Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложившаяся в малом бизнесе, и обсуждение проблем, сдерживающих его развитие, нашли отражение в работах многих авторов. В них рассматриваются недостатки, которые имеют место в среде малого предпринимательства. Условия функционирования малых предприятий постоянно усложняются, возникают препятствия для активизации их деятельности во всех сферах экономики. Государство должно находить новые пути повышения активности малого бизнеса, исходя из его объективных преимуществ. В связи с этим изучение проблем функционирования малых предприятий является важным научным заданием, которое имеет как теоретико-методологическое, так и практическое значение. Его решение позволит повысить качество решений и обоснования мероприятий государственной политики относительно развития малого бизнеса.
Цель исследования – анализ государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы поддержки малого бизнеса;
- отразить состояние малого предпринимательства в России;
- провести оценку государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Объектом работы является малый бизнес в России.
Предмет работы – особенности подержки малого бизнеса в стране.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, а именно: А.А. Абрамова, Г.И. Болкина, А.П. Гарнов, А.Д. Буриков и др.; «Государственная политика и управление», таких авторов как: В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков и др.; «Менеджмент в сфере малого бизнеса», таких авторов как: М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель и др.; «Основы государственного и муниципального управления, таких авторов как: Г.А. Меньшикова, Н.А. Пруель и др.
Кроме того, используются материалы специализированной периодической печати, а также данные Федеральной службы статистики РФ и Министерства экономического развития РФ.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, сравнительный, практический, аналитический, статистический, дедуктивный, графический и другие методы анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретических положений и проблем организации малого бизнеса, особенно в период санкций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендации по формированию благоприятных условий развития малого бизнеса в России.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, списка использованных источников.
1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса
Как известно, любой крупный и средний бизнес всегда начинается с малого бизнеса. Наиболее часто в обиходе используется понятие «малый бизнес» или «малое предпринимательство». Согласно трактовке, данной О.Ю. Акимовым, «малое предпринимательство – это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия»[ Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2018. – С. 10.].
Гражданкина Е.В. в своих работах отмечает: «развитие малого бизнеса - основная движущая сила экономики, а значит и источник материальных и духовных благ. Малый бизнес создает рабочие места, вводит инновации и производит настолько много, что он играет ключевую роль в развитии экономики»[ Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. – М.: ГроссМедиа, 2018. – С. 20.].
В настоящее время в российском законодательстве определены понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Данные термины нашли законодательное закрепление в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям»[ Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.].
Опираясь на исследования Р.А. Борзенкова, О.Ю. Акимова, «в основе которых лежит вышеупомянутый федеральный закон, под малым предприятием следует понимать - хозяйствующий субъект, в котором работает не более 100 человек, предельная годовая выручка которого не превышает 800 млн. руб., а доля собственников (юридических лиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) составляет не более 25%».
Таблица 1 - Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям
Критерии Микро Малые Средние
Средняя численность, человек ≤ 14 ≤ 100 ≤ 250
Выручка от реализации (без НДС), млн. ≤ 120 ≤ 800 ≤ 2 000
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, % иностранных организаций – ≤ 49;
российских организаций, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса – ≤ 49;
российских организаций, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов – ≤ 25
Малый бизнес отличает не только размер форм ведения хозяйства. Он, как отмечает Г.Н. Франовская, «являет собой самостоятельный субъект рыночной экономики, социальный экономический институт, которому свойственная специфика национальных традиций и норм поведения, психологического уклада индивидуумов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, повышенную степень риска, инновационности, инициативности»[ Франовская Г.Н. Малый бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://htbiblio.yolasite.com/resources/B_Franovskaia.pdf.]. Критерии выделения малых предприятий устанавливаются формально и субъективно, в рамках государственной политики не релевантный учитываются его сущностные особенности. Такие особенности важны, потому что чаще всего именно через них и возникают малые предприятия, когда преимущество именно такой формы ведения хозяйства является очевидным. В связи с этим преимущества малого бизнеса следует определять как экзистенциальную характеристику и основу для его развития. Такие преимущества следует рассматривать, во-первых, с учетом сферы деятельности малых предприятий, которая достаточно широкая, охватывает сферу производства и сферу услуг, и, во-вторых, оценивая недостатки и слабые места малых форм ведения хозяйства, которые порождают объективные ограничения и вынуждают более полно использовать естественные преимущества.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
3.Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
4.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 193 с.
5.Бексултанова А.И. Государственные программы поддержки малого бизнеса / А.И. Бексултанова // International Scientific Review. – 2018. – № 4 (35). – С. 52-55.
6.Горбач О. В. Отдельные вопросы правового регулирования статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России / О. В. Горбач // Сибирский юридический вестник. – 2023. – № 2(101). – С. 35-40.
7.Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 96 с.
8.Жураковский А.С. Основы регулирования малого предпринимательства в России / А.С. Жураковский // Вестник ТГУ. – 2019. – №2. – С. 157-160.
9.Зарубина Ю. В. Проблемы адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к новым экономическим условиям в 2022 году / Ю. В. Зарубина // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. – № 10. – С. 315-316.
10.Зобков Н. А. Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Н. А. Зобков // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 5. – С. 1070-1080.
11.Зухрабов Д. М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект / Д. М. Зухрабов // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122.
12.Капустин Д. Л. Проблемы инвестиционного консалтинга для субъектов малого и среднего предпринимательства / Д. Л. Капустин // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 4. – С. 205-209.
13.Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru
14.Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография / В.М. Юрьев, И.В. Грошев, В.Д. Мамонтов, В.В. Смагина. – Тамбов, 2019. – 355 с.
15.Семыкин В.В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью / В.В. Семыкин // Научный альманах. – 2019. – № 8 (10). – С. 1299-1301.
16.Сюпова М.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 382-386.
17.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
18.Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2019. – №4. – С. 177-181.
19.Франовская Г.Н. Малый бизнес / Г.Н. Франовская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://htbiblio.yolasite.com/resources/B_Franovskaia.pdf.
20.Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике / С.В. Шишин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2019. – 351 с.