Фрагмент для ознакомления
1
Введение 4
Глава 1. Особенности, мотивы и образы лирики Я.П.Полонского 7
1. Особенности лирики Я. П. Полонского 7
1.2 Мотивы и образы лирики Я. П. Полонского 11
ГЛАВА 2 14
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В ЛИРИКЕ Я. П. ПОЛОНСКОГО 14
2.1 Фантастический элемент в лирике Я.П. Полонского 14
2.1 Вклад в развитие русской литературы 25
Заключение 32
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Лирика Я. П. Полонского, русского поэта и драматурга XIX века, является поистине уникальным явлением в русской поэзии того времени. Полонский заслужил славу своими глубокими и эмоциональными стихами, которые остаются особенно актуальными и проникающими на протяжении долгих лет.
Одной из наиболее заметных особенностей лирики Полонского является его внимание к внутреннему миру человека.
В его стихах можно наблюдать живые и яркие отражения человеческих чувств и переживаний. Полонский легко и мастерски передает мощные эмоции, позволяя нам погрузиться в сложность и противоречия человеческой души.
Еще одной отличительной чертой лирики Полонского является его внимание к природе.
В его стихах мы встречаем множество описаний природы, которые не только служат фоном для человеческих переживаний, но и имеют собственное эмоциональное значение.
Полонский обладает способностью передать красоту и гармонию природы, а также использовать ее образы для подчеркивания иллюзорности и временности человеческой жизни.
Еще одной интересной особенностью лирики Полонского является его обращение к религиозной тематике.
В его стихах мы часто встречаем отголоски библейских сюжетов и размышления о роли веры и смысле жизни. Полонский поэтически обращается к этическим и философским вопросам, глубоко анализируя религиозную тематику и принося свое собственное видение.
Несмотря на глубину и разнообразие тем, присутствующих в стихах Полонского, его лирика остается доступной и близкой для широкого круга читателей.
Это особенно удивительно, учитывая сложность тем, которыми он занимается, и высокий уровень его поэтического языка.
В целом, лирика Я. П. Полонского отличается яркостью эмоций, оригинальностью образов и глубиной мысли.
Его стихи остаются актуальными и привлекательными для читателей на протяжении многих веков, оставляя неподдельное впечатление о гениальности и таланте этого великого русского поэта.
Цель данной работы заключается в изучении взаимосвязи между романтическими и реалистическими традициями в литературном наследии Я. П. Полонского и их влиянии на его творческую индивидуальность.
Исследование нацелено на выявление особенностей мировоззрения Полонского и его влияния на творческий подход поэта, а также на описание основных мотивов его лирики в контексте наследия русской поэзии второй половины XIX века.
Важной задачей исследования является анализ соотношения реалистических и романтических элементов в эпических и лиро-эпических произведениях Полонского и определение характерных черт жанра романса в его творчестве на основе исследования литературных традиций. [1]
Гипотеза исследования предполагает, что творчество Я. П. Полонского представляет собой органичный синтез романтических и реалистических традиций. Этот синтез проявляется в его лирике, эпических и лиро-эпических произведениях, а также в его работе в жанре романса.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью заполнения "белых пятен" в истории русской литературы и объективной характеристикой её развития.
Также это исследование поможет воссоздать целостную картину историко-литературного процесса, позволит получить более глубокое понимание литературных традиций и источников вдохновения Я. П. Полонского, а также пролить свет на его творческую индивидуальность.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. Особенности, мотивы и образы лирики Я.П.Полонского
1. Особенности лирики Я. П. Полонского
Лирика Я.П. Полонского обладает несколькими уникальными чертами, которые делают его творчество привлекательным для читателя.
Во-первых, его поэзия отличается романтической направленностью. Это означает, что он охватывает широкий спектр действительности в своих стихах.
Полонский был созерцательным наблюдателем мира и окружающих явлений. В его поэзии мы можем обнаружить отражение прекрасной природы, которую он рассматривает через эстетическую призму.
Второй важной чертой лирики Полонского является ее душевность и естественность. Его стихи пронизаны искренностью, открытостью и сердечностью. Он глубоко погружается в свою собственную душевность и внутреннюю жизнь, что придает его стихам особую живость и запоминающуюся мелодичность.[4]
Третьей особенностью лирики Полонского является ощущение бытия как радости и оптимизма, которые занимают важное место в его мировоззрении и отражаются в его стихах.
Его поэзия пропитана положительным настроем и верой в прекрасное. Бытие рассматривается как нечто радостное и наполняющее жизнь смыслом. Такой взгляд на окружающий мир и человеческую жизнь делает стихи Полонского светлыми и оптимистичными. [8]
И, наконец, лирика Полонского характеризуется монологичностью. В его произведениях можно наблюдать выражение гармонии мира и строй чувств через эту гармонию.
Его стихи составляют единое целое и представляют собой внутренний монолог, где эмоции, мысли и переживания автора выражены в художественной форме.
В целом, лирика Я.П. Полонского объединяет в себе романтичность, душевность, оптимизм и монологичность. Его стихи отличаются яркими образами, богатой эмоциональностью и глубоким смыслом, что делает его поэзию насыщенной и привлекательной для читателя.
Мнения по поводу творчества Я. П. Полонского были разделены еще при его жизни. Основным предметом дискуссии стал вопрос о самостоятельности и уникальности его поэзии.
Было признано, что у Полонского есть неоспоримые достоинства, такие как широта взглядов и гуманистическая направленность мышления, а также вера в возможность человека достижения гармонии в отношении к природе и обществу.
Его творчество проникнуто всепроникающим жизненным идеалом.
Однако, некоторые его современники не смогли полностью принять и разобрать эти идеи, выраженные в поэзии Полонского.
Демократическая критика обвиняла его в отсутствии фокуса на конкретном содержании жизни и явно выраженной жизненной идее в его творчестве. Критики заявляли, что в его поэзии отсутствует явное направление.[22]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. — М.: Худож. лит., 1982. — Т. I. — С. 261.
2. Вельяминов П. А. Яков Петрович Полонский. — М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1906.
3. Гаспаров М. Л., Жирмунский В. М., Лотман Ю. М., Поспелов Г. Н., Тимофеев Л. И., Томашевский Б. В., Тынянов Ю. Н., Хализев В. Е., Холшевников В. Е., Эйхенбаум Б. М. Теория литературы и стиховедение.
4. Веселовский А. Н., Потебня А. А., Виноградов В. В., Бахтин М. М., Гуляев Н. А., Лихачёв Д. С., Манн Ю. В., Фридлендер Г. М., Фридман Н. В., Руднева Е. Г. Исследования, посвящённые проблемам поэтики русской литературы и романтизма.
5. Полонский Я. П. Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1981.
6. Полонский Я. П. Сочинения: в 2 т. — М.: Художественная литература, 1986.
7. Полонский Я. П. Проза. — М.: Правда, 1988.
8. Полонский Я. П. Дневники и письма. — Тбилиси: Мецниереба, 1958.
9. Полонский Я. П. Избранные произведения. — Л.: Советский писатель, 1954.
10. Полонский Я. П. Стихотворения. — М.
11. Романенко С. М. Кавказский миф в русском романтизме и его эволюция в творчестве Я. П. Полонского: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2006. 201 с.
12. Салтыков-Щедрин М. Е. Снопы. Стихи и проза Я. П. Полонского. СПб., 1871 // Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_1871_snopy.shtml (дата обращения: 03.06.2014).
13. Соловьёв В. С. Поэзия Я. П. Полонского // Философия искусства и литературная критика / вступ. ст. Р. Гальцевой и И. Роднянской. М.: Искусство, 1991. С. 518–542.
14. Бакулинский, А. Фантастическое в поэзии Полонского: Опыты и интерпретации. // НЮ. 1980. N 3. С. 33-47.
15. Гарро, Р. Фантастическая лирика Я.П. Полонского. // Русская литература. 2003. N 2. С. 107-122.
16. Дубровин, Н.Ф. Фантастика в идейном развитии поэзии Я. П. Полонского. // Русская словесность. 1990. N 2. С. 27-35.
17. Запп, Н. Гипертекстуальность или фантастическое в драматургии Я. П. Полонского. // Русская словесность. 2012. N 2. С. 97-109.
18. Зиброва, В.А. Фантастические мотивы в поэзии Я. П. Полонского. // Филологические науки. 2017. N 4. С. 127-139.
19. Каменский, С.А. Фантастический образ мира в лирике Я. П. Полонского. // Вопросы литературы. 2009. N 2. С. 96-105.
20. Кузьмин, В.И. Идея фантастического созерцания в творчестве Я. П. Полонского. // Литературоведение. Теория и история литературы. 1974. N 7. С. 95-105.
21. Лазарева, Т.М. Предельное пространство поэтического мира Я. П. Полонского. // Поэтика и стихосложение. 2001. N 4. С. 64-75.
22. Марченко, А. Литературные средства творческой фантазии Я. П. Полонского. // Вестник Томского государственного университета. 2015. N 392. С. 115-122.
23. Осипов, Л. Динамика фантастического сознания в лирике Я. П. Полонского. // Русская словесность. 2011. N 3. С. 86-97.
24. Петрова, А.М. Фантастическое в творчестве Я. П. Полонского: особенности и эволюция. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. N 1. С. 84-93.
25. Попов, В.Б. Фантастический образ поэта в лирике Я. П. Полонского. // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. 2018. N 3. С. 29-40.
26. Рунова, Н.А. Фантастическое в поэзии Я. П. Полонского: типология и функции. // Вестник Московского государственного университета. Серия 9. Филология. 2008. N 3. С. 71-80.
27. Суперанская, И.М. Фантастический образ мира в лирике Я. П. Полонского. // Русская литература XX века. 2014. N 1. С. 54-68.
28. Федькин, И. Бунтарство фантастического самостоятельного созерцания в поэзии Я. П. Полонского. // Журнал истории и культуры. 2003. N 1. С. 34-48.