Фрагмент для ознакомления
2
Проблема профессионального самоопределения всегда актуальна, так как профессиональный выбор это одно из важных жизненных событий, во многом определяющее дальнейший путь человека. Профессиональный путь личности начинается с осознанного и обоснованного выбора профессии. Профессиональное самоопределение это многоступенчатый процесс самостоятельного выбора профессии, который начинается в старшем школьном возрасте. Этот процесс осуществляется человеком на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии, он отражается в профессиональных планах человека и завершается их реализацией. Профессиональное самоопределение, начинаясь с размышлений о будущем, подводит к выбору профессии и завершается ее фактическим выбором. Анализируя факты современной действительности, поднимается вопрос о причинах неудач и разочарований многих молодых людей в выборе профессии. Одной из причин может являться неверный выбор профессии в юности.
В психологии проблема профессионального самоопределения решалась в связи с анализом жизненного самоопределения, в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности, в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности и в рамках изучения вопросов профессионального становления.
Социально-психологические особенности старшеклассников, характерные проявления этого возрастного периода в отношении жизненного самоопределения рассмотрены И.С.Коном, А.В.Петровским и др; с акцентом на личностные, мотивационные аспекты профессионального самоопределения проведены исследования Е.А. Климовым и др.
Профессиональное самоопределение это одно из важных событий на жизненном пути человека. Оно отражает уровень личностных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Перед выбором профессии в школьные годы наиболее активно сталкиваются учащиеся выпускных классов. Это послужило основанием для проведения эмпирического исследования, посвящённого изучению профессионального самоопределении старших подростков.
Цель: Изучить особенности профессионального самоопределениия учащихся старших классов.
Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет: различия в профессиональном самоопределении учащихся выпускных классов.
Гипотеза: Существуют различия среди старшеклассников девятых и одиннадцатых классов в профессиональном самоопределении по группам интересов.
Задачи:
1)Проанализировать научную литературу.
2)Исследовать различия учащихся девятых и одиннадцатых классов в сфере профессиональной идентичности.
3) Исследовать различия учащихся девятых и одиннадцатых классов в сфере интересов.
4) Провести анализ результатов исследования с помощью методов математической статистики.
5)Провести качественней анализ результатов исследования.
6)Сделать выводы относительно полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в получении новых данных о профессиональном самоопределении у современных старшеклассников. Данные о статусе профессиональной идентичности школьников могут существенно помочь психологам, учителям, родителям в диагностике и корректировке развития профессиональной идентичности старшеклассника.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, описания эмпирической части и ее результатов, списка литературы и приложений.
Глава 1. Литературный обзор по проблеме
1.1.Понятие профессионального самоопределения
Термин «профессиональное самоопределение» отражает в личностный аспект профессионализации человека и охватывает не только период овладения профессией, но так же и выбора подготовки к ней находясь ещё в школьном возрасте.
В литературе профессиональное самоопределение определяется либо как момент выбора профессии, либо как процесс, который занимает большую часть жизни человека. Первого определения придерживаются такие исследователи как, А.М.Кухарчук и А.Б.Ценципер, считающие самостоятельный выбор профессии, результатом анализа своих внутренних ресурсов, в том числе и способностей и именно их соотнесение с требованиями профессии называется профессиональным самоопределением[5]. В процессе самоопределения человек начинает действовать как отдельный субъект, переставая ощущать себя только объектом воспитательных воздействий. Другой психолог В.Ф. Сафин профессиональное самоопределение рассматривает как процесс поиска и приобретения профессии, где финалом служит начало трудовой деятельности, в процессе которой происходит утверждение личности[27].
Профессиональное самоопределение многие авторы включают в процесс личностного самоопределения, представляющее собой новообразование старшего школьного периода, которое связано с формированием внутренней позиции взрослого. Большинство авторов рассматривают процесс профессионального самоопределения как существенную сторону развития личности. Е.А.Климов отмечает, что выбор профессии в юности не исчерпывается процессов профессионального самоопределения, так в течении всей трудовой деятельности у человека может не раз возникать вопрос о выборе профессии и специальности[14]. Т.В.Кудрявцев описывает процесс профессионального самоопределения как длительный и подвижный[17]. Он включает в себя несколько стадий: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и полную или частичную реализацию личности в профессиональном труде. Конечно, это идеальная схема, но в реальной жизни формирование профессиональных намерений может продолжаться как в период обучения, так и в период адаптации. Это отражено в исследованиях, который показывают, что большой процент обучающихся выбирают профессию, ориентируясь на внешние, а не на внутренние стимулы. Зачастую выбор профессии носит «вынужденный » характер и именно поэтому можно наблюдать смены профессий, формирование новых профнамерений.
Профессиональное самоопределение в психологии понимают как момент выбора профессии, как компонент личностного новообразования в старшем школьном периоде или как продолжительный процесс в освоении профессии и самореализации в ней. По мнению авторов, процесс профессионального самоопределения не кончается выбором профессии, а продолжается в течение всей жизни человека. Связано это с возможностью смены сферы профессиональной деятельности, из-за неудовлетворенностью выбора профессии, из-за смены места жительства и многих других. Так же смену профессии связывают с тем, что профессиональных сфер становится с каждым днем все больше и больше, мир насыщается новыми специальностями, они развиваются, становятся более обогащенными и это требует переподготовки, переобучения.
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение это довольно длительный и динамический процесс, который включает такие составляющие как, становление человека в профессиональной деятельности, формирование индивидуальных особенностей и личностных черт, выбор жизненного пути; творческое развитие и обогащение человеком профессиональной деятельности.
Поскольку профессиональную деятельность признают ведущей для взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться её содержанием и специфическими особенностями. Вхождение в профессиональную деятельность означает новую социальную ситуацию развития, оказывающую формирующее влияние на человека, она меняет и обогащает мотивационно-потребностную сферу. Именно профессиональная деятельность способствует удовлетворению основной гаммы потребностей. На достаточно важный момент, в котором человек стремится к тому, что бы стать личностью через профессиональный труд указывают многие авторы. Так А.В Петровский и В.А. Петровский говорят о том, что социально оправданный и ценный способ эксплицировать потребность в персонализации лежит именно в трудовой деятельности[14]. В свою очередь нельзя представить формирование личности как процесс пассивного приобретения свойств деятельности. Так различная деятельность обладает определенной системой признаков. Одни могут восприниматься человеком и оказывать на него значительное влияние, а к другим наоборот он будет равнодушен и невосприимчив. Особенно на индивида оказывают влияние внутренние условия, через которые осуществляется воздействие внешних на личность. Поэтому воздействие одной и той же деятельности на человека может приводить к формированию неодинаковых черт и типов личности.
Профессиональное самоопределение является не только выбором конкретной профессии, но ещё и выбором всей жизни. Очень часто человек выбирает е просто профессию, а что-то важное, дающее ощущение своей жизни. Профессия играет важную роль в жизни человека, она оказывает значительное влияние, как на самочувствие, так и общее состояние. Профессия, которая удачно подобрана, способна повышать самоуважение и позитивное представление человека о самом себе, она сокращает частоту психологических и даже физических проблем, которые связаны со здоровьем, и даже способна усиливать удовлетворённость жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны жизни и общее ее качество. Именно поэтому человеку, который вступает в новую жизнь, мир профессий, очень важно сделать правильный выбор. При этом необходимо знать, что мир профессий достаточно динамичен и изменчив, особенностью этого мира является смена монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это означает, что человеку необходимо стремиться к овладению не одной профессией, а несколькими смежными. Так же необходимо иметь в виду, что человек это не что-то застывшее и навечно связанное с профессией, есть вероятность, что в течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию.
Н.В.Самоукина отмечает, что выбор профессии является процессом принятия решения относительно получения социально значимого результата, вступление во взрослую жизнь в качестве какой либо профессиональной деятельности[26]. Профессиональное самоопределение может совпасть с выбором профессии в том случае, если молодой человек выбирает дальнейшую деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями, стремлениями и способностями. Выбор профессиональной деятельности не совпадает с процессом профессионального самоопределения, когда человек делает выбор случайно, а не в соответствие со своими предпочтениями.
Об активном профессиональном самоопределении говорят, когда в деятельности человека преобладающим является достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации учитываются и преобразуются вместе с поставленными целями. Е.А.Климов говорит о том, что мнение, согласно которому профессиональное самоопределение считается однократным актом принятия решения или кратковременным процессом, который необходимо ускорить или сократить является ошибочным. Он считает, что процесс в котором принимается окончательное решение старшеклассников о выборе профессионального учебного заведения может быть однократным, а в некоторых случаях даже мимолётным, но это лишь кажущаяся мгновенность событий[14]. На самом деле это осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь ». У старших школьников в течение многих лет складывались определенные отношения к разным видам труда, представления о многих профессиях, самооценки своих возможностей, ориентировки в социально экономической ситуации и представлениях о «запасных вариантах» профессионального выбора.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
2.Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. –320 с.
3.Бутковская С.А. Становление идентичности в процессе профессионального самоопределения: дис. ... канд. психол. Наук / Светлана Анатольевна Бутковская. – Хабаровск, 2007. – 202 с.
4.Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
5.Гендерная психология / Под ред. И.С.Клециной. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
6.Гидденс Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 703 с.
7.Григорьева Н. В. Психология профессионального самоопределения безработной молодежи в условиях экономики переходного периода : дис. …канд. психол. Наук / Нина Владимировна Григорьева. – Чебоксары, 2004. – 180 с.
8.Диагностика профессионального самоопределения: учеб. – метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.
9.Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта // Материалы научн. конференции. – М.: Норма, 2014. – 385 с.
10.Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – №3. – С.13-21.
11.Иванникова К.С. Гендер в культуре и обществе. // Актуальные вопросы филологической науки XXI века : сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием. Ч. 1. –Екатеринбург : УрФУ, 2013. – С. 33-38.
12.Ильин Е. А. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. А. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
13.Климов Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
14.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
15.Кобазова Ю.В. Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 53-63.
16.Кобазова Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников // Вестник Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. – 2009. – №2. – С. 84-89.
17.Колосова О.А. Проблема формирования профессионального самоопределения и построения профессиональной типологии личности. // Управление. – 2016. – №1. – С.21-30.
18. Лев Куликов. Психология личности в трудах отечественных психологов / Лев Куликов. – СПб.: Питер, 2009. – 283 с.
19. Лобова Е. В. Процесс первичного профессионального самоопределения. // Сборник научных статей. Часть 1. – Екатеринбург, 2003. – С. 463-470.
20. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс / Д.Майерс. – М.: Олма –Пресс,2004. – 510 с.
21. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник. – 2014. №5 – С.149–152.
22. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
23. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С.Пряжников. – М.: Наука, 2012. – 390 с.
24. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С.Пряжников. – М.: «Академия», 2007 . – 501с.
25. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И.Рогов. – М.: Владос – пресс, 2013. – 384 с.
26. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – 2-е изд. – СПб.: Питер , 2003. – 224 с.
27. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие / В. Ф.Сафин. — Свердловск: Свердл. пед. институт, 2008. — 142 с.
28. Howard H. Garrison. Gender Differences in the Career Aspirations of Recent Cohorts of High School Seniors // Social Problems. – 2010. № 2 – pp. 170-185.
29. Hyde J.S. Gender similarities and differences // Annual Review of Psychology. –2014. №65 – pp.373–398.
30. Margaret Mead. Sex and temperament in three primitive societies / Mead Margaret. – Morrow, 1988. – pp. 335.
31. Rubin Gayle. The Traffic in Women. Notes on the «Political Economy» of Sex// Toward an Antropology of Women. – New York, Monthly Review Press, 1997. – pp. 157-210.
32. Scott J. W.Gender and the Politics of History / J. W. Scott. – New York: Columbla University Press, 1999. – pp.267.