Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Дистанционные образовательные технологии как способ повышения эффективности обучения и их интеграции в существующую систему образования
В последние годы дистанционное и виртуальное обучение стало важным средством получения знаний и обеспечения высокого качества образовательного процесса. Эти технологии предлагают альтернативу очному обучению и предоставляют возможности для получения образования тем, кто не может или не хочет учиться в традиционной очной обстановке. Дистанционное и виртуальное обучение обеспечивает гибкость, простоту и доступность и позволяет учащимся самостоятельно управлять процессом обучения .
Дистанционное обучение - это система образования, в которой теоретические знания и практические навыки приобретаются с помощью интернет-технологий. Образовательные программы, учебные материалы и обратная связь с преподавателями предоставляются через Интернет. В качестве примера можно привести вебинары, аудиоуроки, онлайн-чаты и форумы для обсуждения тем и онлайн-тесты.
Виртуальное обучение - это педагогический процесс, осуществляемый с использованием технологии виртуальной реальности (VR). Оно позволяет учащимся напрямую взаимодействовать с виртуальными объектами и предметами, как если бы они находились в классе. Виртуальное обучение предлагает широкий спектр возможностей, включая доступ к различным интерактивным материалам. К таким инструментам относятся виртуальные комнаты - платформы, позволяющие преподавателям проводить лекции и семинары в виртуальной среде, и виртуальные практические классы - занятия, которые студенты могут проводить в виртуальном пространстве.
Дистанционные и виртуальные технологии пришли к нам в 2020 году, когда по всему миру распространилась вспышка коронавируса, которая буквально заставила работников различных отраслей перейти из офлайна в онлайн, что привело к развитию данной технологии. Школы, университеты и другие учебные заведения стали внедрять дистанционные технологии обучения, а вебинары и онлайн-семинары получили широкое распространение. Вебинары и онлайн-семинары проводятся на расстоянии и транслируют информацию в интерактивном учебном процессе или просто в живом режиме.
Использование дистанционных и виртуальных образовательных технологий отражено в достижениях исследователей И.В. Елемина считает, что переход к онлайн-образованию в период карантина был связан с тем, что учебные заведения просто перенесли свои офлайн-курсы в интернет, не задумываясь о возможностях оптимизации обучения и инноваций. Авторы подчеркивают, что онлайн-обучение снижает нагрузку на студентов, поскольку они не обязаны встречаться в одно и то же время и могут слушать лекции и семинары в удобное для себя время. Вместо синхронных занятий в интернете можно размещать записи лекций и презентаций. Онлайн-курсы должны быть оптимизированы в зависимости от уровня сложности и скорости обучения, не допуская ситуаций, когда одни студенты ждут, пока другие закончат свои задания, или когда преподаватели уделяют внимание только самым продвинутым студентам.
По мнению Гурова Т.И., онлайн-образование - это ценный дополнительный ресурс к традиционному образованию, такому как лекции, семинары, экзамены и задания, хотя прогресс проявляется в расширении возможностей и усложнении системы
. Некоторые учащиеся предпочитают слушать лекции, конспектировать материал и решать задачи онлайн, другие - лично посещать лекции и семинары в аудитории и задавать вопросы лектору. Однако автор подчеркивает, что образование - это не только пассивное участие в лекциях и семинарах, но и интерактивное общение с преподавателями и коллегами. Онлайн-образование может быть полезным дополнением, дающим дополнительные знания и возможность глубже изучить предмет. Однако идея полного перехода на онлайн-образование крайне опасна и может привести к катастрофическим последствиям из-за отсутствия взаимодействия студентов и преподавателей в группах. Предложение закрыть региональные университеты и заменить их онлайн-курсами, которые преподают профессора из ведущих столичных вузов без участия местных преподавателей, неприемлемо и может привести к катастрофическим последствиям .
Е.А. Рак отмечает, что онлайн-образование не может полностью заменить живое общение учителя и ученика. Онлайн-образование должно быть интегрировано в традиционную образовательную среду. В точных и естественных науках отсутствие обратной связи может привести к проблемам. Когда преподаватели читают лекции перед аудиторией, они напрямую адаптируют материал, основываясь на ответах студентов во время лекции. Однако когда лекции записываются для онлайн-курсов, перед ними нет живого человека, и материал приходится доводить до среднего уровня, в результате чего одни студенты упускают знания, а другие с трудом понимают материал. Исследователи утверждают, что полный переход на онлайн-образование невозможен. Онлайн-инструменты могут дополнить традиционную систему образования, но не могут полностью заменить ее. В авторском курсе при переходе на дистанционное обучение пришлось исключить важные упражнения, связанные с живым общением. Некоторые упражнения можно адаптировать к онлайн-среде. Например, для работы в парах можно использовать программное обеспечение для видеоконференций. Однако большинство упражнений невозможно выполнить онлайн. Даже коллеги-практики, проводящие онлайн-консультации, стараются проводить консультации лицом к лицу, а не онлайн, и заранее планируют несколько личных встреч, чтобы установить прямой контакт с клиентом.
Таким образом, применение дистанционных и виртуальных образовательных технологий является актуальным вопросом, а поиск путей организации эффективного образовательного процесса на основе систем дистанционного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, преимуществ и недостатков обучающих платформ - важнейшей проблемой, которую предстоит решить педагогическому сообществу.
Анализ литературы показывает, что дистанционное образование имеет следующие преимущества:
Например, телеконференции и видеоконференции позволяют проводить деловые встречи, поддерживать контакты и обмениваться информацией, не выходя из дома;
Например, вместо того чтобы посещать мероприятие или конференцию в другом городе или стране, можно участвовать в дискуссиях на расстоянии;
Например, удаленные приложения позволяют людям работать в команде и обмениваться информацией в режиме реального времени.
В образовательном процессе дистанционное обучение и виртуальные технологии также имеют множество преимуществ:
Доступ к учебным материалам и учебным пособиям в любое время и в любом месте;
Преподаватели могут эффективно организовывать учебный процесс и разрабатывать индивидуальные планы развития компетенций для каждого студента;
С помощью дистанционных технологий можно ускорить работу и обмен информацией между учениками и учителями.
Эти технологии могут повысить осведомленность и интерес учащихся к учебе, поскольку предоставляют возможность использовать аудио- и видеофайлы, интерактивные приложения и онлайн-игры.
Использование передовых технологических методов обучения, таких как интеллектуальные агенты, обучающие системы и автоматизированное программирование.
Наибольшей популярностью у студентов пользуются видеосеминары, интерактивные задания, задания в личных кабинетах и доступность общения с преподавателями. Дистанционные и виртуальные образовательные технологии существенно изменили традиционный образовательный процесс, однако они имеют и свои недостатки:
-слабая двусторонняя связь между студентами и преподавателями;
-отсутствие возможности оценить практические навыки студентов;
-ограниченная обратная связь с учащимися;
-отсутствие контроля за индивидуальным процессом обучения;
-требуется высокая степень инициативы учащегося;
-высокая зависимость от технологий и доступа в Интернет.
Анализ преимуществ и недостатков дистанционных и виртуальных образовательных технологий показывает, что какими бы хорошими ни были современные технологии обучения, они не могут заменить живое общение, несмотря на особые требования.
Сегодня в Интернете все чаще можно встретить онлайн-курсы, тренажеры и другие средства обучения. Современные технологии дистанционного обучения применяются в самых разных направлениях. Одно из них - разработка интеллектуальных систем, автоматически оценивающих результаты обучения. Это позволяет преподавателям и администраторам значительно ускорить процесс оценивания. Кроме того, такие системы можно использовать для анализа данных об успеваемости учащихся и выработки индивидуальных рекомендаций. Обучение может проходить в виртуальной среде, где учащиеся получают хранилище информации, доступ к которому возможен в любое время и из любого места (например, на Яндекс-диске), и могут изучать материал и приобретать навыки с помощью интерактивных приложений, видеороликов и игр.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты (международно-правовые и внутригосударственные)
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
5. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ "О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140
Литература
7. Бялт, В. С. Правовые основы профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Бялт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 303 с.
8. Васильева О.Н., Надточий Ю.Б. Современные формы проведения занятий, приемы и методы обучения, используемые в преподавании правовых дисциплин в высшей школе // Юридическое образование и наука. 2020. № 8. С. 10 - 14.
9. Жильцов Н.А., Чердаков О.И. Об образовательной платформе, онлайн-курсах и дистанционных технологиях // Юридическое образование и наука. 2020. № 7. С. 25 - 29.
10. Исматуллоева, Н. А. существенные условия договора об оказании образовательных услуг / Н. А. Исматуллоева // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2020. – № 10-2. – С. 195-203.
11. Какие права у работника, обучающегося дистанционно? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
12. Кондакова, А. Ю. Защита прав потребителей при оказании платных образовательных услуг / А. Ю. Кондакова // Студенческий. – 2022. – № 36-5(206). – С. 5-8.
13. Косников, С. Н. Дистанционные и виртуальные образовательные технологии / С. Н. Косников, Т. Г. Айгумов, Е. Ю. Болотов // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 3(47). – С. 134-137.
14. Литвинова, Т. А. Потребительский аспект образовательных правоотношений / Т. А. Литвинова // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 2. – С. 12-19.
15. Образовательное право : учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с.
16. Сафонцева, Н. Ю. Дистанционные образовательные технологии глазами студентов (опыт реализации образовательного процесса в удаленном режиме) / Н. Ю. Сафонцева, В. В. Ольшанский, М. В. Плотникова // Образование и общество. – 2023. – № 1(138). – С. 110-117.
17. Серова, К. А. Дистанционные образовательные технологии как средство организации самостоятельной деятельности учащихся / К. А. Серова, Г. В. Постнова // Актуальные проблемы современного образования. – 2023. – № 9(35). – С. 59-64.