Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению такого вопроса, как готовность ребенка к школьному обучению. Естественно, речь идет о психологической подготовленности и о способах определения, на какой стадии развития ребенок находится в данный момент, чтобы понять, какие методики преподавания для него уместны. Мы понимаем, что психологический аспект так же важен, как и педагогический, но имеем тенденцию разграничивать, что входит в обязанности и компетенцию психолога, а что актуально для педагога: какой его ждет объем работы и что обязательно с точек зрения и профессиональной, и морально-этической.
Эта работа представляет собой и теорию, и исследование, и практическую часть руководства для педагога в отношении первых занятий с ребенком на начальном этапе.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что выбранная тема как нельзя лучше отображает, с какой стороны нужно подходить к педагогическому вопросу – с заботой о подрастающем поколении. Живя в цифровую эпоху, дети все больше сосредотачиваются на виртуальном пространстве уже с малых лет, а родители часто не знают, насколько к 7-ми годам их ребенок морально готов не только к организованной деятельности по усвоению знаний, но и способен почувствовать в игровой форме ответственность за проявление своего «я» в таком ключе, как старание, добросовестность и усидчивость, что наиболее ценно и важно – из качеств, который можно развить ребенку. В этом возрасте для ребенка пока еще лучший и первый пример – это взрослый, а не взрослеющий сверстник. И этим примером может и должен стать именно педагог.
Работа состоит из теоретической, исследовательской и практической частей. В первой части рассматривается подход к определению готовности ребенка к школьному обучению со стороны ученых – педагогов, психологов.
Во второй части теория обобщается и исследуется важность выбранной темы в соответствии с задачами исследования. В том числе, ищется тот самый необходимый подход к вопросу начальной стадии обучения. Определяется основная концепция преподавания, близкая автору этой работы. Выявляется и разграничивается, чем займется психолог, а чем педагог и как психолог может быть полезен при технологизировании своей работы педагогу.
В практической части будет рассмотрен аспект преподавания выбранного педагога с опытом подготовки детей к школе. Речь идет об информативном, с точки зрения обучению педагогике, интервью с учителем младших классов. Также в третьей главе будет приведена пошаговая методика определения готовности ребенка к обучению в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологический аспект подготовки детей к школе в свете трудов научных работников: психологов и педагогов.
2. Проследить основные тенденции развития выбранной темы в образовательной практике.
3. Проанализировать и разграничить, что входит в задачи психолога, а что – в целеполагание педагога.
4. Рассмотреть практический пример подготовки детей к школе выбранного преподавателя, выявить основные тенденции.
5. Привести пример методики преподавания, разработанной лично в соответствие с полученной информацией.
Объект исследования – процесс подготовки детей к школе.
Предмет исследования – теоретические и прикладные аспекты
методической работы учителя начальных классов.
В данной работе автором использовались следующие методы:
- теоретический;
- аналитический;
- метод индукции;
- метод дедукции.
Стоит отметить, что автор работы подходил к ней со всей заинтересованностью и подвижническим настроем. Надежда на то, что это исследование способно помочь детям выйти на истинный путь познания мира, сохранялась все время исследования.
О лучших примерах учительского отношения в истории нашей страны в этой работе упоминается в том числе.
1. Теория определения готовности ребенка к
школьному обучению
В этой главе будет рассмотрена возможность формирования у детей навыков письма и запоминания посредством психологической и педагогической подготовки к школьным занятиям. Будут рассмотрены теоретические аспекты методической работы учителя младших классов.
В данной исследовательской работе автору предстояло выяснить, как именно, по мнению психологов и педагогов, нужно подходить не только к определению степени готовности ребенка к школьному обучению, но и что важно учитывать при работе с детьми младших классов.
И первое, на что следует обратить внимание, исходя из убеждений автора этой работы – это возможность эстетической подготовки будущего ученика к процессу познания в целом. В работе использовались современные теоретические труды. Один же составил здесь исключение. Это труд Лошакова, Ростовцева и Титова «Методика преподавания рисования». Труд времен выпуска образовательного журнала с лекциями и музыкальными произведениями «Кругозор». Однако же это, с чего нужно начать подготовку к вербальному обозначению языка детям. В этой книге автору курсовой посчастливилось встретить строки о том, что именно зрение играет ведущую роль в способности наблюдения. Наблюдение же является «особым видом преднамеренного восприятия», без которого немыслимо чувство объекта, а уж тем более, и предмета деятельности и учения. Авторы книги подчеркивали здесь важность, в первую очередь, именно эстетического воспитания. [2, с. 6] Наиболее важным элементом этой теории является определение степени вовлеченности относительно этого наблюдения: насколько ребенок готов синтезировать и анализировать полученные посредством наблюдения образы. Это та отправная точка, после достижения которой ребенок способен к усидчивости, увлеченной интерпретации, передаче своего настроения и своих мыслей – в образах – педагогу через бумагу.
Вторым и третьим источниками рассмотрения теоретического аспекта преподавания в младших классах являются учебник и пособие «Педагогика» авторов Сластенина, Исаева и Шиянова. Здесь важным и значимым представляется определение характера педагогической деятельности как «коллективного». Речь идет именно о содружестве педагогов с психологами. При всей необходимости разграничить сферы их компетенции, отметим, что один труд немыслим без другого – исследовательского.
Интересным моментом для всех педагогов здесь стоит отметить и то, что природа творчества постулируется исследователями как необходимый аспект сохранения профессиональной успешности педагога. И здесь же – заинтересованности детей в процессе образования с самых малых лет. «Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое». Трудно себе представить педагога младших классов, не использующего творческие способности и не преподающего это детям для большей степени вовлеченности в процесс освоения школьных предметов и подготовки к школьному обучению. [4, 10-12]
Рассмотрим точку зрения Н. Гуткиной в труде «Психологическая готовность к школе». Автор отмечает важность раннего обучения и подготовки детей к школе в детском саду. Выделяются основные аспекты «готовности», «школьной зрелости»:
1. интеллектуальный;
2. эмоциональный;
3. социальный.
Параметры когнитично-поведенческого состояния ребенка, существенно
влияющие на обучаемость в школе Гуткина видит следующими:
1) определенный уровень мотивационного развития ребенка;
2) достаточное развитие подвижности;
3) определенный уровень развития интеллекта.
Также автором выделяются так называемые УВК (учебно-важные качества):
1) мотивы учения;
2) образное мышление;
3) способность принимать учебную задачу;
4) графический навык;
5) гармоничность регуляции деятельности;
6) обучаемость.
[1, с. 4]
Теперь рассмотрим подробнее понятие «психологическая готовность к
обучению». По мнению Т. Петровой, будущий ученик только тогда формирует готовность к школьному обучению, когда он чувствует способность участия в систематическом преломлении знаний. [7, с. 1]
Ученые также рассматривают это понятие в качестве условия формирования определенных психологических свойств, которые свойственны уже взрослому. И это следующие начала:
- личностное
- интеллектуальное
- эмоционально-волевое [7, с. 2]
Выделим основные аспекты развития психологической готовности детей к школе:
1. Построение личностно-ориентированного подхода в рамках отношений «учитель-ученики»
2. Формирование у детей мотивационных моделей по отношению к обучению
3. Организация взаимоотношений с родителями.
И, наконец, еще один важный момент для раскрытия темы
«психологической готовности детей к школе» – это мнение Л. Божовича, считающего, что определять степень готовности нужно вовсе не по количеству представлений и объему запаса знаний. Ребенок готов к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гуткина Н., Психологическая готовность к школе, 2004. – 208 с. (с. 2-20)
2. Лошаков Н., Ростовцев Н., Титов Е., Методика преподавания рисования, 1958. – 72 с. (с. 6)
3. Сальникова Т., Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи, 1996. – 332 с. (с. )
4. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е., Педагогика. Учебник, 2014. – 608 с. (с.10-12)
5. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е., Педагогика. Учебное пособие, 1997. – 513 с. (с. )
6. Эльконин Д., Психология игры, 1999. – 360 с. (с. )
7. Петрова Т., Педагогические условия развития психологической готовности ребенка к школе, 2019 https://almanah.su/tpost/hsj8gomar1-petrova-tg-pedagogicheskie-usloviya-razv
8. Харченко А. Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению, 2021 https://moluch.ru/archive/392/86577/