Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовая активность - категория конкретно-историческая, относительно самостоятельная, обусловленная государственно-правовой средой (потенциалом демократических институтов, правовой системы и т.д.), обусловленная психологическими особенностями индивидуального сознания и другими факторами. Характер правовой активности во многом определяется конкретным содержанием правовой системы государства. Характер правой активности во многом обусловлен спецификой государственной правовой действительности как детерминанты деятельности в правовой сфере. Представление о природе и источниках правовой активности может быть получено только на основе понимания отношения ее носителей - социальных субъектов - к праву и правовой действительности в целом. Нисколько не умаляя значения правовой активности личности в период развития общества. Оценочная функция правосознания заключается в том, чтобы с его помощью оценивать те или иные жизненные ситуации как юридически значимые. Эта функция правосознания включает в себя четыре вида оценки: оценка позитивного права, его отдельных норм, институтов и принципов, оценка правового поведения окружающих людей, оценка собственного поведения в правовой сфере и оценка деятельности правоохранительных органов.
Правовая активность может рассматриваться, с одной стороны, как компонент правовой культуры личности, а с другой - как один из факторов, различным образом влияющих на правовую деятельность окружающих. Результаты приведенных социологических исследований свидетельствуют об уровне правовой активности граждан в правоохранительной сфере, которая во многом обусловлена авторитетом соответствующих институтов и доверием со стороны населения.
В данной работе, рассмотрим особенности профессионально-правовой активность сотрудников органов внутренних дел. Следует отметить, что служебная деятельность сотрудников полиции осуществляется публично, поэтому их честь, достоинство и деловая репутация всегда находятся под угрозой. В то же время распространение порочащей информации об одном сотруднике органа внутренних дел наносит непоправимый ущерб всему правоохранительному органу и сказывается на его имидже. Именно поэтому в таких случаях необходимо принимать оперативные меры по привлечению виновного к предусмотренной законом гражданско-правовой ответственности.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие профессионально-правовую активность сотрудников органов внутренних дел.
Целью исследования является анализ профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и признаки правовой активности;
2.выявить особенности профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел;
3.исследовать формы выражения профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Артемьев А.М., Баранов П.П., Гойман В.И., Гранат Н.Л., Гуцериев Х.С., Кожевников В.В., Копаев В.С., Кудрявцев В., Мехович А., Миренкова Е.П., Пересадина О.В., Дубровин А.К., Мельников В.А., Хисматуллин Р.С., Шульгин С.И., Якубина Ю.П., Выходов А.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов основного текста, заключения, списка литературы.
1.Понятие и признаки правовой активности
Правовая активность рассматривается, с одной стороны, как компонент правовой культуры личности, а с другой - как один из факторов, влияющих на профессионально-правовую деятельность соответствующих органов власти и эффективность их деятельности.
А.Ф. Никитин утверждает, что "воспитанные в духе уважения к закону не только подают пример поведения в соответствии с нормами общественной жизни но и в случае необходимости готовы встать на защиту правопорядка[ Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: теоретические проблемы. М., 1991. – С.4.]".
А.И. Экимов в свое время определил правовую культуру как единство правовых знаний, оценок и поведения и заявил, что "обладать правовой культурой - значит не только соблюдать требования правовых норм, но и добиваться их соблюдения другими субъектами", что "правовая культура включает также оценку правомерности действий других лиц и действия по предупреждению совершения ими преступлений".
А.А. Фомин выделил основные компоненты правовой культуры личности: правосознание (знание и понимание права, отношение к нему); привычки правомерного и законопослушного поведения; правовая активность, то есть способность эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.
Что касается последнего компонента правовой культуры личности, то автор обоснованно полагает, что правовую деятельность следует отличать от других видов правового поведения. Не всякое правомерное поведение может рассматриваться как осуществление такой деятельности. Ученые считают, что критериями разграничения в данном случае являются цель деятельности в правовой сфере, средства, с помощью которых она достигается, и ее социально значимые результаты. Это объясняется тем, что подобные инициативы являются прямым общественным долгом юристов и вытекают из их обязанности безупречно служить закону.
Н.Л. Гранат ранее рассматривал ее как один из видов правомерного поведения наряду с привычным, адаптивным (пассивным) и маргинальным и обращал внимание на то, что инициатива, добросовестность, дополнительные затраты времени и сил придают правомерному поведению высшее качество[ Гранат Н.Л. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. М., 1993. – С.21.].
И. В. Тепляшин считает, что "высокий уровень правовой активности граждан способствует повышению качества правового регулирования на всех уровнях - от регионального до федерального, а также установлению адекватного регулирования со стороны власти в механизмах правового регулирования".
Критическая оценка этой позиции должна подчеркнуть, что нельзя связывать правовую активность граждан только с качеством правотворчества. Это связано с тем, что в таком случае несправедливо игнорируются элементы механизмов реализации правового регулирования, включая правоприменение. Учитывая неоднозначность взглядов ученых на феномен правовой активности, следует признать, что большинство ученых понимают правовую активность только в позитивном смысле - как деятельность субъектов в правовой сфере, которая является систематической, законной, общественно полезной и признанной государством и обществом.
Они категорически не приемлют того, что правовая деятельность может быть и негативной, противоправной. В частности, С.Н. Кожевников рассматривает различные формы юридической деятельности (производственную, общественно-политическую, познавательную и др.), отмечая, что все они "выступают как объективация субъективной стороны в добровольных, творческих актах, имеющих позитивное социальное значение" и что "субъектами социально-правовой деятельности являются граждане, организации и другие правовые субъекты, и для них характерна сознательная, правомерная деятельность, основанная на уважении к закону, выражающаяся в добровольной реализации предоставленных субъекту прав и свобод"[ Кожевников В.В. Социально-правовая активность сотрудников органов внутренних дел. Омск, 1996. – С.141.].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994
2.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
4.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020
5.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
6.Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ" // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5808.
7.Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании", № 36, декабрь, 2011
8.Приказ МВД России от 19.12.2018 № 850 "Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России" // СПС Консультант плюс
9.Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016)"Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ"(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30957) // Российская газета, № 9, 17.01.2014.
Судебная практика:
10.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005
Научная литература:
11.Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 3(63). – С. 49-52.
12.Воронов, А. М. Роль правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности при сопровождении массовых мероприятий / А. М. Воронов // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 6. – С. 36-39.
13.Гранат Н.Л. Профессиональная культура в правоприменительной деятельности органов внутренних дел / Н.Л. Гранат, Р.Х. Макуев. М., 1994.
14.Гуцериев Х.С. Проблема режима законности и правовая культура общества // Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: проблемы теории и практики: материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 1997. Часть 2.
15.Дисциплинарная ответственность: правовые механизмы обеспечения эффективности в системе государственной службы: монография / М.Б. Добробаба, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Москва: Норма, 2023. – 352 с.
16.Ерыгина, Л. В. Субъекты инновационной деятельности / Л. В. Ерыгина, К. В. Орлова // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2016. – Т. 17, № 4. – С. 1113-1118.
17.Кожевников В.В. Профессиональная правовая культура в правоприменительном процессе органов внутренних дел. Омск, 1994.
18.Кожевников В.В. Социально-правовая активность сотрудников органов внутренних дел. Омск, 1996.
19.Кожевников В.В. Правовой нигилизм следователя / В.В. Кожевников, П.Г. Марфицин // Проблемы противодействия преступности в современных условиях. Омск, 1999.
20.Копаев В.С. Обеспечение законности в деятельности следователя органов внутренних дел // Российский следователь. 2001. № 6.
21.Кудрявцев В. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.
22.Мехович А. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел // Правоведение. 1999. № 3.
23.Миренкова Е.П. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел / Е.П. Миренкова, И.Н. Кремнёв. // Молодой ученый. 2019. № 21 (259).
24.Пересадина О.В. Структура профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. I.
25.Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического развития России до 2030 года: монография / отв. ред. В.Б. Ястребов. – Москва: Проспект, 2021. 308 с.
26.Рабцевич А. А. Инновационные характеристики субъектов рынка труда: анализ и основные направления формирования / А. А. Рабцевич. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2018. – 152 с.
27.Современное юридическое образование: традиции и инновации Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) . Москва : ИНФРА-М, 2023. 400 с.
28.Эстамирова Л.П., Палагин Д.Н. Меры обеспечения собственной безопасности полиции: понятие, виды, сущность и содержание // Административное право и процесс. 2023. № 4. С. 34.