Фрагмент для ознакомления
2
Создается единое сакральное пространство природы. В религиозном сознании не было четкой границы между миром духов и миром людей из-за анимистического восприятия Вселенной. Древние японцы просто чувствовали себя неотъемлемой частью Вселенной как «сообщества живых существ», обладающих природой ками .
Пантеон синто огромен, и его рост не контролируется и не ограничивается. Отличительной особенностью синтоизма является отсутствие канона в прямом смысле этого слова. Тем не менее, существуют древние хроники, такие как Кодзики, Фудоки и Нихонги, в которых собраны мифы «о происхождении». Они объясняют происхождение мира и человека, развитие человеческой культуры, происхождение существующих систем и вообще все, что было в представлении древних японцев. Однако важная роль этих хранилищ заключалась в укреплении статуса знати. Они были проекцией богов эпохи богов и выполняли божественную функцию .
Синтоизм был религией родоплеменного строя. Со временем она перестала отвечать интересам феодальной аристократии. Тем не менее древняя государственная религия синто органично вписалась в новые заимствованные доктрины. Традиционный синтоистский культ странным образом переплетался с новыми заимствованными доктринами и строился на их основе.
Еще одним религиозным направлением периода Хэйан был буддизм. Он был важным элементом мировоззрения хэйанской аристократии и ее духовного облика. Его проникновение в японскую культуру можно наблюдать уже в шестом веке. В период Хэйан буддизм усилил свое влияние.
Хэйанский буддизм характеризовался как буддизм миккё, т.е. эзотерический. Он был представлен двумя ведущими сектами – Тэндай («Опора небес») и Сингон («Истинные слова») . Первая имела китайское происхождение, вторая – индийское. Обе они возникли примерно в одно и то же время, в начале IX века, и преследовали высшую цель – достижение состояния Будды, но разными путями. Если Тэндай учил постепенному восхождению к истине через созерцание и неуклонное освоение Дхармы, то Сингон направляла на этот путь без особых рационалистических построений. Для Сингона это был путь мантры, тайного слова. Сингон придавал большое значение ритуалу.
Учения обеих сект были хорошо интегрированы. Например, секта Тэндай проповедовала доктрину всеобщего спасения, которая является центральной в буддизме Махаяны. Это о том, что природа Будды живет в каждом из нас и что цель жизни – развивать ее до полного освобождения от перерождений и достижения состояния Будды, не отвергая при этом доктрины других сект или даже других религий. Секта Тэндай стала значимой государственной религией. Ее главным центром был монастырь, построенный на горе Хиэй в Хэйан-кё.
Секта Сингон проповедовала иной путь постижения истины. Чтобы проповедовать свои доктрины, необходимо было прямое общение между мастером и учеником. Сингон-буддизм был тесно связан с искусством и придавал особое значение литературе, живописи, скульптуре и музыке. Кукай, основатель секты Сингон в Японии, писал, что эзотерические тексты настолько глубоки и сложны для понимания, что их смысл не может быть передан иначе, как через искусство. Искусство – это то, что открывало состояние совершенства. Символизм учения Сингон, красочность и великолепие его ритуалов, доставлявших эстетическое удовольствие мирянам, в немалой степени способствовали его популярности. Сингон также пользовался общественной поддержкой. Его доктрины поддерживали многие члены императорской семьи и клана Фудзивара.
Характерной чертой этих новых сект было умелое слияние континентального буддизма с местными верованиями, адаптация веры к потребностям знати и духовности средневековых японцев в целом.
Важнейшие постулаты буддизма Махаяны, такие как доктрина кармы и слабости существования, прочно запечатлелись в сознании хэйанцев. Идея кармы понимается как естественная связь между причиной и следствием, общие последствия поступков и действий героя, а также предначертанность судьбы человека в предыдущих жизнях. Согласно идее кармы, человек волен определять свое будущее по моральному значению своих нынешних поступков и действий, но сами эти действия уже определяются тем, что человек совершил в предыдущих жизнях . Цепь причинно-следственных связей простирается далеко в прошлое и охватывает бесконечное число реинкарнаций, над которыми человек не имеет ни малейшего контроля. Результатом такого фатализма почти неизбежно становится чувство беспомощности, покорная пассивность и нежелание активно участвовать в жизни.
Буддийское учение о том, что все в мире погибает, противоречит недолговечности и эфемерности самой красоты, но в то же время постоянное стремление к прекрасному и ощущение красоты в жизни органично связаны. Все, включая печальное и жалкое, имеет свою прелесть, как и быстротечность существования. Жизнь, будучи бренной, не теряет своего смысла и очарования. Более того, красота имеет особую ценность из-за своей быстротечности. Таким образом, буддийская идеология с ее эзотерическими, аристократическими тенденциями к украшению жизни и поэтизации природы и других объектов материального и духовного мира уникальным образом дополняла единую синтоистскую и буддийскую культуру эпохи Хэйан.
Параллельно существовали и такие религии как даосизм, конфуцианство и связанные с ними многочисленные суеверия и предрассудки.
Конфуцианство оказало определенное влияние на формирование моральных ценностей в японском обществе. Несколько конфуцианских доктрин были принесены на Японский архипелаг в глубокой древности. В первую очередь они проявились в сфере семейных отношений. В Японии до XVII века не существовало традиционного взгляда на семью и формализации семейных отношений. Однако сплоченность и престиж клана и семьи были очень сильны.
Конфуцианская доктрина была направлена на нравственное воспитание людей. Воспитательный аспект подразумевал соблюдение определенных правил и норм поведения людей в обществе. Прежде всего, это сыновняя почтительность, уважение и великодушное отношение к родителям и родственникам, поддержание мира с соседями, предотвращение ссор и судебных тяжб, воспитание сыновей и младших братьев, подчинение жен воле мужей. Эти принципы распространялись на все общество в целом и не ограничивались отношениями внутри семьи. Почитание сыновей распространялось на всю иерархию государства и означало подчинение существующему порядку.
Примечательно и влияние даосских религиозных идей на поведение японцев. Основной категорией даосизма является «дао», значит «путь». «Дао» понимается как первопричина материального мира и духовной жизни людей. Каждая вещь, великая или малая, имеет свой собственный «путь», переживает его по-своему и причастна к Абсолюту. Даосская идея о всеобщей связи вещей и существ сыграла важную роль в возникновении чувства единства с природой и, как следствие, единства природы и искусства.
Особое внимание даосизм уделял внутреннему миру человека. Основным принципом человеческой деятельности является «увэй», т.е. «бездействие». Даосская идея «недеяния», наряду с буддийским принципом кармы, способствовала формированию позиции «невмешательства» в свою судьбу и отказа от активных попыток повлиять на ход природы. Также была воспринята концепция двух начал «инь-ян» – мужского и женского, светлого и темного, одна из центральных концепций даосизма.
Вместе с даосизмом японцы завезли обширную систему информации о предзнаменованиях, основанную на взаимодействии «инь и ян» и учении о пяти элементах. Они стали основной базой для гаданий и пророчеств. В период Хэйан существовали специальные гадательные бюро, которые по-своему регулировали политическую и экономическую деятельность правительства. Бюро «инь-ян» определяли дни и периоды, подходящие для определенных действий. В результате появились табу, которые значительно замедлили еще более медленный ритм жизни в мирном и спокойном городе. Например, чиновникам, назначенным губернатором в отдаленные районы, иногда приходилось по несколько месяцев ждать благоприятного дня, чтобы добраться до места назначения .
Религия оказала огромное влияние на формирование японского мировоззрения и проникла во все сферы человеческого существования в период Хэйан. Конфуцианство содержит проверенные тысячелетиями правила поведения в семье, обществе и государстве. Даосизм учит следовать природе, буддизм – познавать психологию человека и регулировать свое поведение, а синтоизм дает уроки мудрого отношения к своей земле, предкам и богам .
Таким образом, период Хэйан был очень важен как для истории Японии в целом, так и для истории японской культуры. Это новый этап в развитии японского буддизма. Заметным событием этого периода стала синкретизация синтоизма и буддизма. В то же время придворная знать полностью усвоила континентальную культуру и начала создавать свою национальную культуру. Дух подражания все чаще сменялся стремлением к созданию местных форм в различных видах деятельности. В истории японской культуры период Хэйан связан с необычайным расцветом искусств, ремесел, науки и эстетизацией повседневной жизни.
Отличительной чертой этого периода стало появление японского алфавита, что привело к высоким достижениям в области литературы. Это позволило большему числу людей заняться литературным творчеством, и появились некоторые из самых известных шедевров эпохи Хэйан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе X-XIII вв. / Отв. ред. О.Л. Фишман. – Москва : Наука, 1975. – 379 с.
2. Горегляд В. Н. Японская литература VIII—XVI вв.: Начало и развитие традиций. / 2-е издание. – СПб : Петербургское Востоковедение, 2001. – 400 с.
3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – Москва : Наука, 1979. – 201 с.
4. Идзуми Сикибу: Собрание стихотворений. Дневник. / Японская классическая библиотека. / Пер. с япон. Т. Соколовой-Делюсиной. – Москва : Гиперион, 2004. – 352 с.
5. Иофан Н.А. Культура древней Японии. Москва : Ломоносовъ, 2023. – 224 с.
6. Иэнага Сабуро. История японской культуры. Москва : Прогресс, 1972. – 324 с.
7. Китагава Д.М. Религия в истории Японии / пер. с англ. Селиверстова Н.М. СПб : Наука, 2005. – 596 с.
8. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии: VII-XVI века / Авт. Предисл. Н.А. Иофан. – Москва : Искусство, 1979. – 144 с.
9. Конрад Н.И. Очерки японской литературы / Авт. Предисл. Б. Сучков. – Москва : Худож. Лит., 1973. – 462 с.
10. Макура-но-соси. Записки у изголовья. // Магнитка — Медуза. — Москва : Советская энциклопедия, 1954. — С. 127. — Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 26
11. Мещеряков А. Н. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто / Под ред. Смирнова И.С. – Москва : РГГУ, 2010. – 310 с.
12. Моррис А. Мир блистательного принца. Придворная жизнь в древней Японии / Пер. Харитонов Д. Москва : Дело, 2019. – 464 с.
13. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб : Азбука, 2004. – 384 с.
14. Сэй Сенагон: Записки у изголовья: пер. с яп. Маркова В.. Москва : Эксмо-Пресс, 2022. – 480 с.
15. Иофан Н.А. Культура древней Японии / Отв. ред. Н.А. Виноградова. – Москва : Наука, 1974. – 261 с.
16. Иэнага Сабуро. История японской культуры: пер. с яп. / ред. В.С. Гривнин. – Москва : Прогресс, 1972. – 229 с.
Электронные источники:
1. Beauty Standards in Heian Japan, 794 – 1185 URL: [Электронный ресурс] https://www.thoughtco.com/beauty-in-heian-japan-195557 (Дата обращения: 20.04.2024)
2. The Search for the Beautiful Woman: A Cultural History of Japanese and Chinese Beauty by Cho Kyo. URL: [Электронный ресурс] https://core.ac.uk/download/pdf/236063926.pdf (Дата обращения: 20.04.2024)
3. Hitoshi Ashinano. URL: [Электронный ресурс] https://www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/people.php?id=23316 (Дата обращения: 22.04.2024)
4. Мори Каору. URL: [Электронный ресурс] https://readmanga.live/list/person/mori_kaoru (Дата обращения: 22.04.2024)
5. Кацусика Хокусай URL: [Электронный ресурс] https://artchive.ru/hokusai (Дата обращения: 22.04.2024)
6. Статья. 9 главных понятий, помогающих постичь японскую культуру. URL: [Электронный ресурс] https://arzamas.academy/materials/729 (Дата обращения6 23.04.2024)
7. Аристократическая культура эпохи Хэйан. URL: [Электронный ресурс] https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=660516 (Дата обращения: 23.04.2024)