Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Преобразования, которые происходят в последние десятилетия в российском образовании, предъявляют качественно новые требования к обучению и воспитанию детей. В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предусмотрено повышение качества образовательного процесса.
Самым значимым для формирования логического мышления, информационной культуры, личностных свойств и качеств младшего школьника личности является период его обучения в школе. В последние годы часто приходится слышать, что школьники не справляются с заданиями, не умеют работать с информацией, и текстами и др.
В современной образовательной среде работа ребёнка с информацией и её преобразованием является нормативно обязательной, поскольку ФГОС НОО регламентирует обязательное создания условий для широкой адаптации младших школьников в процессе обучения. Для этого важно развивать у детей логическое мышление. Логическое мышление младших школьников позволяет им успешно искать, осваивать и открывать для себя новое знание, владеть анализом событий или объектов и их восприятием и др.
Развитие логического мышления субъекта связано с совершенствованием мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Чтобы процесс развития логического мышления младших школьников осуществлялось наиболее успешно, педагоги используют в своей работе различные педагогические технологии, в зависимости от возраста детей.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы и способности учеников. Методологическую основу работы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др. Активизацией познавательной деятельности школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника. В связи с этим, можно говорить о проектировании педагогом специальной развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию каждого из детей. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития логического мышления младших школьников, в том числе и при формировании их информационной культуры.
Это позволило выявить противоречие между возрастающим значением развития логического мышления младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических основ по формированию такого рода навыков в учебно-воспитательном процессе, что позволило выявить проблему исследования, какие средства и способы необходимо использовать на уроках математики в младшей школе при развитии логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: средства и способы развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
Гипотеза исследования будет заключаться в следующем. Использование современных технологий и методов обучения, возможность использования развивающих программ и современных информационных технологий позволят более успешно развивать логическое мышление младших школьников в процессе обучения математике. Всё это позволит развить интерес младшего школьника к изучению математики.
Задачи:
1.Провести анализ понятия логическое мышление младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить существующие средства и способы развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
3. Описать организационно-педагогические условия развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
4. Предложить методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников в процессе обучения математике.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.);
-положения о ведущей роли личности в процессе развития (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Р.С. Немов).
Теоретическая значимость: определены сущность и особенности развития логического мышления младших школьников, выделены задачи и потенциал в его развитии.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного исследования учителями начальных классов, студентами – практикантами на уроках математики в начальной школе.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы и научных работ по теме исследования; классификация; моделирование, изучение передового педагогического опыта и методической литературы по проблеме развития логического мышления младших школьников в учебно – воспитательном процессе на уроках математики в начальной школе.
Эмпирические – опросные методы, беседа, наблюдение.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезе. Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – No 10. – С.299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках в школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 14.04.2024).
5. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 14.04.2024).
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.04.2024).
7. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 14.04.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 14.04.2024).
9. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 14.04.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 14.04.2024).
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 14.04.2024).
12. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 14.04.2024).
13. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 14.04.2024).
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 14.04.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 14.04.2024).
16. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 14.04.2024).
17. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 14.04.2024).
18. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 231.03.2024).
19. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL:
https://moodle.org/ (дата обращения: 14.04.2024).
20. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – No9. – С. 19-24.
21. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208-212.
22. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 14.04.2024).
23. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.04.2024).
24. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 14.04.2024).
25. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 14.04.2024).