Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известный радикальный писатель и политик Эдуард Лимонов так выразился о футбольных фанатах во время московских погромов после проигрыша сборной России: «Энергичная и горячая молодежь так выпускает пар, ей нужно выплеснуть энергию. Разбитые витрины и машины спокойно размениваются на более жесткие и радикальные поступки. Эти люди нормальные, им нужна эта энергия» . Либеральный политик и общественный деятель Валерия Новодворская отзывалась о футбольных фанатах как негативном явлении в самой вульгарной и крикливой форме: «Там человек перестает быть личностью. Он становится частью орущей толпы. Вот такие же точно толпы кричали: «Расстрелять!» в 30-е годы. Механизм один».
Есть мнения и их очень много, но, на наш взгляд, отсутствует институциональный подход к этой проблеме, который должен быть основан на научности к данному явлению, должен беспристрастно подвергать анализу те субкультурные тенденции среди молодежи, которые становятся наиболее популярны или опасны. Этим и обуславливается актуальность данной темы – ее непроработанность в академическом масштабе.
Целью данной работы является рассмотрение субкультуры как формы идентификации современной молодежи.
Задачи:
- рассмотреть повседневную, «высокую» и массовую культуры в современном обществе;
- описать субкультуру как форму идентификации, молодежную субкультуру и ее особенности;
- рассмотреть эволюцию субкультур в России;
- описать примеры современных субкультур в России;
- проанализировать молодежную субкультуру и моду: пример современного Китая.
Объект исследования – субкультура.
Предмет исследования - субкультура как форма идентификации современной молодежи.
Глава 1 Теоретические основы субкультуры и ее особенности у современной молодежи
1.1 Повседневная, «высокая» и массовые культуры в современном обществе
Представляется, что основными типами культуры выступают: традиционная, высокая специализированная, массовая культура. Традиционная культура функционирует как система норм и правил, организующих взаимоотношения между всеми членами общества, конкретизируясь: в правовой сфере - обычаях, нормах, предписаниях, табу, обеспечивающих соблюдение правильности всех действий сообщества; в хозяйственной сфере, обеспечивающей кумулятивность опыта; в духовно-ритуальной сфере – системе празднично-обрядовой деятельности, обеспечивающей духовную легитимизацию этого процесса; в повседневной сфере - бытовой жизни во всей целостности ее проявлений.
Основная функция традиционной культуры - поддержание всей системы жизнедеятельности общины и недопущение утраты накопленного за столетия опыта ее существования, доказавшего свою продуктивность . Несмотря на то, что традиционная культура выступила в качестве единственной культурной формы на самой начальной стадии развития общества, она существует и успешно развивается и в настоящее время - в тех обстоятельствах, в которых востребован опыт данной культуры. Это не только сообщества, стоящие на самых ранних ступенях своего развития (наподобие аборигенных культур), не только автохтонные народности, но и сообщества, имеющие аграрную экономику и сохраняющие сакральные представления о своей связи с землей и Космосом. В настоящее время традиционализм как культурный принцип присутствует в теократических государствах, где нормы религии выступают как источник права и публичного законодательства. Кроме того, потенциал традиционной культуры активно востребуется в национально-этнических анклавах как местах компактного проживания мигрантов, будучи средством фиксации их идентичности и осуществления эмоционально-психологической поддержки.
Высокая профессиональная (специализированная) культура формируется в границах ранних цивилизаций, требующих особых навыков управления хозяйством, религиозной сферой, системой обороны государства, а также системы специализированных знаний в области математики, геометрии, космических процессов, в том числе связанных с измерением времени. Все эти сложные знания требовали письменной фиксации, которая является (практически всегда) обязательным атрибутом ранних цивилизаций. Функция высокой специализированной культуры, по сравнению с предшествующей ей исторически традиционной, стала принципиально иной - она была направлена на инновационное развитие, на продуцирование изобретений, новшеств, способов ведения всех типов деятельности. Многое заимствовалось ею от соседних народов, что в гораздо меньшей степени приветствовалось в рамках традиционной культуры. Профессиональная культура открыта, прогрессивна, настроена на накопление информации.
Наличие письменности позволяет в рамках этой культуры сформироваться системе доказательств, которая станет в дальнейшем основой критического мышления и самого института науки в полном смысле этого слова. Профессиональная культура сегодня обеспечивает научно-технологический прогресс и высокую инновативность современного социально-экономического развития .
Опираясь на функциональные основания, можно отметить, что эти три типа культуры существуют как некая целостность, где каждый из культурных типов формируется на определенном этапе исторического развития в качестве системы обеспечения той совокупности функций, реализации которых требует данная стадия общественного развития. .
Если отойти от принципа функционализма и принять за основу любой из подходов, представленных выше, тогда большинство структурных систем и типологий оказывается недостаточно стройными, так как соотносимые в них типы культуры опираются на различные основания. Так появляются сочетания «народной» культуры (выделяется по носителю культуры) и «профессиональной» (выделяется по степени специализации); «высокой и низкой» (по уровню культуры) и «повседневной» (по характеру социальных практик); «традиционной» (по установке на сохранение социального опыта) и городской (по месту проживания носителей). На наш взгляд, наиболее дискуссионным в ряду данных понятий остается понятие популярной культуры. С одной стороны, оно выступает в качестве одного из наиболее употребительных вследствие коннотаций его исходного понятия populus (лат. «на род») и имеющего такие значения, как «известный», «распространенный», «общедоступный» . С другой стороны, оно обладает наибольшей неопределенностью, которая обусловлена именно его этимологией. Популярными, то есть получившими большую степень распространения, могут быть феномены и традиционной, и высокой специализированной, и массовой культуры. Особенно ярко это проявляется в сфере искусства, где популярными становятся застольные и походные казачьи песни, относящиеся к фольклорным явлениям. Точно так же популярность обретают некоторые теории специализированной культуры (к примеру, теория сублимации З. Фрейда, становящаяся основой многих произведений кинематографа).
Отличия субкультуры от массовой культуры:
1. Часто отвергают господствующие культурные нормы и ценности и вместо этого ставят во главу угла свои собственные ценности и убеждения.
Это может проявляться в альтернативной моде, музыке или выборе образа жизни, которые отличаются от того, что считается «нормальным»;
2. Чувство общности: субкультуры обеспечивают чувство принадлежности и общности для своих членов, которые часто разделяют схожие интересы и ценности. Это чувство общности часто формируется благодаря общему опыту, языку и символам;
3. Творчество и самовыражение;
4. Сопротивление коммерциализации: Субкультуры часто сопротивляются коммерциализации и превращению своей культуры в товар.
Участники могут отвергать господствующую культуру потребления и вместо этого отдавать предпочтение своим ценностям и независимости;
5. Формирование идентичности: субкультуры могут предоставить людям пространство для изучения и формирования собственной идентичности, отдельной от основных культурных норм и ожиданий.
В целом, субкультуры отличаются от массовой культуры своим неприятием доминирующих культурных ценностей, их ориентацией на сообщество и самовыражение, а также их сопротивлением коммерциализации. Они могут предоставить людям пространство для выражения своей индивидуальности и общения с другими людьми, которые разделяют схожие интересы и ценности .
Субкультура всегда являлась частью общественной культуры. Представляя из себя небольшую часть культуры общества, субкультура и её представители всегда значительно выделялись среди остальной культурной массы. Представители молодёжных субкультур зачастую не просто относятся к той или иной социальной группе, а вступают в неё осознанно с целью самовыражения . По утверждению психологов, чаще всего в такие компании попадают подростки, которые не смогли построить отношения с окружающими их сверстниками. Если и быть белой вороной, то быть ею официально в группе таких же «ворон». Это означает, что несмотря на то, что субкультура понятие довольно давнее, и первые субкультуры появились ещё в 1960 году, принадлежность к одной из них до сих пор является чем-то неформальным и нестандартным. Определённый внешний облик, речь, мировоззрение – всё это является отличительными чертами любой субкультуры.
Таким образом, в условиях транзитивного общества идентичность отражает соотношение культуры и субкультуры. Вхождение в культуру и формирование идентичности идет на основе усвоения устойчивых культурных форм передачи опыта через традиционные социальные институты, которые поддерживают «твердое» ядро культуры, сохраняя ее стабильной, и субкультуры – той чувствительной к изменениям части культуры, которая подвержена творческим трансформациям и транслируется на уровне свободного взаимодействия, видоизменяя формы идентичности и создавая ее новые варианты, открывая пространство для развития. Это дает возможность поддерживать личностную идентичность, выбирая соответствующую ей социальную идентичность, или выходить за пределы привычного пространства в направлении желаемого развития, конструировать новую идентичность. Принадлежность к субкультуре является одной из форм идентичности, где сходятся личностные и социальные критерии, субъективные и объективные параметры, по которым рефлексируется пережитый опыт.
1.2 Субкультура как форма идентификации. Молодежная субкультура и ее особенности
Современный этап развития культуры и общества характеризуется транзитивностью со свойственными ей турбулентными и нелинейными изменениями, усилением неопределенности, расширением информационного пространства и межкультурных контактов, трансформацией ценностей и эталонов, множественностью и разнообразием социокультурных контекстов.
Неоднородность и усложнение социокультурного пространства, дифференциация различных течений и движений, выходящих из-под влияния и давления официально признанной культуры, отражаются в понятии субкультуры (буквально подкультуры) как той части культуры общества, которая выражает ценности, смыслы, идеи, язык и образ жизни определенной социальной группы, составляющей меньшинство, и отличается специфичностью и подчиненностью своей позиции относительно доминирующей культуры большинства. Д. Рисмен, предложивший термин «субкультура», и Д. Хэбдидж изначально подчеркивают преднамеренность и активность ее представителей, сознательно выбирающих и отстаивающих собственные ценности, традиции, стиль жизни и способы самовыражения.
При этом представление о большинстве и меньшинстве в социокультурном пространстве подвижно и неустойчиво ввиду различных оснований для их консолидации и поляризации . Обычно субкультура носит локальный и временный характер, но может стать влиятельным направлением в развитии культуры. Субкультура выполняет важнейшие функции (М. Брэйк):
1) дает символическое решение проблем и противоречий, которые коллективно переживаются поколением;
2) предлагает ценности, идеологию и стиль жизни, способствующие формированию идентичности вне предписанной, заданной солидарности;
3) представляет альтернативную форму социальной реальности, которая апробируется в культуре, но опосредуется значимым сообществом;
4) предлагает способы жизни в рамках свободного времени; новые дилеммы для принятия индивидуальных решений .
Феномен молодёжной субкультуры проявляетсяпо принадлежности (ингруппы, аутогруппы); по взаимоотношениям (первичные и вторичные), по степени общения (малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым; большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы).
С.А. Сергеев предложил следующую типологию молодёжной субкультуры: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры); гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэпперы и т.п.); криминальные («гопники», люберы); анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными .
В последнее время изучение проблематики молодежной субкультуры как перспективного междисциплинарного направления приобретает все большую популярность у специалистов разных областей научного знания. Понятие «субкультура» неоднократно рассматривалось в трудах российских, китайских и других зарубежных ученых (С. К. Бондырева, П. С. Гуревич, А. И. Кравченко, С. И. Левикова и другие). Но впервые молодежные субкультуры стали объектом пристального внимания со стороны научной общественности Великобритании (С. Виллис, П. Коэн, С. Фрит, С. Холл, Д. Хэбдидж и другие). Они полагали, что в молодежных субкультурах вырисовывается поле политического конфликта. Поэтому их считали порождением властных отношений, которые существуют в обществе . Так, Д. Даунс выделяет субкультуры, формирующиеся в виде позитивной реакции на социальные и культурные потребности общества, и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру .
Музыка О. А., Беляева К. А. отмечают, что молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов .
По мнению китайских исследователей Лю Сяотун и Сяо Бинь, молодежная субкультура – это социально-культурная форма, которая сформировалась среди молодежи в различные периоды времени, свободная от основной культуры, традиций . Она более свободна в культурном отношении и менее связана традиционными ценностями и имеет определенный разрушительный и критический характер для основной культуры. Но когда молодежная субкультура становится популярной, широко распространяется и принимается широкой публикой, молодежный субкультурный стиль постепенно становится частью массовой культуры.
Содержание и смыслы, заключенные внутри субкультур, говорят о природе внешней среды, политической и культурной ситуации в стране. Эти факторы можно использовать как некий индикатор для измерения градации субкультурных настроений. Например, Советский Союз в период оттепели породил такие веяния в сознании молодых людей, внесших серьезный вклад в общественное развитие, которые принято называть шестидесятничество и диссидентство. А Россия на сломе двух эволюционных систем в 90-х выпустила наружу скинхедов, тюремную субкультуру, бандитизм. Это разные по своей направленности исторические движения в нашей стране, которые, к сожалению, не фиксировались институционально в момент их расцвета.