
Статьи, монографии, учебники
1) Абуеиса М. Т., Влияние международных экономических санкций на финансовый потенциал компании // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 12. — С. 40-45
2) Городнова В. А., Курдова Д. П., Гусева Н. В. Импортозамещение как фактор развития экономики России// ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА, АУДИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Материалы III Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2023.С. 115-120
3) Кандауров И. А., Стрюк А. А., Кудрякова Н. В. Импортозамещение в России в условиях санкций// ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО: ОТ СОЗДАНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ. Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых. В 2-х частях. Том Часть 2. Редколлегия: С.И. Сухоруков (отв. ред.) [и др.]. Комсомольск-на-Амуре, 2023.С. 121-123
4) Карсонов И. С., Дадикян Д. Д., Оноприенко Ю. Г. Импортозамещение в России после ухода иностранных компаний//МЕНЕДЖМЕНТ И ФИНАНСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ. Сборник научно-практических статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Ответственные редакторы И.А. Езангина, И.А. Чеховская. Редколлегия: С.П. Сазонов [и др.]. Курск, 2023. С. 69-72
5) Керопян Б.С., Кислякова Е.А., Недорезова О.Ю. Влияние санкций на экономику России//ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских. Пенза, 2022. С. 151-153
6) Любовцева Е.Г. Влияние санкций на развитие экономики России: возможности и ограничения. / Е.Г. Любовцева, И.А. Гордеева // Oeconomia et Jus – 2022. № 3 8-16 с.
7) Малков С. Ю., Андреев А. И. и др. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. - М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2020. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381851/ (дата обращения 12.04.2024)
8) Масканова А.В. Угрозы и проблемы экономической безопасности России в условиях международных санкций. / А.В. Масканова // Экономика и социум – 2022. № 4(95)-1. 372-375 с.
9) Мукхерджи С., Морозов Н.В. Проблемы комплаенса по трансграничным операциям из-за режима санкции и контрсанкции//ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ. Материалы V Международной студенческой научной конференции. Москва, 2023. С. 421-423
10) Оруч Т.А. Исследование показателей и результатов импортозамещения в промышленности России. / Т.А. Оруч // Инновации и инвестиции – 2023. № 1. 289-293 с.
11) Скворцова Т.А., Скворцов А.И. Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации// научные труды Вольного экономического общества Р оссии. – 2019. − Т. 218. − №.4. – С. 537-540
12) Сравни// Опубликован список иностранных компаний, которые ушли из России к 18 марта: [сайт]. – 2022 – URL:https://www.sravni.ru/novost/2022/3/18/opublikovan-spisok-inostrannyh-kompanij-kotorye-ushli-iz-rossii-k-18-marta/ (дата обращения: 12.04.2024)