Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование обменного курса является важной частью государ-ственного регулирования внешней торговли. В качестве инструмента реали-зации денежно-кредитной политики и корректировки действующих правил процедуры выпуска в обращение установлены процедуры управления валю-той, выраженной в иностранной валюте. Валютный контроль осуществляется на основе комплекса ограничительных мер, применяемых в отношении юри-дических и физических лиц при осуществлении международных операций.
Современный валютный контроль имеет целью противодействовать си-стемам незаконного вывода средств за рубеж, имеющих превентивный, пра-воохранительный характер, основанный на разработке механизмов оценки риска при выполнении функции контроля и надзора за валютными операци-ями.
Особое место в рассмотрении аспектов валютного регулирования и ва-лютного контроля занимает влияние государства на политические и эконо-мические сферы страны. В частности, на проблемы в области валютных пра-воотношений, а также правоотношений в сфере национальной платежной си-стемы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Соот-ветственно, валютный контроль и его регулирование - это важнейшие темы, которые должны определяться государством в качестве приоритетных для дальнейшей смены стратегии политики качественных изменений в этой сфере.
Несмотря на достаточно большое количество научных публикаций о валютном контроле, имеются вопросы, которые требуют дальнейшего изу-чения. Так, анализ мирового опыта валютного контроля позволяет сравнить его с современными российскими тенденциями развития валютного кон-троля, дает возможность выявить нерешенные проблемы и предложить ре-комендации по дальнейшему совершенствованию.
Предмет исследования – правовое регулирование, т.е. нормативно – правовые аспекты, которые закрепляют валютный контроль Российской Фе-дерации
Объект исследования – общественные отношения в сфере организации валютного контроля в Российской Федерации.
Цель – исследовать научно-теоретические и практические аспекты ор-ганизации валютного регулирования и контроля в Российской Федерации.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить правовые основы валютного регулирования и валютного контроля на территории ЕАЭС.
2. Раскрыть механизм валютного регулирования в Российской Федерации.
3. Рассмотреть валютное регулирование как инструмент обеспе-чения экономической безопасности государства.
4. Выявить проблемы и пути совершенствования организации валютного контроля в Российской Федерации.
Методы исследования. Проведенное изучение базируется на диалекти-ческом методе научного познания явлений окружающей реальности. Он отображает согласованность теории и практики. Обоснование тезисов, выво-дов и советов, включённых в работу, выполнено методом суммарного ис-пользования следующих способов социально-правового изучения: формаль-но-юридического, логико-юридического.
Курсовая работа имеет строгую структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Общая характеристика валютного контроля в Российской Феде-рации
1.1 Правовые основы валютного регулирования и валютного кон-троля на территории ЕАЭС
Валютное регулирование - деятельность уполномоченных государ-ственных органов по управлению валютными отношениями посредством применения специальных финансово-правовых мер. Составными частями ва-лютного ре¬гулирования являются валютные ограничения и валютный кон-троль. Валют¬ный контроль - комплекс правовых мер по контролю за соблю-дением валют¬ного законодательства , основная цель - обеспечение соблюде-ния валют¬ного законодательства при осуществлении валютных операций экономиче¬скими субъектами. Приоритетами единой политики в сфере валют-ного контроля являются: защита внутреннего рынка от негативного воздей-ствия внешних переменных, регулирование деятельности хозяйственных субъектов внутри ЕАЭС. В рам¬ках валютного контроля в странах ЕАЭС осуществляются различные законо¬дательно закрепленные процедуры, а именно: проверки соблюдения валют¬ными резидентами и нерезидентами ак-тов валютного законодательства, про¬верки полноты и достоверности учета и отчетности при осуществлении ва¬лютных операций, проверки обоснованно-сти платежей по валютным опера¬циям и наличия необходимых для их про-ведения документов; проверки со¬блюдения требований к открытию и веде-нию счетов резидентами государств-членов на территории других госу-дарств.
Основным документом, регулирующим правоотношения в рамках ЕАЭС, является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор), подписан¬ный в 2014 году в Астане главами государств-членов ЕАЭС. Дого-вор является учредительным актом и выполняет ряд важных функций: наде-ляет правами и обязанностями участников, устанавливает организационную структуру, опре¬деляет международный статус и компетенцию организации.
Раздел XIV Договора закрепляет цели и принципы проведения госу-дарствами-членами согласованной валютной политики, среди них наиболее важными являются: поэтапная гармонизация и сближение подходов к форми-рованию и проведению валютной политики, создание необходимых органи-за- ционно-правовых условий на национальном уровне для проведения со-гласо¬ванной валютной политики; неприменение действий в валютной сфере, нега¬тивно влияющих на интеграцию и др.
Единая политика в данной области способствует реализации заложен-ного в основу создания Союза идеологического принципа «трех свобод»: свободное движение товаров и услуг, капитала и рабочей силы. В частности, согласно Научно-исследовательской работе, проведенной Евразийской Эко-номической Комиссией (ЕАЭК), жесткие валютные ограничения являются специфическим барьером на пути движения промышленных товаров на об-щем рынке ЕАЭС (для Белоруссии и РФ) .
В развитие положений статьи 64 Договора был принят Протокол о ме-рах, направленных на проведение согласованной валютной политики (Про-токол) и заключены различные соглашения, в том числе Соглашение о со-гласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и при-нятии мер либера¬лизации (Соглашение) .
Протокол устанавливает меры, направленные на сближение законода-тельств стран-членов: постепенное устранение валютных ограничений; гар-мо¬низация требований по репатриации резидентами государств-членов де-нежных средств; гармонизация норм об ответственности за нарушение ва-лютного зако¬нодательства государств-членов и др. Протокол является про-граммным доку¬ментом, цели которого пока не достигнуты.
В Протоколе закреплены определения, связанные с валютным контро-лем, распространяющиеся на ЕАЭС, например, «резидент государства-члена» — это лицо, являющееся резидентом одного из государств-членов в соответствии с валютным законодательством данного государства-члена; для выявления смыс¬ла понятия «нерезидент» необходимо обратиться к нацио-нальному законода¬тельству стран.
Соглашение, проект которого был одобрен Правительством РФ, уста-нав¬ливает единые требования по проведению операций с иностранной валю-той на внутреннем валютном рынке государств-членов Союза, по осуществ-лению ре¬зидентами валютных операций (порядок осуществления платежей и переводов), по репатриации денежных средств. При этом необходимым условием является сохранение национального суверенитета государства.
Целью валютного контроля, в соответствии с Соглашением, является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами государств-членов Со¬глашения и валютного законодательства.
Уточним понятие и деятельность по гармонизации законодательства. Гармонизация законодательства - это сближение законодательства госу-дарств- членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах. Гармонизация является трудо¬ёмким и долгим процессом, который, в том числе, обусловлен спецификой национального законодательства.
В соответствии с информацией, представленной на сайте ЕАЭК, около 36 актов национального законодательства регулируют валютные отношения в ЕАЭС .
Сравнительный анализ законов о валютном регулировании стран-членов ЕАЭС позволяет сделать вывод о том, что режим проведения валют-ных операций в странах-членах ЕАЭС сильно различается, до сих пор суще-ствует множество ограничений и запретов. Кроме того, отсутствует единое понимание базовых конструкций и определений, например, каждая из стран-членов Союза по-своему решает вопрос о разграни¬чении критерия валютно-го резидентства.
С точки зрения автора, для достижения целей создания Союза необхо-ди¬мо унифицировать терминологию в национальных законодательствах стран- членов ЕАЭС о валютном регулировании и валютном контроле, по-средством закрепления определений: резидент, нерезидент, валютная опера-ция, валютные ценности и др.
Важно разработать типовое законодательство в области валютного кон¬троля на уровне ЕАЭС, в том числе урегулировав вопросы ответственно-сти за валютные правонарушения. Автор также полагает, что целесообразно заим¬ствовать опыт стран, которые вводят жесткие валютные ограничения в кризис (например, Исландия), а потом отменяют их.
В рамках данной работы был проведен анализ составов администра-тив¬ных правонарушений, предусмотренных законодательствами стран-членов Со¬юза в области валютного контроля. Автор пришел к следующим выводам:
- наибольшее число составов предусмотрено КоАП РФ : например, куп- ля-продажа иностранной валюты без участия уполномоченных банков; непред¬ставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии счета в банке за пределами РФ, несоблюдение установленных порядка пред-ставления форм учета и отчетности по валютным операциям и др.;
- в КРКоАП также достаточно подробно закреплены составы правона-рушений (перевод денег по валютным операциям без представления валют-ного договора; невыполнение требования репатриации национальной и ино-странной валюты; нарушение специального валютного режима и др.) - всего примерно 10 статей;
- в КоАП РБ были введены изменения, связанные с масштабной рефор¬мой в сфере валютного законодательства, также добавлены новые составы, в том числе: невыполнение обязанности по регистрации валютного договора, про-ведение должностным лицом юридического лица валютных операций по сче-ту, открытому в банке за пределами Республики Беларусь, с нарушением требований валютного законодательства;
- в Кодексах об административных правонарушениях Киргизии и Ар-ме¬нии содержатся всего по два состава правонарушений в области валютно-го контроля. Ст. 165 КоАП РА закрепляет неисполнение требования по осу-ществлению в РА денеж¬ных котировок реализации товаров, выполнения ра-бот, предоставления услуг, а также денежных выплат за указанные сделки в драмах РА; невыполнение иных требований в области валютного контроля. Составы, которые содержатся в Кодексе Кыргызской республики: нарушение правил осуществления операций с валютными ценно¬стями; нарушение пра-вил покупки уполномоченными банками иностранной ва¬люты по доверенно-сти и за счет резидентов.
- Гармонизация законодательства в области валютного контроля тре-бует комплексного подхода, поэтому одновременно с поэтапной отменой ва-лютных ограничений необходимо провести унификацию составов правона-рушений, предусмотренных Кодексами стран-членов Союза. Более того, санкции за со¬вершение таких правонарушений иногда носят очень жесткий характер, поэто¬му автор предлагает установить единый размер (например, штраф по КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций со-ставляет от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции).
Дальнейшей интеграции также будет способствовать совершенствова-ние правового регулирования, касающегося требований о репатриации ва-лютной выручки, а в перспективе - отмена репатриации по всем сделкам, со-вершаемым между резидентами государств - членов ЕАЭС в валютах стран ЕАЭС.
Репатриация означает получение резидентами денежного эквивалента в качестве встречного предложения от другой стороны контракта, либо воз-врат переведенных ранее денежных средств при неисполнении контрагентом дого¬вора. Отрицательная черта требования о репатриации заключается в том, что резидент, исполнивший контракт со своей стороны, попадает под санкции со стороны государства, хотя правонарушение связано с невозвра-том денежных средств недобросовестным контрагентом. Необходимо преду-смотреть возмож¬ность страхования рисков по данному требованию, либо за-крепить правило о предоставлении контрагентом обеспечения возврата де-нежных средств.
В данном случае предполагается обеспечить тесное информационное вза¬имодействие органов валютного контроля. Примером успешного инфор-мационного обмена мо¬жет служить Международный автоматический обмен информацией о финансо¬вых счетах, осуществляемый национальными нало-говыми администрациями, в соответствии с Единым стандартом отчетности, разработанным ОЭСР . В ка¬честве другого примера рассмотрим информа-ционное взаимодействие Цен¬трального банка РФ (далее - ЦБ) и ФТС РФ, в ходе которого ФТС передает ЦБ по закрытому каналу связи информацию по сомнительным финансовым опера¬циям. Благодаря такому взаимодействию был предотвращен незаконный вывод денежных средств из РФ на сумму 21 млн. долларов США в 2020 году.
В перспективе автор считает целесообразным создать наднациональные органы валютного контроля ЕАЭС, для недопущения совершения валютных правонарушений и оттока капитала с территории Союза. Данный тезис мож-но обосновать следующим: так как в дальнейшем ставится задача ввода еди-ной валюты (для начала, возможно, только на межнациональном уровне по примеру ЭКЮ, а далее и для внутренних расчетов), то необходимо будет обеспечить единую функционирующую систему органов и агентов валютно-го контроля.
Охарактеризуем основное направление развития законодательства о валютном контроле в ЕАЭС, а именно, его постепенную либерализацию. В первую очередь был про¬веден обзор изменений законодательства Белорус-сии (далее - РБ), которую многие ученые характеризуют в качестве страны с самыми жесткими ограниче¬ниями в области валютного контроля. Так, с 09.07.2021, вступили в силу следующие изменения: порядок проведения ва-лютных операций меняется с разрешительного на реги¬страционный; обязан-ность обеспечить репатриацию денежных средств допол¬нилась возможно-стью юридического лица-резидента самостоятельно опреде¬лять срок репа-триации.
Более того, у резидентов появится возможность без ограничений от-кры¬вать счета в белорусских рублях в иностранных банках, а также счета в ино¬странной валюте в банках РБ и проводить по ним операции, переводить между ними денежные средства.
Физические лица-резиденты смогут проводить валютные операции с использованием иностранной валюты и белорусских рублей, зачисленных на счета, открытые в иностранных банках (за исключением запрещенных опера-ций) и др.
В отношении органов валютного контроля: упразднена функция Наци-онального банка по выдаче разрешений для целей валютного контроля, но появилось полномочие вводить валютные ограничения на срок до одного года в случае угрозы эконо¬мической безопасности РБ.
В Российской Федерации можно наблюдать следующие изменения : с 01.01.2020 г. отменено требование обязательности репатриации валютной вы¬ручки по контрактам, заключенным в валюте РФ, в отношении экспорти-руемых и импортируемых несырьевых товаров. Поэтапно отменяется требо-вание о ре¬патриации валютной выручки по контрактам, заключенным в ва-люте РФ, отно¬сительно сырьевых товаров .
В Казахстане режим лицензирования валютных операций был заменен режимами регистрации или уведомления, отменены валютные ограничения, создававшие административные барьеры при осуществлении валютных опе-раций коммерческими банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг .
Законодательство Киргизии часто называют самым либеральным: рези-денты могут открывать счета в любых зарубежных банках и переводить туда любые средства без ограничений. Открытый за границей счет необходимо зарегистрировать в Нацбанке. Данные изменения позволяют постепенно обеспечить оптимальные условия в сфере валютного регулирования и кон-троля, а это является небольшим, но важным шагом на пути к будущему со-зданию валютного союза.
В заключение приведем выводы. Валютное регулирование и валютный контроль в ЕАЭС урегулированы большим числом нормативно-правовых актов. На данном этапе проходит их либерализация, отменяются ограниче-ния. Однако, необходимо унифицировать подходы к определению критерия валютного резидентства, закрепить базовую терминологию на межнацио-нальном уровне, составить единый акт в сфере валютного регулирования и валютного контроля в ЕАЭС, уре¬гулировать составы правонарушений в об-ласти валютного контроля, обеспечить тесное ин¬формационное взаимодей-ствие органов валютного контроля стран-членов на территории всего ЕАЭС.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях : федер. закон от 30 дек. 2001 № 195–ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Со-брание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 [ч. I]. – Ст. 1.
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 11.03.2024) // Российская га-зета от 17 декабря 2003 г. N 253.
4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. №259- ФЗ «О цифровых фи-нансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные за-конодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2020. – 06 августа.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О валютном ре-гу¬лировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на со¬вершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриа¬ции денежных средств» №265–ФЗ от 02.08.2019 (ред. от 02.12.2019). [Элек¬тронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 330658/
6. Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2019 №2097–р «О подписа¬нии Соглашения о согласованных подходах к регулированию ва-лютных право¬отношений и принятии мер либерализации». [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/37911/
Научная литература
7. Артемов Н. М. Валютные рынки. – М.: Профобразование, 2018. –113 с.
8. Буневич К.Г., Горбачева Т.А. Механизм валютного регулирова-ния в современных условиях: теоретический аспект // Вестник университета. – 2021. – №2. – С. 136 – 143.
9. Гаджимурадова Л.А. Основы валютного регулирования и валют-ного контроля в странЕе // Заметки ученого. – 2021. – № 10. – С. 304–306.
10. Ерпылева Н.Ю. Современное валютное регулирование в россий-ском законодательстве. // Право и политика. – 2014. – № 5. – C. 652–676.
11. Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам ва¬лютного регулирования и валютного контроля» от 30 июня 2020 г. №36–3). [Электронный ресурс]. – URL: https://pravo.by/upload/docs/op/H12000036_ 1594155600.pdf
12. Звонова Е. А., Эскиндаров М. А. Международный финансовый рынок: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М. : Изда-тельство Юрайт, 2017. – 453 с.
13. Коваль А. А., Левашенко А. Д., Синельников–Мурылев С. Г., Трунин П. В. Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России. https:// www.csr.ru/ wp–content/ uploads/ / / Doklad_ valyutnyi–_kontrol_Web.pdf.
14. Лисицын А. Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А. Н. Козырина. – М.: ЦППИ, 2008. – 327 с.
15. Люкшин А. М. Ключевые проблемы валютного рынка России в современных условиях // Десятая международная научно– практическая конференция «Государство и бизнес. Современные проблемы экономики». Северо–Западный институт управления ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» сб. науч. тр. – Санкт–Петербург: ИД «Стратегия Будущего», 2018. – С. 231–235.
16. Люкшин А. М., Наумов В. В. Российский валютный рынок в си-стеме мировых валютных отношений // Финансовая экономика. – 2018. – № 5. – Ч. 8. – С. 986–989.
17. Научно–исследовательская работа по теме «Разработка предло-жений по устранению барьеров для развития кооперационного сотрудниче-ства пред¬приятий на пути движения промышленных товаров на общем рын-ке Евразий¬ского экономического союза (ЕАЭС) и на рынки третьих стран на основе ана¬лиза системообразующих промышленных предприятий ЕАЭС». Аннотация и отчет. Москва 2017. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eurasiancom– mission. org/ru/MR/Lists/List/DispForm. aspx?ID= 160
18. Отчет об иностранных клиентах по стандарту ОЭСР. [Электрон-ный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/otchet_ob_inostrannyh_ klien-tah_po_standartu_oj esr/
19. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятель-ности органов валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Калужского университета. – 2019. – № 2. – С. 73–77.
20. Понаморенко В.Е. Актуальные вопросы развития правовых ос-нов валютного контроля в ЕАЭС // Таможенное дело. – 2020. – №1. – С. 27–31.
21. Пономаренко В. Е. Тенденции развития валютного контроля в России в условиях цифровизации экономики // Юридическая наука. – 2018. – № 2. – С. 151–156.
22. Структура законодательства государств–членов ЕАЭС в сфере валют¬ных правоотношений. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eura siancom– mission.org/ru/act/finpol/dofp/Documents/Cтpyктypaзaкoнoдaтeльcтвaмaй2020.pdf
23. Тедеев А.А. Валютное право: учебник для вузов. – Москва: Изда-тельство Юрайт, 2009. – 167 с.
24. Филатова Валерия Владимировна Особенности валютного регу-лиро¬вания стран в условиях членства в ЕАЭС // Таможенная политика Рос-сии на Дальнем Востоке. – 2017. – №2 (79). – С.65.
25. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федера-ции: правила, контроль, ответствен¬ность: учеб.– практ. пособие. – М., 2013. – 243 сю
26. Шишкина Р. В. Проблемы регулирования валютного рынка // Извес¬тия Академии управления. 2019. № 4. С. 24–27.