Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 7
1.1. Анализ понятия регулятивные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС НОО 7
1.2. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством самостоятельной работы 9
Глава II. Методические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 13
2.1. Организационно-педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством самостоятельной работы 13
2.2. Анализ опыта учителей практиков по использованию самостоятельной работы для формирования регулятивных УУД на уроках окружающего мира 18
Заключение 24
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современный образовательный процесс регламентируется требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени. В ФГОС НОО указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности школьника, развитие его инициативы и ответственности как условия самоактуализации личности.
В ФГОС НОО, в разделе IV. Требования к результатам освоения программы начального общего образования отмечено. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования: универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль). Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Благодаря регулятивным УУД ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний и навыков.
К таким действиям относят самоорганизацию, самоконтроль, самооценку и рефлексию, эмоциональный интеллект. Различные УМК предусматривают различные формы и виды заданий, которые позволяют формировать регулятивные УМК младших школьников. Так в КМК «Планета знаний» предусмотрены маршрутные листы, которые наглядно представляют все учебные задачи для решения их школьниками. Для формирования умений самоконтроля и самооценки разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями.
Учебный материал позволяет выстраивать каждый урок с учётом индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка. При этом дети учатся принимать учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с ней. Школьник имеет возможность обеспечивать как пошаговый контроль, так и итоговый. При этом всегда имеется возможность внести соответствующие коррективы.
Школьники всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям, без помощи взрослых. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС на каждой образовательной ступени образовательный процесс ориентируется на новые результаты образования.
Процесс учения сегодня, понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося. Проблема изучения развития интеллектуального и творческого потенциала детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых, методистов, педагогов и психологов. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в самостоятельности и творческой инициативе каждой личности.
Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития самостоятельности, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, начиная с начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Согласно требованиям ФГОС, развитие любой группы универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, направлено на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Чтобы развивать потенциал каждого ребёнка, необходимо развивать активизацию познавательной деятельности ребёнка и его познавательные и творческие способности.
Творческие способности детей формируются в процессе субъект-субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса на каждом уроке. Прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают, то на обобщающих уроках они должны демонстрировать, насколько успешно они эти УУД, знания и навыки могут применять на практике.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством самостоятельной работы.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: средства и способы организации самостоятельной работы при формировании регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: развитие навыков учебной самостоятельной деятельности младших школьников будет более эффективным, в случае:
-систематичности и последовательности реализации целостного образовательного процесса;
-учёта возрастных особенностей младших школьников;
-учёта психологических особенностей младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия регулятивные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством самостоятельной работы.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством самостоятельной работы.
4. Предложить методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством самостоятельной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами и методистами в целостном образовательном процессе при формировании учебной самостоятельности школьников, а также студентами, обучающимся по педагогическим специальностям.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе [Текст] / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2016. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 13.04.2024).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2012. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Текст] /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 13.04.2024).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2015. – No 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 13.04.2024).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе [Текст] / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС [Текст] / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - No2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2018. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – No 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС [Текст] / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – No XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 13.04.2024).