Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существует все возрастающая актуальность изучения проблемы травматизации и виктимизации детей в современном обществе. События последних лет привлекают внимание специалистов к тому, что подростки становятся особо уязвимыми для психологического насилия.
Подростки, пострадавшие от насилия, особенно тяжело переносят последствия произошедшего из-за физиологических, гормональных, эмоционально-личностных и психосексуальных изменений, которые происходят в период подросткового возраста. Их эмоционально-личностная сфера характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, большой устойчивостью эмоциональных переживаний, их дружбы основаны на общих интересах и нравственных ценностях. Они сталкиваются с «комплексом эмоциональности» и переживают противоречивые чувства. Наблюдается дисбаланс в функционировании процессов возбуждения и ингибирования в их нервной системе. Процессы возбуждения преобладают, что приводит к повышенной возбудимости, вспыльчивости, эмоциональным взрывам и сильной реакции на ощущаемую боль, а затем к резкому истощению и апатии.
На фоне таких особенностей развития в подростковой среде наблюдается резкое увеличение частоты агрессивного поведения, связанного с насилием.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера подростка.
Предмет исследования – последствия психологического насилия для эмоционально-личностной сферы подростка.
Цель исследования – определение последствий психологического насилия для эмоционально-личностной сферы подростка.
Задачи исследования:
1.Определить понятие психологического насилия в психологической литературе;
2.Рассмотреть особенности эмоционально-личностной сферы подростка;
3.Выявить последствия психологического насилия для эмоционально-личностной сферы подростка;
4.Провести эмпирическое исследование последствий психологического насилия для эмоционально-личностной сферы подростка;
5.Составить рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам с последствиями психологического насилия для эмоционально-личностной сферы подростка.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что последствиями психологического насилия для эмоционально-личностной сферы подростка выступает уязвимость подростков к переживанию собственного опыта психологического насилия.
Феноменология насилия была исследована в рамках антропологического и культурологического подходов такими авторами, как А.А. Гусейнов, В.С. Степин, Т.А. Сафронова.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительный анализ, описание, классификация, моделирование;
- эмпирические: опрос по методикам:
1. Авторская анкета (приложение);
2. Опросник посттравматического стресса PCL-5 (Posttraumatic stress disorder CheckList-5) в русскоязычной адаптации;
3. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний (адаптация Т.И. Балашовой).
Экспериментальная база исследования:
Представленная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА
1.1 Понятие психологического насилия в психологической литературе
Область исследования насилия в психологии является обширной и активно развивающейся на протяжении последних 30 лет. Ведущие ученые в этой области, такие как Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер и другие, внесли значительный вклад в мировую психологию. Однако в российской психологической науке это направление исследований является относительно молодым, и работы таких ученых, как Сафронова Т. Я., Соколова Е. Т., Цимбал Е. И. и др., только недавно начали получать особое внимание.
Ситуация насилия представляет собой кризис, который оказывает травмирующее воздействие на психику человека. В универсальном оксфордском словаре насилие определяется как использование физической силы, направленной на нанесение повреждений или разрушения [23].
Психологическое насилие среди детей и подростков как социальное явление недавно стало особенно актуальным и острым. Ранее эта проблема не получала должного внимания, и проблемы жестокого обращения в детской среде не находили отражения в практике психологии и педагогики. Одним из причин этого является скрытность самого явления психологического насилия среди детей, которое часто остается незамеченным как родителями, так и педагогами, из-за того, что дети не сообщают об этом взрослым, а также из-за отсутствия внешних физических следов насилия. Другим фактором, препятствующим осознанию этой проблемы в нашем обществе, является равнодушное и недостаточно серьезное отношение к детской агрессии со стороны граждан. Взрослые часто не различают границ между конструктивным «выяснением отношений» и издевательствами, которые серьезно вредят жизни ребенка. Однако за последние 30 лет психологи и педагоги все чаще поднимают тревогу о чрезвычайно часто встречающемся, жестоком проявлении и тяжелых последствиях этого явления.
Определение насилия в литературе направлено на выявление широкого спектра характеристик, связанных с насилием, таких как вред, ущерб, подавление, угнетение, господство и многие другие. В силу своей природы, эта задача является достаточно сложной, поскольку полностью охватить все характеристики теоретически невозможно, и исследования в этой области могут продолжаться бесконечно.
В настоящее время понимание понятия насилия в широком смысле довольно распространено. Например, А.А. Гусейнов определяет насилие как воздействие на человека или группу людей с использованием силы с целью подчинить их воле [7]. С другой стороны, А.Ю. Егоров определяет насилие как физическое, социально-организационное, психическое воздействие на человека, которое противоречит нравственным, социальным и жизненным нормам, а также вызывает физическую и психическую боль, а также угрозу [8].
Когда речь идет о психологическом насилии, А.Б. Орлов использует этот термин в контексте детско-родительских отношений [14]. Он определяет психологическое насилие как преднамеренное манипулирование ребенком взрослыми, игнорирование его субъективных характеристик и разрушение привязанности между ними, что приводит к различным деформациям и нарушениям психического развития.
Таким образом, определение насилия в литературе имеет множество аспектов и подходов, и его понимание может различаться в зависимости от контекста и области исследования.
Е.Н. Волков рассматривал психологическое насилие как социально-психологическое воздействие, принуждающее другого человека к поступкам и поведению, которые не соответствуют его намерениям, нарушающее индивидуальные границы личности, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида, а также всех его законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному ущербу [6]. Автор утверждает, что психологическое насилие включает не только явные формы негативного психологического воздействия, но и скрытые манипулятивные формы, которые подталкивают другого человека к действиям, наносящим вред. По мнению Е.Н. Волковой, манипуляция служит составной частью психологического насилия [6]. Другими словами, манипуляция представляет собой воздействие на сознание и ощущения человека, осуществляемое другим человеком или группой, с целью заставить его поступать в соответствии с скрытыми намерениями и интересами манипуляторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование: электронный журнал. – 2012. – № 3. – URL: http://psyedu.ru/files/articles/ psyedu_ru_2012_3_3015.pdf
2.Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Чибисова И.А., Нуцкова Е.В. Клинические и клинико-психологические аспекты жестокого обращения с детьми // Вестник СМУС74. 2017. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klinicheskie-i-kliniko-psihologicheskie-aspekty-zhestokogo-obrascheniya-s-detmi (дата обращения: 14.04.2024).
3.Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников. СПб., 2005 г.
4.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б.Березин. СПб., 2016.145 с.
5.Валлон А. Психическое развитие ребенка / под ред. К.В. Тарасова. – Москва: «Просвещение», 1967.
6.Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога. 2002. №6. – С. 183-19
7.Гусейнов А.А. Понятие насилия. 1999 // Философия, наука, цивилизация. – М., 1999
8.Егоров А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие и развитие личности. СПб. 2003, С.68.
9.Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003
10.Игнатович С. С., Магдалинова Ю. Д., Мамбеталина А. С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ // Педагогика: история, перспективы. 2023. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-podrostkov (дата обращения: 13.04.2024).
11.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
12.Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение
личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.
13.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010. – С. 8. – 256 с.
14.Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. -2007. -№3-4.
15.Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Издательство политической литературы, 1982. — 256 с.
16.Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М. : ЭКСМО-Пресс, 2016.
17.Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
18.Степанова И.Б., Явчуновская Т.М. Подросток и насилие: проблемы и факты // Криминологический журнал ОГУЭП // http://cj.isea.ru/pdf.asp?id=10617
19.Фурманов И.А., Дементий Л.И., Купченко В.Е. Виктимизация школьников со стороны сверстников (на примере российской и белорусской выборок) // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2015. – №2. – С.30-38.
20.Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. /Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. (Серия "Практикум по психологии").
21.Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е., Падун М.А., Хажуев И.С., Казымова Н.Н., Быховец Ю.В., Дан М.В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Под общ. ред. Н.Е. Харламенковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
22.Шаповал И. Г. Семья и подростковое насилие // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 626-631. — URL https://moluch.ru/archive/124/33987/ (дата обращения: 15.03.2018).
23.Оксфордский словарь Электронная версия словаря - https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/