Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Модернизация школьного образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и на развитие их личности. Решение подобных задач возлагается на классных руководителей, которые являются в современной школе главным звеном воспитательной системы.
Современное общество столкнулось с проблемой недостаточного формирования духовности и нравственности в образовательном пространстве, в котором задействованы обучающиеся и педагог. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям, которые непосредственно оказывают влияние на формирование личности и развитие обучающихся. Большую роль в этом процессе играют работы Н.Е. Щурковой, которые посвящены процессам воспитания школьников.
Образовательная организация остается основным социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Процесс воспитания является одной из основных категорий педагогики, отражающий ее сущность и содержание.
Одновременно с воспитанием тесно идет процесс обучения, который является важным фактором поэтапного развития индивидуума. Современная образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности с целью улучшить подходы к использованию педагогических технологий и разнообразить круг применения этих технологий в процессе обучения.
Учёные и специалисты в области педагогики утверждают, что инновационные технологии, используемые классным руководителем, при развитии и воспитании младших школьников, обладают рядом достоинств, которые улучшают учебно-воспитательный процесс. Например, они позволяют преодолеть пассивность учащихся в процессе учебного занятия, развить и сформировать познавательный интерес к учебному предмету. Поэтому необходимо в воспитательной и образовательной деятельности использовать различные технологии, так как они способствуют развитию обучающихся при изучении иностранного языка и других учебных предметов и стимулируют их познавательную активность, позволяя актуализировать их потребности и внимание.
В психолого-педагогической науке проблема использования технологий в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Изучением проблемы, к примеру, детских игр занимались психологи и педагоги различных времен (Э. Берн, Л.С. Выготский, Е.В. Титова, Й. Хёйзинг, Д.Б. Эльконин и др.).
Основным лицом в процессе воспитания школьников является классный руководитель. Сегодня, в зависимости от ситуации и от того, с кем конкретно и по какому поводу классный руководитель взаимодействует, он выполняет самые разнообразные функции.
Сегодня школа работает в системно-деятельностном подходе, в связи с чем, функции работы классного руководителя постоянно трансформируются. В теории существует достаточно много исследований. где рассматривается деятельность классного руководителя с самых разных сторон, но на практике не так много методических материалов, которые позволяли бы классному руководителю во всей полноте реализовывать эти функции.
Цель работы: изучить и обосновать роль классного руководителя в воспитании младших школьников.
Объект исследования: воспитательная система в начальной школе.
Предмет исследования: деятельность классного руководителя в воспитательной системе начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что действия классного руководителя будут продуктивнее, при условии, что его работа будет осуществляться в системно-деятельностном подходе с использованием инновационных воспитательных технологий.
Задачи:
1. Провести анализ понятия деятельность классного руководителя в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить особенности деятельности классного руководителя в воспитании младших школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия деятельности классного руководителя в воспитании младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя в воспитании младших школьников
1.1. Анализ понятия деятельность классного руководителя в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Сегодня деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учениками своего закреплённого за ним класса. Классный руководитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для развития гражданственности и мировоззренческой культуры школьников. Он прививает им навыки созидательного труда.
Деятельность классного руководителя сегодня регламентируется специальным положением школы. В нем определены функции классного руководителя и основные направления работы [9].
В классе всегда работают несколько преподавателей-предметников. Здесь возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся. Эта работа возлагается на классного руководителя, который проводит необходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельности. Сущность личностно-развивающей функции заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся [7].
Осуществление данных функций связано с выполнением классным руководителем ряда возложенных на него функциональных обязанностей. К ним относятся:
-всестороннее изучение личности обучающихся;
-разъяснение и внедрение правил поведения;
-повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся;
-контроль за домашней работой;
- регулирование объемов домашних заданий;
-периодическое проведение ученических собраний в классе;
-вовлечение учащихся в кружковую работу;
-организация общественно полезного труда;
-внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;
-объединение воспитательных усилий учителей, работающих в классе, и установление единого подхода ко всем учащимся;
-поддержание связей с родителями и работа с семьей;
-ведение личных дел учащихся.
Как можно увидеть из представленного перечня функциональных обязанностей классного руководителя, фронт его работ достаточно широк.
Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы [20].
Роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности каждого из учеников, достаточно велика. В учебном процессе классный руководитель занимает важно место. От его личностных качеств, целесообразности и эффективности его деятельности, которая становится сложнее и ответственнее год от года, зависит результативность учебно-воспитательного процесса и комфортность в классе для каждого ребёнка.
Сегодня воспитание не может быть организовано посредством только тех традиционных методов, средств и форм работы, которые были ведущими в традиционной системе обучения. Методическое обеспечение воспитательного процесса сегодня, не успевает за теми переменами, которые происходят в школе в последнее десятилетие. Сегодня школа работает исключительно в соответствии с требованиями ФГОС, на каждой из образовательных ступеней.
Современные тенденции в образование все направлены на воспитание личности ребёнка. При этом никто не говорит о степени снижения обучающей функции. Всё это должно происходить системно и в комплексе [12].
Современный ФГОС регламентирует системно-деятельностный подход. Прежде всего – это личностно ориентированное образование и реализация триединой образовательной модели. Традиционная образовательная модель регламентировала лишь формирование так называемых ЗУН, то есть, знаний, умений и навыков. Речь не идёт о том, что традиционная школа не занималась воспитанием. Она это делала лучше, чем это делают сейчас. Тем не менее, контроль и мониторинг сводился лишь к проверке усвоенных знаний и сформированных умений.
Сегодня ФГОС регламентирует формирование у детей предметных, метапредметных и личностных результатов. Педагоги до сих пор часто разводят предметные и метапредметные результаты отдельно для процесса обучения и для воспитания. Но здесь нельзя забывать о том, что образовательная цель всегда триедина. Она не разводит процессы обучения, воспитания и развития ребёнка. Этот процесс был и остаётся целостным. Разница сегодня лишь в том, что учитель больше не транслятор знаний. Учитель сегодня консультант и наставник. Но главное, он сегодня воспитатель детей.
Если говорить о личностно ориентированном результате, то можно добавить, что педагог несёт сегодня ответственность за каждого, отдельно взятого ребёнка. Можно также говорить о том, что тенденции в образовании сегодня таковы, что от коллективного воспитания группы или класса, образовательная модель подошла к индивидуальному образовательному процессу каждого субъекта [18].
С одной стороны, обучение от воспитания отделять нельзя, поскольку личность формируется именно в процессе учебной деятельности. С другой стороны, каждый педагог работает согласно требованиям образовательной программе и по каждому предмету есть тот обязательный объём предметных знаний, который учитель обязан выдать каждому ученику. Именно эту проблему сейчас пытается решить школа, постоянно развивая и совершенствуя систему классного руководства в школе. За последние годы, в этом направлении сделано очень много полезного. Отдельно в образовательную программу включена программа воспитания школы. Комплекс воспитательных мероприятий органично вплетают в образовательный процесс в целом [11].
Сегодня в школе одинаково значимы урочная и внеурочная деятельности. И урочная и внеурочная деятельность реализуются, согласно тому содержанию, которое заложено в рабочих программах учителя. Это лишь подтверждает то, что роль классного руководителя в школе неизменно возрастает. Большая роль классного руководителя заключается в помощи родителям при воспитании детей.
Семья до конца не готова, за редким исключением, заниматься воспитанием своих детей в силу многих объективных и субъективных причин. Деятельность педагогов всех уровней, а классных руководителей в особенности осложняется в силу необходимости соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним действующая в учебном заведении воспитательная система. Сегодня нужно обладать системным видением целостного образовательного процесса. Классному руководителю нужно уметь анализировать свою деятельность и координировать ее с деятельностью всех остальных коллег. Высокий интеллектуальный уровень многих учеников также выдвигает требования к личности педагога. Классному руководителю нужно быть, сегодня педагогом-интеллектуалом [8].
Каковы сегодня основные составляющие этой многоплановой работы классного руководителя. Систематическое посещение уроков и воспитательных мероприятий формирует у педагога такое важное профессиональное качество, педагогическая наблюдательность. Важно уметь выделять ценное, в опыте каждого члена коллектива, как ученического, так и педагогического. Но надо иметь в виду, что педагогический труд очень своеобразен. Нередко, одни и те же методы и приемы у одного педагога приводят к успеху, а у другого к неудаче. Профессиональному росту педагогов и созданию творческой атмосферы в коллективе способствует следующее:
- качественное выполнение методических разработок;
-разработка авторских и развивающих программ по урочной и внеурочной деятельности;
-участие педагога в педагогических чтениях, конференциях, семинарах и др.;
-ведение исследовательской педагогической деятельности и подготовка статей для печати и др. [18].
Несмотря на то, что сегодня регламентирован индивидуальный подход к ученику, тем не менее, эти процессы происходят всегда в ученическом коллективе. Учителя всегда большое внимание уделяли проведению многочисленных мероприятий. Это уроки мира и уроки мужества и др. По количеству проведённых мероприятий, оценивалась работа классного руководителя.
Однако личные наболевшие проблемы детей, оставались, как правило, в стороне. С кем ученик мог посоветоваться, если у него не складывались отношения с тем, или иным преподавателем. Как ученику поступить, если его не принимают одноклассники. Среди этих функций все большее значение приобретает защита и опека ученика, реализуемая в личностно ориентированном подходе. Личностно ориентированный подход должен быть базой всех ценностных ориентации педагога [13].
Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета и понимание закономерностей воспитания и обучения. Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь сформировать у них нравственные черты личности.
Важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям и умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности [6].
Критерии эффективности работы классного руководителя следующие:
-установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;
-разработка форм, методов и приемов деятельности;
-реализация намеченных планов;
-анализ результатов деятельности;
-коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.
Академик Ю.К. Бабанский определял шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися.
1. Целевой компонент.
2. Стимулирующе - мотивационный компонент.
3. Содержание образования.
4. Операционно - деятельностный компонент.
5. Контрольно - регулировочный компонент.
6. Оценочно - результативный компонент.
Целевой компонент предполагает постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. Стимулирующе-мотивационный компонент он направлен на учащихся. Нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно здесь велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей.
Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд. Важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе. Операционно - деятельностный компонент предполагает контроль за тем, чтобы дети владели инструментами учения, на уроке, и вне его [15].
Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.
Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей. Современный классный руководитель – это тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.
В отличие от педагогов-теоретиков, классный руководитель изучает своих воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше воспитывать. Особый вопрос для изучения школьника – его отношение к общественной работе. У классного руководителя должно быть зафиксировано, какие поручения и как выполняет ученик, как развиты его инициатива, ответственность, чувство долга и др.
Классный руководитель изучает коллектив своего класса, характеристикой которого обычно открывается план работы. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения. Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия и сплочения учеников. Классный руководитель-организатор опирается на знание интересов и склонностей детей. Выбор направления деятельности зависит от интересов и потребностей учеников. Педагог использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя [17].
1.2. Особенности деятельности классного руководителя в воспитании младших школьников
Современное общество нуждается сегодня в компетентных людях. Большая роль в воспитании компетентных и грамотных людей, отводится сегодня педагогам, и в частности – классным руководителям. В настоящее время вся воспитательная работа в школе ведётся на основе рабочих программ воспитания школы. Данная программа содержит инвариантные и вариативные модули, касающиеся выполнения тех, или иных видов воспитательных направлений.
Модули, которые называют инвариантными, являются обязательным для каждой школы. Те модули, которые называются вариативными, могут быть внесены в программу школой самостоятельно. К инвариантным модулям относятся модули, посвящённые классному руководству, школьным урокам, внеурочной деятельности, работе с родителями детей, работа в области профессиональной ориентации и самоуправление школьников.
К вариативным модулям могут относиться любые воспитательные направления. Чаще всего это направления, которые посвящены школьным медиа, каким-либо общешкольным делам или детским общественным объединениям. Программы воспитания в школьной образовательной практике появились относительно недавно. Речь не идёт о том, что раньше в школе образовательных программ не было. Раньше на практике педагоги в основном использовали планы воспитательной работы. преимущество современной программы воспитания заключается в том. что все мероприятия, прописанные в этой программе полностью встраиваются в расписание школы. Как правило, к этим программам ежегодно прикладываются большие пакеты приложений. К приложениям относится необходимый анализ по воспитательной работе.
Такой анализ должен проводиться классным руководителем ежегодно. Так же ежегодно классный руководитель описывает весь класс и даёт ему подробную характеристику. Кроме этого классный руководитель составляет социальный паспорт класса, листы здоровья обучающихся, модель самоуправления в классе и занятость детей в кружках и секциях.
К программе воспитания классный руководитель прикладывает календарный план воспитательной работы на следующий учебный год. В самой программе воспитания указаны все те базовые ценности, которые нормативно заявлены в ФГОС. К ценностям относят семью, труд, отечество, природу, мир, культуру, знания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абачиев, С.К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С.К. Абачиев. – Москва. – 2010. – 472 c.
2. Андреев, В.Н. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития [Текст] / В.Н. Андреев. – Казань, 2012. – 272 с.
3. Александрова, И.Б. О некоторых особенностях блогов [Текст] /И.Б. Александрова // Русская речь. – 2017. – No 4. – С. 49–54.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
5. Ахмедьянов, А.Г. Экзистенциальные основы духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Г. Ахмедьянов. – Москва, – 2012. –150 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений) / URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/02/Bern-E.-Igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.pdf (дата обращения 13.04.2024).
7. Богуславская, Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н.Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – No 9. – С. 458–460.
8. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
9. Власова, О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность [Текст] / О.В. Власова. – Саратов, 2011. – 54 с.
10. Владимир Путин призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее и продолжать борьбу с фальсификациями истории URL: https://www.kommersant.ru/doc/2956353 (дата обращения 13.04.2024).
11. Вырщиков, А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2015. – 271 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. URL: https://ds232.centerstart.ru/sites/ds232.centerstart.ru/files/archive/Выготский%20Л.С.%20Психология%20развития%20ребенка.pdf (дата обращения 13.04.2024).
13. Гринев, В.И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В.И. Гринев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — No 5.648 (109.6). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26985/ (дата обращения 13.04.2024).
14. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
16. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
17. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь Русского Языка. URL: https://reallib.org/reader?file=671102 (дата обращения 13.04.2024).
18. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс].URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 13.04.2024).
19. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4 томах (Малый академический словарь) / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-russkogo-jazyka-v-4-tomah-malyj-akademicheskij-slovar/ (дата обращения 13.04.2024).
20. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
21. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
22. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
23. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко. – Москва, 2019. – 219 с.
25. Титова В.Е. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания. URL: https://human.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2014/1/titovaev.pdf (дата обращения 13.04.2024).