Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
1.1. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий 4
1.2. Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников 6
1.3 Групповая форма работы организации обучения: виды и характеристика 9
1.4 Конспект занятий на развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работа на уроках в начальной школе. ……14
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованных источников ………………………………...23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу должное внимание стало уделяться формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия формируют у обучаемого умение вступать в диалог и грамотно вести его, умение слушать и слышать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
В то же время наиболее благоприятным для овладения познавательными универсальными учебными действиями признан именно данный период в жизни ученика (младший школьный возраст) К концепции развития познавательных универсальных учебных действий обращаются известные психологи и педагоги А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин, и др. Идею и принципы проблемного обучения разрабатывали советские психологи Д. Н. Богоявленский, А. М. Матюшкин.
Особое внимание формированию коммуникативных универсальных учебных действий следует уделять в младшем школьном возрасте, так как именно в начальной школе закладываются основы умения учиться, формируются базовые умения, которые в основной школе будут совершенствоваться. «В период обучения в начальной школе, в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в качестве одной из целей образования определено развитие личности обучающихся на основе формирования коммуникативных учебных действий».
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроках русского языка создают групповые формы работы. Они ориентированы на формирование коммуникативных УУД. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников.
Цель исследования – теоретически изучить и предложить задания на развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работа на уроках в начальной школе.
Объект исследования процесс развития коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования групповая работа на уроках в начальной школе как средство развития коммуникативных УУД младших школьников.
Задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
2)Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста
3)Рассмотреть особенности групповой работы в начальной школе
4)Разработать занятия на развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работа на уроках в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической, учебной литературы и результатов психолого-педагогических исследований).
Структура работы: Работа состоит из введения, четырех параграфов, список использованных источников.
1.1.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В современном мире скорость развития техники и науки просто захватывает умы. Постоянные обновления и опровержения устаревших знаний делают образование неотъемлемой частью жизни современного человека. Главной целью образовательных учреждений становится формирование всесторонне развитой личности.
В 2011 году во все школы России был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО). Стандарт представляет собой набор требований, которые необходимо соблюдать при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.[19]
Этот стандарт уделяет особое внимание деятельностному характеру образования, что способствует лучшему развитию личности каждого ученика. Главная задача нового стандарта заключается в формировании универсальных учебных действий.
Сегодняшнее учебное окружение подчеркивает важность формирования общих учебных действий, которые оказываются более эффективными в учебном процессе, чем только узко предметные знания. Самостоятельный поиск и усвоение учебной информации играют особую роль в успешности обучения школьников.
Как отмечено в работах ученых, коммуникативные универсальные учебные действия позволяют правильно распределить роли в коллективе, умело взаимодействовать с окружающими и учиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Основополагающим и более точным является определение А.Г. Асмолова, по мнению которого к коммуникативным УУД относят действия, обеспечивающие «социальную компетентность и учет позиции партнёров по общению или деятельности, а также умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [3 c.30].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.: Просвещение, 2017. – 150 с.
2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2018. – С. 70-103.
3.Елисеева Д.С. Познавательные универсальны учебные действия младшего школьника как педагогический феномен.- Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014, том 6, № 4. – с.16-26.
4.Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
5.Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир.1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 136 с.
6.Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 68 с.
7.Издательство Просвещение. – Режим доступа: URL : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20177
8.Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2010...» [Текст] / Под ред. Л. Г. Петерсон. – Москва : 2010. – 46 c
9.Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 251 с.
10.Клепина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий//Начальная школа. – 2012. - №1. – С.26 – 29.
11.Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования 2019. – 284 с.
12.Кузина И.В., Миронычева В.Ф. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования//Начальная школа. – 2013. - №5. – С.18-23.
13.Рыбъякова О.В. Информационные технологии на урокахв начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2013. – с 124.
14.Петрова, Е. Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л. В. Занкова // Практика образования. – 2010. –
№ 1. – С. 36–39.
15.Петерсон, Л. Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно- рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : 2019. – 40 с.
16.Песняева, Н. А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст] / Н. А. Песняева // Управление начальной школой. – 2011. – № 7. – С. 35–39.
17.Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / А. А. Плешаков. – Москва «Просвещение», 2013. – 135 с.
18.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2019 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2017 г. № 1241, от 22 сентября 2018 г. № 2357) [Текст]. – М.: Просвещение, 2017. – 29 с.
19.Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. – 2018. № 11. – С. 46-49 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://blog.zabedu.ru/garmoniya – (Дата обращения 12.04.2023.)
20.Формирование у младших школьников познавательных УУД в проектной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://nsportal.ru – (Дата обращения 12. 04.2024)