Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени система образования ориентировалась исключительно на детей, способных следовать стандартной учебной программе. Однако на практике стало ясно, что многие дети имеют образовательные потребности.
Вступление в силу федерального закона "Об образовании" от 29.09.2012 ввело новое понятие - инклюзивное образование. Согласно статье 2, пункт 27 данного закона, инклюзивное образование предполагает равный доступ к образованию для всех учащихся, учитывая их разнообразные особенности и индивидуальные способности [18].
В настоящее время одним из ключевых направлений работы педагога-психолога в школе является помощь детям с особыми образовательными потребностями в преодолении нарушений, особенно в эмоциональной сфере.
Важность нашего исследования подтверждается статистическими данными: примерно 8-10% учащихся не справляются с учебной программой, при этом около половины из них имеют задержки в психическом развитии [22].
Задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей, становятся все более сложными и многообразными.
Традиционные методы работы сосредотачиваются в основном на коррекции когнитивной сферы, но явно недостаточны без системных мер, направленных на формирование коммуникативных навыков и коррекцию эмоциональной сферы.
Проблема формирования и функционирования эмоциональной сферы детей давно признана психологами важной. Эмоции играют ключевую роль в познании окружающего мира и установлении контактов с ним. Этой проблемой занимались такие выдающиеся авторы, как, Быков А.В., Вилюнас В.К., Выготский Л.С., Дашкевич О.В., Смирнова, Е.О. Черникова О.А.
В контексте современного образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) ставит определенные задачи, решение которых предусматривает формирование навыков безопасного взаимодействия младших школьников в социуме. Эти задачи можно успешно решать в рамках целенаправленной психолого-педагогической работы в начальной школе, когда идет активное формирование личности ребенка. Важным аспектом в формировании психологической культуры и адаптивных свойств личности является становление такого психологического феномена как саморегуляция.
Современные исследования подтверждают, что эмоциональность оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Если ребенок постоянно находится в состоянии уныния, подавленности или раздражения, его активность в исследовании окружающего мира значительно снижается по сравнению с его более эмоционально устойчивыми сверстниками [2]
Цель исследования – теоретическое обоснование проблемы особенностей эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Объект исследования – эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Задачи исследования:
1)Проанализировать исследования эмоциональной сферы в отечественной и зарубежной психологии
2)Изучить особенности эмоциональной сферы младшего школьного возраста с задержкой психического развития
3)Рассмотреть ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ методы и приёмы коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – подбор, изучение и анализ клинической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - Санкт-Петербург.: Питер, 2002. - 312 с.
2.Андрущенко, Т.Ю. Карабекова, Н. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников / Т.Ю. Андрущенко, Н. Карабекова. - Волгоград: Перемена, 2003.- 349 с.
3.Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения. Дефектология/ Н. В. Бабкина. – Москва.: Библиогр., - 2003. - 250 с.
4.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. - Москва.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.- 132 с.
5.Вейтен, У. Теории эмоций. Общая психология. / У. Вейтен. – М.: УМК Психология, 2002. - 314 с.
6.Власова, Т.А., Лубовский, В.И. и др. Задержка психического развития детей и пути её преодоления: Обзорная информация. / Т.А. Власова, В.И. Лубковский. – Москва.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. - 120 с.
7.Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973.- 250 с.
8.Володин, П.Я. Психология и педагогика. / П.Я. Володин. – Санкт-Петербург.: Питер, 2001. - 330 с.
9.Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2000. - 224 с.
10.Выготский, JI.C. Проблема возраста: Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2001. - 244 – 269 с.
11.Выготский, Л.С. Основы дефектологии: Собр. соч., Т.5. / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2003. - 290 с.
12.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1996.- 134-167 с.
13.Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника/ О.С. Газман. // Советская педагогика. – Москва: ПРОСВЕЩЕНИ, 1982. - 321 с.
14.Герасимова, В.И. Эмоции, темперамент, характер. / В.И. Герасимова. - Москва: ВУ Смысл, 2003. - 412 с.
15.Головин, С.Е. Физиология человека. / С.Е. Головин. – Москва: Поломник., 2003. - 220 с.
16.Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская.- Москва: Гардарики, 2002. - 201 с.
17.Деркач, А.А., Зазыкин, В.Г. Жанр: Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - Издательство: Питер ISBN: 5-314-00082-2., 2003. – 125 с.
18.Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе: пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога – Москва: Просвещение., 2005 - 215 с.
19.Дмитриева, С.А. Принципы и содержание психологической коррекции эмоциональных нарушений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста: методические рекомендации. / С.А. Дмитриева. - Красноярск:, 2005. - 332 с.
20.Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. / Б.И. Додонов. – Москва: Педагогика., 2000. - 250 с.
21.Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. / О.В. Защиринская. - Санкт-Петербург.: Речь, 2003. - 432с.
22.Изотова, Е.И., Никифорова, Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
23.Кондаков, М.И. Краткий психологический словарь. / М.И. Кондаков. - Москва.: Аркти, 2000. - 350 с.
24.Меркулова, О. Сборник игр по развитию и коррекции эмоциональной сферы для младших школьников / О. Меркулова – Москва, 2021.
25.Неверович, Я.З. Психологический анализ формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / Я.З. Неврович - Известия АПН РСФСР. − 1955.−Вып.64
26.Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. / Л.Ф. Обухова. - Москва, Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.
27.Огольцова, Е. Г., Тимохина, А. Э., Сергеева, Е. А. Развитие инклюзивного образования в России / Е.Г. Огольцова, А.Э. Тимохина, Е.А. Сергеева // Молодой ученый. – 2017. – №50. – С. 249–252. – URL https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 12.04.2024).
28.Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М., 2005. – 512 с.
29.Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. - Москва, 2000.
30.Панфилова, М.А. Эмоционально – поведенческая коррекция детей: Учебное пособие / М.А. Панфилова. – Москва, 2013. – с.80