Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Четырнадцатого апреля 2023 года прошел всероссийский круглый стол «Требования к квалификации учителя информатики в условиях обновленных ФГОС среднего общего образования», на котором обсуждались проблемы преподавания информатики в основной и средней школе. В рамках мероприятия была упомянута проблемность темы «Моделирование».
Так, средний балл за ЕГЭ 2022 по информатике составляет примерно 60 баллов. При этом, в основном, нерешенными являются именно задачи по моделированию. Были озвучены результаты опроса школьников, из которого следует, что сложнее всего в учебном процессе именно моделирование, причем моделирование любых процессов.
В ЕГЭ задачи по моделированию должны быть решены в ручном формате либо в табличном редакторе, однако на мероприятии, было отмечено, что при изучении информационных технологий, учащиеся предпочитают овладеть одним средством для работы и чаще всего данным средством является язык программирования.
Следовательно, на экзамене эти задачи просто пропускаются, не решаются. Помимо этого, была озвучена мысль о том, что трудность в изучении моделирования связана так же с тем, что численное моделирование требует знания информатики, математики и, как минимум, одной дополнительной предметной области. Однако, на практике изучение на углубленном уровне трех предметных областей трудно осуществить, т.к. в ФГОС не выделяется на это дополнительных часов.
Но, на базовом уровне, ФГОС закрепляет необходимость в развитии умений «использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде».
На углубленном уровне к этому добавляется умение «понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов».
При изучении различных учебно-методических комплексов, можно заметить, что линия численного моделирования реализуется разными инструментами. Стоит отметить также тот факт, что часто раздел моделирования рассматривается перед изучением упоминаемых инструментов и в дальнейшем происходит лишь частичное возвращение к моделированию, которое заключается только в решении задач.
Таким образом, тема численного моделирования для школьников «растворяется» и происходит концентрация на средстве. Для лучшего усваивания темы следует выделить оптимальное, наиболее удобное и понятное средство для моделирования. Лучше для работы будет организовать работу с использованием электронных таблиц.
Большой класс задач по численному моделированию может быть решен средствами электронных таблиц. Также, таким образом, произойдет закрепление работы с электронными таблицами и в явном виде, доступном для учащихся, демонстрируется их возможности не только при решении задач, связанных с обработкой табличной информации, но и с задачами моделирования. У учащихся появляется возможность наглядно оценивать соответствие математической модели моделируемому объекту.
Решение разного класса задач позволит расширить и закрепить навыки работы учащихся с электронными таблицами. При таком подходе тема моделирования не «пройдет мимо» школьников. Моделирование важный «сквозной» раздел информатики, который позволяет учащимся закрепить умения и знания из других предметных областей и способствует осознанию учащимися практической значимости обучения.
Объект исследования – процесс обучения информатике.
Предмет исследования – численное моделирование в школьном курсе информатики.
Цель работы – изучить содержание школьных учебных комплексов по численному моделированию.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы по теме «Численное моделирование в школьном уровне информатики».
2. Проанализировать реализацию содержательной линии «Численное моделирование» в различных учебных программах по информатике.
1 Глава. Нормативные документы по теме «Численное моделирование в школьном уровне информатики»
1.1. Численное моделирование по ФГОС
В методологической науке существуют различные определения моделирования. «Моделирование – это процесс построения моделей для познавательных целей. Модель – это объект или система, исследование которой служит средством получения знаний о другом объекте – оригинале». (Л.М. Фридман, К.Н. Волков).
В философском энциклопедическом словаре моделирование рассматривается как метод познания. Суть его в следующем: для распознавания объекта строятся и изучаются модели этого объекта, представляющие реальность. [12, с.16]
И.Б. Новиков дает следующее определение: «Моделирование — это практическое или теоретическое исследование объекта. Исследование предполагает изучение не непосредственно интересующего нас объекта, а искусственной или естественной вспомогательной системы, находящейся в объективном соответствии с узнаваемым объектом, способной заменить его». оно находится в определенных отношениях и при рассмотрении в конечном итоге дает новую информацию о самом моделируемом объекте» [9, с.
Министерство образования Российской Федерации утвердило обновленные федеральные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального и начального образования (далее – НОО и ООО соответственно).
Текущий 2022/2023 учебный год – год перехода на работу в обновленном ООО «ФГОС». Основная сложность этого учебного года заключается в том, что преподавателям и обучающимся придется работать в соответствии с требованиями обновленного ФГОС, но используя существующее учебно-методическое обеспечение, не в полной мере отвечающее этим требованиям. Что касается курса информатики в 7-9 классах, то для его реализации учителя могли выбрать одну из следующих линеек учебников, в той или иной степени соответствующих распределению содержания обучения по годам обучения, зафиксированным в Примерных рабочих программах, а именно:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/1/highlight/феделального% 20государственного%20образовательного%20стандарта%20основного%20общего% 20образования:2 \
2.Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. Методическое пособие/ Автор-составитель: М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 108 с
3.Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Пальчикова И. Н.,
Федоркевич Е. В., Федотова В. С. Теоретические основы
построения концептуальной модели понятия «цифровая гра-
мотность». СПб.: Ленинградский государственный университет
им. А. С. Пушкина, 2021. 230 с. EDN: WHLIXY
4.БосоваЛ.Л. Информатика: Учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 160c.
5.Босова, Л. Л. "Программируем, учимся и играем!". Программа курса внеурочной деятельности для учащихся III-VI классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, В. И. Филиппов // Информатика в школе. – 2021. – № 6(169). – С. 1-15. – DOI 10.32517/2221-1993-2021-20-6-3-15.
6.Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 160 с.
7.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. 472
8.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
9.Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 152c.
10.Босова Л.Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень : учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 256 с.
11.Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности: Игра. Досуговое общение. – М.: Просвещение, 2011. 88 с.
12.Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы / Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 300 с.
13.Поляков, К.Ю. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень. Часть 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин – М.: Бином, 2020 – 240 с
14.Поляков К.Ю. Информатика : Учебник для 8 класса / К.Ю. Поляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 256 с
15.Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 584 с.
16.Рогова Е.А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения [Электронный ресурс] / Е.А. Рогова, И.С. Шаблинская // Электронный сборник статей по материалам XXII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – № 11 (22). – URL: http://www.sibac.info/ archive/science/11(22).pdf.
17.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] / URL: http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf