Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество сталкивается с необходимостью формирования активных, ответственных и гражданских личностей уже с самого раннего возраста. Младшие школьники, находясь на этапе своего психологического и социального развития, играют важную роль в процессе формирования гражданской идентичности и ценностных ориентаций.
В условиях растущей информационной нагрузки и быстрого темпа жизни семья и школа играют ключевую роль в формировании у детей гражданских навыков, социальной ответственности и уважения к общественным ценностям. Однако, несмотря на важность данной проблематики, существует недостаточное количество исследований, посвященных особенностям и эффективным методам гражданского воспитания младших школьников.
Результаты исследования могут быть полезны как для педагогов и психологов, работающих с детьми данного возраста, так и для родителей и общественных организаций, занимающихся вопросами воспитания и развития детей. В свою очередь, улучшение гражданского воспитания у младших школьников способствует формированию будущего гражданского общества, основанного на ценностях толерантности, солидарности и уважения к правам каждого члена общества.
Об актуальности данной проблемы также свидетельствует то, что этим вопросом занимаются различные ученые. В настоящее время проблемой гражданского воспитания подрастающего поколения занимаются Н. А. Ануфриева, В. К. Бабаев, Г. И. Гайдман, Л. В. Земляченко, З. Н. Каландаришвили, Г. А. Караханова, А. В. Мелехин, Е. А. Певцова и другие. Данная проблема рассматривалась в трудах: С. С. Алексеева, И. А. Ильина, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. [15].
Объектом исследования являются младшие школьники, находящиеся на стадии начального обучения в возрасте от 6 до 10 лет.
Предметом исследования является процесс гражданского воспитания младших школьников, включая особенности их психологического и социального развития, методы и формы работы с детьми данного возраста по формированию гражданских ценностей, навыков и качеств.
Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей гражданского воспитания младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность гражданского воспитания;
2. Определить важность гражданского воспитания;
3. Изучить оценку эффективности гражданского воспитания младших школьников
4. Выделить методы и формы работы по гражданскому воспитанию младших школьников.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме особенностей гражданского воспитания младших школьников. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и сущность гражданского воспитания
Понятие «гражданское воспитание» относится к процессу формирования у личности гражданских качеств, ценностей и навыков, необходимых для активного участия в жизни общества и гражданской культуры. Оно направлено на развитие у человека осознанного гражданского самосознания, понимания своих прав и обязанностей, уважения к правам других людей, а также готовности к активному участию в общественной жизни.
Гражданское воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование качеств, необходимых для полноценного члена общества, а также развитие политической и правовой культуры, патриотизма, толерантности и т.п.
Гражданское воспитание включает в себя различные аспекты, такие как обучение основам права и законности, формирование понимания демократических принципов, развитие навыков межличностного взаимодействия и участия в общественных делах, а также воспитание активной гражданской позиции и ответственности за судьбу своего общества.
Цель гражданского воспитания заключается в формировании гражданских качеств личности, способной к осознанному и эффективному участию в жизни общества, защите общественных интересов и созданию благоприятных условий для собственного и общего развития [16].
Сущность гражданского воспитания заключается в формировании у личности гражданских качеств, ценностей и навыков, необходимых для активного участия в жизни общества. Оно направлено на создание осознанного гражданского самосознания, уважения к правам и свободам других людей, понимания принципов демократии, законности и справедливости.
Гражданское воспитание охватывает широкий спектр аспектов, начиная от обучения основам законодательства и правовой культуры, развития навыков гражданского активизма и участия в общественной жизни, и заканчивая формированием социально ответственного поведения и готовности к сотрудничеству и солидарности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Добросельцева, В. В. Патриотическое, гражданское, правовое, духовно нравственное воспитание: профилактика экстремистских проявлений / В. В. Добросельцева, К. В. Купченко // Молодежный терроризм и экстремизм в условиях современного российского общества: профилактика и пути противодействия: сборник материалов всероссийской научной конференции, Смоленск, 01 июня 2023 года. – Смоленск: Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, 2023. – С. 21-23.
2. Домаренко, Е. В. Гражданское воспитание подрастающего поколения: принципы, функции, направления и формы / Е. В. Домаренко // Патриотическое воспитание в современных социокультурных условиях: проблемы, реалии, традиции, инновации, перспективы: Материалы международной научно-практической on-line конференции, Орел, 24–25 ноября 2021 года / Гл. редактор В.В. Матвеев. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. – С. 14-28.
3. Кагерманов, А. С. С. Правовое воспитание как необходимое условие формирования гражданского общества и правового государства / А. С. С. Кагерманов // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2020. – Т. 38, № 2. – С. 164-168.
4. Карабейник, Н. А. Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2018. – №2 (18).
5. Косова, В. В. Потенциал гражданского воспитания младших школьников и формирования у них гражданских качеств через воспитательные дела / В. В. Косова, Н. В. Горбачева // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 4(43). – С. 669-671.
6. Краснова, Ю. Н. Современные подходы формирования гражданских качеств младших школьников / Г.В. Палаткина // Развитие патриотизма в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального и общего образования с использованием здоровьесберегающих технологий: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета. – 2019. – С. 68-74.
7. Максимова, Л. Ю. Гражданское воспитание: история и современность (на примере довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации): монография / Л. Ю. Максимова. – М.: ВУ, 2019.
8. Максимова, Л. Ю. Концепция оценки качества гражданского воспитания в российской школе / Л. Ю. Максимова, Л. А. Григорович // Мир образования – образование в мире. – 2019. – № 1. – С. 40–46.
9. Максимова, Л. Ю. Проблема формирования гражданственности в системе гражданского воспитания / Л. Ю. Максимова // Мир образования – образование в мире. – 2019. – № 4(76). – С. 170-180.
10. Москаленчик, Я. В. Гражданское воспитание младших школьников в условиях начального литературного образования / Я. В. Москаленчик // Неделя науки 2021: Сборник тезисов, Ростов‐на‐Дону, Таганрог, 19 апреля – 28 апреля 2021 года. Том Часть 1. – Ростов‐на‐Дону: Южный федеральный университет, 2021. – С. 414-417.
11. Николаев, М. В. О понимании гражданского воспитания в современной педагогике / М. В. Николаев // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 1(138). – С. 146-152.
12. Норкина, Я. И. Организация гражданского воспитания школьников через проектную деятельность / Я. И. Норкина, С. Г. Машевская // Большой конференц-зал: дополнительное образование – векторы развития. – 2018. – № 1. – С. 106-108.
13. Подоксенова, Е. В. Современные тенденции и проблемы гражданского воспитания / Е. В. Подоксенова, Т. И. Сидорова // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2020. – № 1(13). – С. 43-44.
14. Спиридонова, И. С. Особенности гражданского воспитания в школе / И. С. Спиридонова // Научный альманах. – 2021. – № 12-1(86). – С. 143-144.
15. Швец, Н. В. Актуальность гражданского воспитания в современной школе / Н. В. Швец // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Пятнадцатая международная научно-практическая конференция, Белгород, 19 ноября 2018 года. – Белгород: ООО ГиК, 2018. – С. 59-63.
16. Шитякова, Н. П. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях возрождения российской гражданской идентичности: Учебно-методическое пособие для высших и средних специальных учебных заведений / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых, И. В. Забродина. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 173 с.