Фрагмент для ознакомления
2
Современное информационное пространство не ограничивается одними лишь традиционными СМИ, как это было ещё 30 лет назад. Настало время новой медиареальности, где каждый желающий может быть источником информации, реализовывать потенциал в журналистике, создавать собственные проекты в любой форме.
Классические жанры в этой реальности по-новому интерпретируются, становясь более свободными и оригинальными, адаптируясь под тренды медиасреды и запросы аудитории.
В наш век высоких технологий информация стала наиболее ценным ресурсом, но в тоже время и значительной угрозой для современного общества. Люди с активной жизненной позицией стараются соответствовать тренду и пишут, комментируют, информируют, манипулируя таким образом мнением менее активной части населения. С расширением числа пользователей сети Интернет и последующем появлением смартфонов возникла и так называемая «гражданская журналистика». На сегодняшний день авторитетных научных исследований на тему, как влияет деятельность гражданских журналистов на массового потребителя информации нет. Однако масштаб влияния вполне очевиден. Достаточно взглянуть на цифры, а именно на количество подписчиков того или иного «рупора свободы»
Целью данной работы является рассмотрение социальной ответственности СМИ и блогеров в современных социальных коммуникациях.
Задачи:
- описать социальную ответственность журналиста;
- рассмотреть блогинг и его социально-этическую составляющую;
- описать освещение журналистами медицинской тематики: этические и социальные аспекты;
- рассмотреть социальную ответственность и манипуляции блогеров (на примере «Катя Golden», Е. Блиновской). Lifestyle-блоги о здоровом образе жизни и социальная ответственность.
Объект исследования – социальная ответственность.
Предмет исследования – социальная ответственность блогеров и СМИ.
Глава 1 Теоретические основы социальной ответственности СМИ и медиа
1.1 Социальная ответственность журналиста
Современные медиапроцессы оказывают серьёзное влияние на деонтологическую компетенцию журналиста. Цифровая среда требует особого внимания к отбору и оценке информации (можно ли сделать необходимый отбор и обработку определенной информации не нарушая нейтральности); контекстуализации информации (при составлении материала очень часто может выйти искаженный материал, передающий неверную информацию или создающий неверное понимание того, о чем говорится); необходимости защиты данных (в России четко отслеживаются нарушения против достоинства личности, свободы совести, личной и семейной тайны, а также неприкосновенности частной жизни); достоверности информации (уверенности в надежности полученной информации никогда не было, что всегда приходилось проводить ряд действий по проверки достоверности и точности данных. Свобода слова, анонимность, желание выделиться интересным контентом породила огромное количество недостоверной, ложной информации).
Общие деонтологические принципы обретают форму и становятся правилами или предписаниями для ситуаций, которые чаще всего встречаются при осуществлении журналистской деятельности:
1) журналист - аудитория
2) журналист - источник информации
3) журналист - персонаж его произведения
4) журналист - автор
5) журналист - редактор
6) журналист - редакционный коллектив
7) журналист - коллеги по профессии .
Деонтологические нормы в отношениях «журналист - аудитория» определяет степень морально-этического сознания журналиста.
В первую очередь, это нравственная ответственность перед аудиторией по передаче качественного, правдивого материала с учетом особенности и специфики круга лиц, к кому обращена эта информация. Журналисту важно задаваться вопросами относительно того, что он собирается сказать и как; нужна ли эта информация читателю/слушателю; не оскорбит ли он кого-то своими высказываниями; честно и правдиво ли он передаст мысль? Человек, осуществляющий журналистскую деятельность, должен остро чувствовать ответственность за процесс передачи информации, за то, как именно воспримется написанное/сказанное им, и как тот посыл, что он заложил в свои слова, в дальнейшем будет использоваться. Важно также помнить, что журналист не может быть надменным или высокомерным, он - лидер, доносящий истину, не известную аудитории ранее.
Стремление быть понятым и услышанным тренирует уровень сознания журналиста: он учится слушать, прислушиваться к своей аудитории, трепетно и терпеливо работает с материалом и думает в первую очередь о тех, кто воспримет его мысль.
Важным критерием взаимоотношений «журналист-аудитория» является добросовестность. Добросовестный журналист всегда в ответе за правдивость и достоверность передаваемого им материала. И если вдруг журналист публикует текст, в котором присутствует информация, в которой он не уверен, будет верно и добросовестно указать о неуверенности в точности и правдивости этой части материала.
Отношения «журналист - источник информации» регламентируются многими этическими нормами, которые определяют формы получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. При сборе информации журналист может выступать как с «открытым лицом», где не будет скрывать свою личность и профессию, но и с «закрытым», когда будет действовать втайне, используя скрытую фотосьемку, микрофон или наблюдение под прикрытием. При работе с «открытым лицом» журналист обязан представиться и сообщить, от какой организации работает. Также он должен получить согласие на проведение любого сбора информации, и при отказе недопустимо переходить в агрессию, проявлять требовательность, угрозы или пренебрежение. Залог качественной работы в этом случае состоит в уважении, терпении, умении находить общий язык с любым типом личности и способность узнавать необходимое посредством косвенных вопросов. После сбора информации, при его обработке, журналист обязан быть беспристрастным и, насколько это возможно, объективным.
После получения сведений журналист должен тщательно просмотреть их для определения, что именно пойдет в будущей материал.
Категоричным нарушением деонтологических норм является прием «вырывание из контекста», когда безобидное сведение оборачивают в худшем свете и из обрывков создают видимость правдивости этой информации .
Создавая образ реального человека и распространяя о нем какую-то информацию, журналисту важно оценивать, что и как он сообщит это, чтобы не навредить герою, о котором будет рассказывать. То есть при работе над текстом журналисту стоит внимательнее подходить к деталям описания портрета, характера, фактов из биографии, аспектам личной жизни, его позиции в каких-то вопросах и взаимоотношений с окружающими. Необходимо точно и достоверно передать образ описываемой личности. Когда приходится освещать трудные с этической точки зрения аспекты, тогда журналисту следует менять дату, имена и прочее, что прямо бы указывало на этот факт/событие.
Журналист может выступать как редактор или критик для оценки материалов, предоставленных его коллегами. В этом случае он будет выступать в структуре «журналист-автор». Каждый текст, материал, письмо, которое поступило к редактору, требует чуткого ответа и должного внимания. Журналисту-автору важно уметь грамотно и профессионально ответить на полученный материал, указав на недостатки и части, нуждающиеся в доработке, прояснить возможные дальнейшие перспективы. Все это является показателем высокого нравственного уровня во взаимоотношениях авторов. Когда журналисту попадает в руки текст, нуждающийся в редактировании, он берет на себя ответственность в помощи автору. Важно не полностью переделать текст, а с уважением сохранить первоначальные идеи и мысли, которые автор заложил в материал. Обязательно должно присутствовать уважение к выбранному автором стилю и композиции. Зачастую редактор сталкивается с принципиальными и неуступчивыми авторами, которые во что бы то ни стало хотят сохранить первоначальный вид материала. Именно поэтому деонтология учит терпению при взаимодействии с подобными авторами.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 12.04.2024)
2) Кодекс профессиональной этики российского журналиста. // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/901854413
3) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным олосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 12.04.2024)
4) Дзялошинский И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021.
5) Дэн Чэньян Этические принципы деятельности медицинского журналиста//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2022. № 52. С. 1526-1530
6) Казаков А. А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 86-90
7) Киуру К.В. Digital-жанры современного медиатекста: pin, insta, twit // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2016. – № 1 (18). – С. 39-45
8) Кунтуганова Б.А. Манипулятивные приемы в социальной сети телеграм (на примере популярных блогов)// ЯЗЫК ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА. Материалы VI межвузовской студенческой научно-практической конференции c международным участием. Отв. редактор Е.М. Королевская. Москва, 2023. С. 201-205
9) Летов, О. В. Этика и медицина / О. В. Летов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. – 2021. – No 3. – С. 136-140
10) Макарова Н. Я. Деонтологические компетенции в профессиональной деятельности журналиста//МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2022. № 9. С. 122-125
11) Позднякова Ю. С. Освещение пандемии COVID-19 в российских СМИ (на примере научно-популярного издания N+1 Интернет-портала РБК)//КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы X Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 168-180
12) Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века : колл. монография / А. Д. Кривоносов, К. В. Аксенов, А. Ю. Бомбин [и др.]. – СПб : СПбГЭУ, 2021.
13) Романова А. А., Иванов Я. А. PR-стратегии Е. Блиновской как инфоцыганки// Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (10–14 апреля 2023 г., Красноярск) : в 3 т. Т. 3. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 25,5 МБ). – Систем. требования : Internet Explorer; Acrobat Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата .pdf) / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2023. С. 111-115
14) Тютеньков М.С. Журналистская деятельность: CIVIC JOURNALISM & CITIZEN JOURNALISM//МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ ДИАЛОГА. Сборник статей международного научного форума. Под редакцией О.Н. Савиновой. Нижний Новгород, 2023. С. 131-135
15) Ярославцева Е. Д., Бянкин А. С. Трансформация компетенций специалистов в условиях цифровой экономики//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. Том Часть 3. Комсомольск-на-Амуре, 2022. С. 314-316
16) Грошева А.В. Lifestyle-блоги в социальных медиа о здоровом образе жизни: от инфоцыганства к научному подходу//РОССИЙСКАЯ ПИАРОЛОГИЯ: ТРЕНДЫ И ДРАЙВЕРЫ. Сборник научных трудов в честь профессора К.В. Киуру. Том Выпуск 15. Под редакцией А.Д. Кривоносова. Санкт-Петербург, 2022. С. 25-30