Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время мы всё чаще встречаемся с детьми, чье речевое развитие отстает от нормы. Одним из самых распространённых речевых нарушений является дизартрия. Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата из-за органического поражения центральной и периферической нервной систем.
В связи с распространением данной проблемы проводятся исследования и разрабатываются коррекционные системы занятий. С теоретическими и методическими аспектами дизартрии связаны: Архипова Е. Ф., Белякова Л. И., Винарская Е. Н., Ипполитова М.В., Лопатина Л. В., Мастюкова Е. М., Правдина О. В., Панченко И. И., Семенова К. А., Чиркина Г. В., Эйдинова М. Б. и другие.
Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, появляются проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции.
Логопедическая работа по коррекции дизартрии должна проводиться, систематически, учитывая возрастные особенности детей и их ведущую деятельность. Логопедическая работа по коррекции интонации речи является одним из важных критериев по работе над устранением стертой дизартрии. В ней характеризуется субъективность их отношения к сверстникам и взрослым.
Изменение интонации можно наблюдать в том случае, когда ребенок хочет передать своему собеседнику свои знания, чувства и отношения. Также интонация является способом передачи того, о чем мы хотим сказать. Так как, в данный момент, дети с дизартрией занимают большой процент нарушений, а преодоление нарушений интонации такими детьми не может быть самостоятельной, то необходима специальная методика по формированию интонационной выразительности речи.
Установлено, что развитие интонационной выразительности речи идет от различения повествовательной, вопросительной, затем восклицательной речи взрослого, до ее проявления в собственной речи.
В различных исследованиях обращается внимание на то, что логопедическая работа по формированию, восприятию и опознанию интонационной выразительности речи происходит за счет ознакомления детей с различными видами интонации и способами их обозначения.
Цель исследования: изучение нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить клинико-педагогическую характеристику дизартрии, ее причины и виды;
Рассмотреть понятие интонационной выразительности речи;
Выявить особенности формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией;
Провести диагностику состояния интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией и проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: интонационная сторона речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности интонационной выразительности у старших дошкольников с дизартрией.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования коррекции нарушения интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией
1.1. Клинико-педагогическая характеристика дизартрии, ее причины и виды
В дошкольном возрасте распространенным речевым нарушением является дизартрия. Она связана с органическим поражением нервной системы, при котором нарушен двигательный механизм речи. Это нарушение затрагивает произносительную и просодическую стороны речи, так как присутствует недостаточная иннервация мышц речевого аппарата [25].
Существуют разные подходы классификации дизартрии, например, локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.
О. В. Правдина выделила классификацию по принципу локализации мозгового поражения. Сюда входят:
псевдобульбарная дизартрия;
бульбарная дизартрия;
экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия;
мозжечковая дизартрия;
корковая дизартрия [22].
Данная классификация учитывает и разделяет в большей степени неврологическую симптоматику.
Если рассматривать дизартрию по степени выраженности, то отмечается:
Легкая степень;
Средняя степень;
Тяжелая степень.
При легкой степени дизартрии отмечаются незначительные нарушения в структуре дефекта.
Имеется нечеткое, смазанное звукопроизношение, но разборчивость речи нарушена незначительно. Можно услышать оглушение звонких согласных. Наблюдаются искажения в свистящих, шипящих, сонорных звуках. Смазанность звукопроизношения усиливается, если увеличить речевую нагрузку на ребенка.
Речевое дыхание у детей с легкой степенью дизартрии учащённое, голос тихий, просодика маломодулированная.
Наблюдаются нерезко выраженные нарушения тонуса мышц языка, иногда губ, незначительное снижение объема артикуляционных движений. Нарушены наиболее тонкие и дифференцированные движения языка.
Наблюдаются лёгкая саливация, затруднение жевания твёрдой пищи, редкие попёрхивания при глотании, повышение глоточного рефлекса.
При средней степени дизартрии речь невнятная, может быть не очень понятной для окружающих людей. Во многих фонетических группах наблюдаются искажения. Так же нередко опускаются окончания слов, стечения согласных.
Голос тихий и слабый, глухой, прерывистый, хриплый. Нарушены глубина и ритм дыхания. Речь детей со средней степенью дизартрии монотонная, голос немодулированный. Выражены нарушения тонуса мышц лицевой мускулатуры, губ, языка. При этом лицо гипомимичное, замедленное и не точное движение губ и языка. При удержании языка в определенной позиции и переключении движений возникают значительные трудности.
Характерными являются гиперсаливация, нарушение акта приёма пищи, синкинезии, повышение рвотного рефлекса.
Тяжёлая степень дизартрии - это полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича рече-двигательных мышц. При этом наблюдается расстройство произвольного управления речевым аппаратом.
Это глубокое поражение артикуляционных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата.
Лицо не имеет мимики, маскообразное, движение губ резко ограничены, язык неподвижен. Почти полностью отсутствует жевание твёрдой пищи, выражено захлебывание, гиперсаливация [25].
Л. В. Лопатина исследовала детей с дизартрией. Критериями исследования являются звукопроизношение, просодика, сформированность лексики, грамматики, фонематического слуха. Так же оценивается моторика: общая и артикуляционная. По наблюдениям, общим для детей является слабость голоса, дыхания, имеется монотонность речи. При звукопроизношении имеются искажения, замена, смешения. Автоматизация звуков сложна. Имеются нарушения мелкой и общей моторики [18].
В дошкольном возрасте наиболее часто встречается лёгкая степень дизартрии. Для неё характерным является повышение тонуса мышц артикуляционной мускулатуры, что приводит к трудностям движений. Реже появляется понижение тонуса мышц, движения медленные, вялые [11].
В первую очередь нарушены наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные движения чаще сохранны.
Язык чаще напряжен, оттянут кзади, кончик языка не выражен, а спинка закруглена. Ребёнок может высунуть язык, но с трудом его удерживает по средней линии. Язык постоянно опускается на нижнюю губу, загибается вниз или отклоняется в сторону. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление. Происходит замедление темпа, сохранение положения затруднено. Это препятствует развитию правильного произношения. [22]
Н. П. Спирина отмечает, что из-за нарушения артикуляции происходят значительные ошибки в речи. Это влияет на представления о звуковом составе слова, что неблагоприятно сказывается на звукобуквенном и звукослоговом анализе в дальнейшем [23].
Дети имеют ограниченный словарный запас, имеются трудности усвоения грамматических категорий, что ярко заметно в старшем дошкольном возрасте. Допускаются ошибки в построении предложений, употреблении предлогов и окончаний, не видят разницы при изменении слов с помощью суффиксов и приставок. Не зная контекста, не могут уловить суть сказанного [5].
У детей с дизартрией речь в основном монотонная, так же может наблюдаться замедление темпа при произнесении.
Лицо амимичное, малоподвижное, маскообразное. Страдает мимическая мускулатура. Даже ряд мимических проб выполнить не удаётся. При выполнении упражнений возникают содружественные движения.
Речевое дыхание имеет ряд особенностей. Во время вдоха дети берут большое количество воздуха, при этом выдох происходит слишком быстро, он сокращен. Во время произношения фразы выдох неравномерный, отмечается судорожность в момент вдоха и выдоха, в процессе дыхания спастичность дыхательной мускулатуры, расстройства координации между артикуляцией и дыханием. Голос имеет изменения, он хриплый, слабый, тихий, нарушается мелодика и ритм речи. [11]
Помимо нарушения речи, отмечаются и другие особенности. Дети быстро и сильно утомляются, имеют низкую активность, работоспособность крайне мала. Эти дети могут быть непослушными, беспокойными, суетливыми.
Особенно это заметно в первый год жизни, они привлекают к себе внимание, постоянно плачут. Нарушены сон и аппетит. Дети очень чувствительны к метеорологическим условиям.
Детям с дизартрией требуется постоянное внимание, поддержка, похвала. А замечания могут привести к негативным последствиям. Это может быть грубость со стороны ребенка, так и нерешительность, боязнь. Эти дети могут быть непослушными, беспокойными, суетливыми.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/ Е.Э. Артемова//автореф. дис. канд. пед. наук; Пед. академия последипломного образования. – 2005. – 139 с.
2.Архипова Е.Ф. Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой [Элекронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: http://dou13.rybadm.ru/DswMedia/issledovanieprosodikidlyapedagogov.pdf
3.Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития /Т.В. Базжина // Детская речь: лингвистический аспект. – СПб.: ОбразованиеСПб., 1992. – С. 57–66.
4.Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи /В.И. Бельтюков. – М.: Просвещение-М., 1964. – 91 с.
5.Белякова, Л.И. Инновационный подход к исследованию проблемы дизартрии МПГУ /Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: СГУ-М., 2006. – С. 10-15.
6.Бондарко, Л.В. Основы общей фонетики: учебное пособие. 4-е издание, исправленное /Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – СПб.: Питер ГУ: Академия-СПб., 2004. – 160 с.
7.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
8.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов /Т.Г. Визель. – М.: АСТ Астрель-М., 2005. – 384 с.
9.Винарская Е.Н. Дизартрия /Е.Н. Винарская. — М.: АСТ: Астрель Хранитель-М., 2006. - 141 с.
10.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: ВЛАДОС-М., 1998. – 680 с.
11.Дерман С.Э. особенности просодики у детей со стертой формой дизартрии /Дерман С.Э. //Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова. – 2021. - №2 – С. 617-621
12.Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами / Карелина, И. Б. // дис. канд. пед. наук : Карелина Инна Борисовна. – 2000. – 172 с.
13.Ковшиков, В.А. Исправление нарушения различения звуков /В.А. Ковшиков. – СПб.: КАРО-СПб, 2006 г. – 128 с.
14.Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить/ Кольцова М.М. - М.: «Сов. Россия»-М., 1973. - 122 с.
15.Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями/ Копачевская Л. А. // дис. канд. пед. наук : Копачевская Л. А. – 2000. – 167 с.
16.Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики /Леонтьев А. Н. - М.: Смысл-М., 2020. – 527 с.
17.Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Лепская Н.И. – М.: РГГУ-М., 2013 – 312 с.
18.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие /Лопатина Л. В. Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз»- СПб., 2005. – 192 с.
19.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие /Лопатина Л. В. Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз»- СПб., 2005. – 192 с.
20.Мастюкова, Е.М. Дизартрия: книга по логопедии /Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение-М., 1997. – 254 с.
21.Позднякова, Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией /Л.А. Позднякова // Логопед в детском саду. — 2005. — № 5. — С.57-62.
22.Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Правдина О.В. – М.: «Просвещение»-М., 1973. – 272 с.
23.Спирина, Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению. / Спирина Н.П. – М.: «Владос»-М., 2014 – 96 с.
24.Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни /Р.В. Тонкова-Ямпольская //Вопросы психологии. – 1968. – № 3. – С.24-29.
25.Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение /Т.Б. Филичева. – М.: ГНОМ и Д - М., 2010. – 128 с.
26.Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи /Е. Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: Астрель-М., 2009. – 108 с.