Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время возникает много вопросов в связи с определением правового статуса субъекта административного права. Это связано с выделением особенно-стей субъектов административного права, анализом сущности администра-тивной правосубъектности, административной правоспособности, дееспо-собности и деликтоспособности. Административное право отличается сложной системой субъектов административных правоотношений, состав и положение которых постоянно претерпевает изменения под влиянием об-щественно-политической ситуации в обществе. Например, в последние го-ды появились новые субъекты, как иностранные агенты, публично-правовые компании, саморегулируемые организации и прочие, которые требуют самостоятельного правового регулирования. Важно понимать, что изучение субъективного состава является основополагающим при ис-следовании любой отрасли права, особенно административного. Это определено тем, что эффективность отраслевых норм находится в прямой зависимости от качества знаний о субъекте правоотношений, которые их регулируют.
Административное право в современной России представляет собой одну из отраслей права. Занимая одну из ведущих ролей ему свойственно изменять свой субъектный состав в связи с нынешними тенденциями, кото-рые происходят в российском обществе и государстве. В результате всех изменений появляются новые субъекты административного права, такие как, иностранные физические или юридические лица(агенты), публично-правовые компании и т.д., что приводит к изучению особенностей их ад-министративно-правового статуса. Исследование субъектного состава дан-ной отрасли является одной из важных тем в науке административного права. От правильного решения данной проблемы во многом зависит эф-фективность определения места в общей система отрасли, а также работы отраслевых норм в регулировании соответствующих правоотношений.
Последовательные преобразования в социально-экономической и административно-политической жизни российского государства актуали-зирует вопросы участия граждан в общественных отношениях в сфере государственного управления и взаимодействия с представителями пуб-личной администрации.
Конституция Российской Федерации 1993 года обусловила становле-ния новой государственности и правовой системы. Высшей ценностью Рос-сийской Федерации как демократического правового государства были провозглашены права и свободы человека и гражданина, которые опреде-ляют приоритеты функционирования и развития государства в целом и де-ятельность всех структур публичного управления, в частности. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание правотворчества и правоприменения.
Новые конституционные ориентиры обусловили, в свою очередь, ценностную и содержательную основу формирования и развития админи-стративного законодательства как основы организации и функционирова-ния публичной администрации. Значительная часть административного законодательства опосредует ее отношения с гражданами. Причем именно эти отношения в системе публичного управления в целом являются наибо-лее частыми и массовыми, поскольку именно публичная администрация в лице органов, наделенных исполнительно-распорядительными полномо-чиями, прежде всего, органов исполнительной власти, систематически, непосредственно обеспечивает реализацию прав и обязанностей граждан. Это свидетельствует о том, что именно в этой сфере отношений права, сво-боды и обязанности граждан затрагиваются наиболее чувствительно, по-скольку именно посредством реализации функций и полномочий органов исполнительной власти происходит публичное признание и санкциониро-вание целого ряда прав граждан, предоставление государственных услуг, контроль и надзор за осуществлением определенных видов деятельности и проч. Соответственно, эффективность предоставленных гражданину дей-ствующим законодательством возможностей напрямую зависит от качества практической нормотверческой и правоприменительной деятельности ор-ганов исполнительной власти. Кроме того, в сфере государственного управления реализуется самостоятельный вид юридической ответственно-сти - административная ответственность как специфическая разновидность государственного принуждения, выступающего реакцией на совершенное административное правонарушение. Также реализация полномочий орга-нов исполнительной власти не редко связана с ограничениями прав и сво-бод граждан, причем не только в рамках привлечения к административной ответственности, но и в рамках профилактики или пресечения нарушений действующего законодательства.
Сказанное свидетельствует о том, что проблематика правового ста-туса граждан в сфере государственного управления заслуживает при-стального внимания.
Объектом исследования является совокупность административно-правовых отношений, складывающихся в процессе реализации физически-ми и юридическими лицами своих прав и обязанностей как субъектами ад-министративного права.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие правовое положение физических и юридических лиц как общих субъектов административного права.
Целью данной работы является исследование особенностей админи-стративно-правового статуса физических и юридических лиц.
Для решения поставленной цели были определены следующие зада-чи:
рассмотреть понятие субъекта административного права;
выявить виды субъектов административного права;
раскрыть особенности субъектов административной юрисдик-ции;
выявить особенности административно-правового регулирова-ния правового положения гражданина в Российской Федерации.
Методологической основой настоящего исследования является диа-лектический метод познания. В процессе написания курсовой работы были использованы научные методы: формально-юридический метод; логиче-ский метод (при изложении материала научного исследования) и др. мето-ды.
1. Понятие и виды субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
Любая отрасль права характеризуется такой важной правовой со-ставляющей, как субъект. Он является носителем конкретной предметно-практической деятельности. Именно субъект является источником активно-сти, направленной на объект.
Итак, субъект - это физическое или юридическое лицо, государствен-ные и муниципальные органы, которые характеризуются способностью иметь права и нести обязанности, что определяет их правосубъектность .
Субъекты права имеют два основных признака:
1) во-первых, он является участником определенных общественных отношений и обладает субъективными правами и обязанностями;
2) во-вторых, субъект должен реально участвовать в конкретных пра-воотношениях, урегулированных нормами права, в данном случае, адми-нистративного.
Эти признаки определены общей концепцией теории права, посколь-ку эта правовая категория требует самостоятельного анализа.
В административном праве система субъектов является сложной, по сравнению с другими отраслями права.
Итак, в качестве субъектов административного права определены:
физические лица, организации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, государственные органы, их структурные подразделе-ния, предприятия, учреждения и иные государственные организации, яв-ляющиеся участниками или сторонами административных правоотноше-ний, их правовой статус определен действующим законодательством Рос-сийской Федерации, они наделены определенными правами и обязанно-стями;
негосударственные общественные объединения, а также служащие государственных органов и организаций, правовой статус которых также определен на законодательном уровне;
представителя общественных объединений, которые обладают опре-деленными правами и обязанностями .
В силу правовых особенностей, субъекты административного права принято разделять на три большие группы:
Первая - физические лица, которые определены как индивидуальные субъекты.
Вторая - юридические лица, органы власти и управления, органы местного самоуправления или коллективные субъекты.
Третья - специальные субъекты.
Каждый субъект административного права из этих групп обладает определенной административной правосубъектностью, административной правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, обладаю-щие определенной сущностной характеристикой.
Фрагмент для ознакомления
3
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях от 30 декабря 2001 г. №195–ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3032.
4. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без граж-данства в Российской Федерации : Федеральный закон от 18 июля 2006 г. №109–ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №30. – Ст. 3285.
5. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 N 9 (ред. от 21.10.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 5. – Ст. 653.
Материалы судебной практики
6. По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Времен-ного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного Постановлением Калининградской об-ластной Думы от 8 июля 1994 года : Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1995 № 16–П – Текст : электронный // СПС Консуль-тант.
7. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федера-ции за 2018 год. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.ksrf. ru/ – Текст : электронный // СПС Консультант
8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Феде-рации № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) – Текст : электронный // СПС Консультант.
Специальная литература
9. Административное право / В.Ю. Волков, Е.В. Евсикова, В.М. Зимин [и др.]; Под редакцией В. М. Зимина. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – 76 с.
10. Братановский, С.Н. Административное право. учебник. / С.Н. Братановский – М.: Директ–Медиа, 2018. – 921с.
11. Стахов А.И. Административное право России : учебник для ву-зов / А. И. Стахов, П.И. Кононов. – 5–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 685 с.
12. Уваров М. А. Административно–юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области охраны собственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14; Акад. упр. МВД России. – М., 2019. – 26 с.
13. Юридическая деятельность в органах государственной и муни-ципальной власти : Учебное пособие / И.В. Бондарчук, И.С. Еремина, В.В. Костылев [и др.]; Под редакцией М.И. Никулина. – Симферополь: Обще-ство с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ари-ал», 2020. – 340 с.
Публикации периодической печати
14. Баранов А.Д., Дорофеева Ж.П., Меняйло Д.В. Особенности ад-министративной ответственности несовершеннолетних. // Философия пра-ва. – 2015. – № 4 (71). – C. 83.
15. Волков А. М. К вопросу о субъектах административного права // Вестник Московского финансово–юридического университета. – 2016. – С. 176–186.
16. Дацко В.Е. Правового положения иностранных граждан, при-бывающих на территорию Российской Федерации // Вестник молодого ученого Кузбасского института. сборник научных статей. – Новокузнецк, 2021. – С. 103–105.
17. Доценко А.С., Мурзина В.А. К вопросу о понятии субъекта ад-министративного права в условиях гражданского общества // В сборнике: Проблемы становления гражданского общества. сборник статей Всерос-сийской научной студенческой конференции с международным участием, посвященной 300–летию прокуратуры России. – Иркутск, 2022. – С. 96–99.
18. Жеребцов А.Н., Малышев Е.А. Субъекты административного права: понятие и классификация // В книге: Правовые и организационные вопросы деятельности органов публичной власти: теория и практи-ка. Коллективная монография. – Киров, 2023. – С. 5–14.
19. Занина Т.М., Нехорошева С.С. Совершенствование админи-стративно–правового статуса несовершеннолетних: проблемы и перспек-тивы. // Вестник Воронежского института МВД России. – 2013. – №4. – C.14.
20. Кисин В.Р. Состояние границы между административной и уголовной ответственностью // Административное право и процесс. – 2016. – № 7. – С. 12–16.
21. Купреева В.Н. Применение административной ответственности в отношении несовершеннолетних / В.Н. Купреева, В.В. Костылев // Про-блемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики: Сборник статей по результатам международной научно–практической конференции, Симферополь, 27–28 мая 2022 года. – Симфе-рополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типо-графия «Ариал», 2022. – C.335.
22. Макарова М.Н. Механизмы регулирования трудовой миграции на региональном уровне: мнения экспертов / М.Н. Макарова, Ю.В. Мама-ева // Вестник Удмуртского университета. – 2012. – № 3. – С. 67–74.
23. Маслова Е.А. Понятие и сущность административно–правового статуса гражданина в РФ // В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. сборник научных трудов 4–й Международной научной конференции. Курск, 2022. – С. 49–52.
24. Мергалиев А. А Специфика административно–правового стату-са человека и гражданина в РФ // Вопросы устойчивости развития обще-ства. – 2021. – С. 288.
25. Нестерова Т. А. Субъекты административных правоотношений и особенности их правового статуса / Т. А. Нестерова, И. Н. Кремёнов // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 102–105.
26. Ратко В.А. Административно-правовые отношения // В сбор-нике: Экономика и право. Современное состояние и перспективы разви-тия. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 64-68.
27. Русанова С.Ю. К вопросу административной деликтности несо-вершеннолетних в современный период. / С.Ю. Русанова // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства : материалы IV Международной научно–практической конференции: в 7 т., Макеевка, 15 апреля 2021 года. Том V – Макеевка: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская аг-рарная академия», 2021. – С. 140–144.
28. Спиридонов П.Е. Субъекты административного процесса: по-нятие и виды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2022. – № 2 (49). – С. 178–192.
29. Турдугулова А.Ч. Административно–правовой статус граждан РФ // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – С. 171.
30. Фомин Д.С. Актуальные проблемы административно–правового статуса граждан РФ и обеспечение его реализации ОВД // Пре-ступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. – 2020. – С. 169.
31. Хасанова Л. Р. Административная правосубъекность: право-способность, дееспособность и деликтоспособность субъектов администра-тивного права // Развитие современной науки: теоретические и приклад-ные аспекты. – 2016. – № 5. – С. 189–192.
32. Шулежко В.И. Понятие административно–правового статуса гражданина Российской Федерации // Наука и современность. 2017. – С. 215
Электронные ресурсы
33. Кодексе об административных правонарушениях Республики Казахстан. // База данных: Законодательство стран СНГ: [Электронный ре-сурс] URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=68438