Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из наиболее многочисленных групп детей с нарушениями речи – это дети, у которых есть фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Оценка речи ребенка и ее правильность являются важными показателями его готовности к школьному обучению, поскольку устная речь служит основой для развития письменной речи. Если у ребенка недостаточно развиты фонематические процессы, возникают трудности в овладении навыками чтения и письма при переходе на новый уровень образования. В отличие от своих сверстников, у нормотипичных детей навыки анализа и синтеза звуков в слове формируются задолго до начала школьного обучения. Поэтому особое внимание следует уделять развитию речи у детей, формированию правильного произношения звуков, различению их между собой, грамматически правильному составлению предложений и ясному выражению своих мыслей. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок быстро и безошибочно освоил навыки чтения и письма, необходимо проводить логопедическую работу по развитию фонематической стороны речи.
При переходе в школу дети с фонетико-фонематическим недоразвитием начинают испытывать проблемы с письменной речью и попадают в группу риска по школьной дезадаптации. Такую зависимость между уровнем речевого развития и способностями к чтению и письму подтверждают исследования таких ученых, как Волкова Г. А., Каше Г. А., Колпоковская И. К., Левина Р. Е., Ткаченко Т. Е., Чиркина Е. Г., Фомичева М. Ф., Филичева Т. Б. и других. Современные педагогические методики подтверждают, что знакомство со звуковой стороной слова является важным предыдущим этапом в процессе овладения навыками чтения и, впоследствии, письма на языках, где звукобуквенный принцип основополагающий.
Логопедическая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, должна быть своевременной и целенаправленной, а также дифференцированной в зависимости от особенностей дефекта, уровня сохранности познавательной сферы и формы речевых нарушений. Полноценное развитие фонематического восприятия играет важную роль в обучении и социализации детей данной категории в обществе в возрасте 6-7 лет. Однако технология этого процесса до сих пор не разработана достаточно.
В ходе работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возникла проблема недостаточного количества дидактических игр для формирования фонематического восприятия речи у детей 6-7 лет, которые используются на логопедических занятиях. Психолого-педагогические исследования убедительно показали положительную роль дидактических игр в развитии и обучении дошкольников. Думается, что использование дидактических игр в процессе развития фонематического восприятия делает его более привлекательным для детей и, следовательно, более эффективным. Игра является основной деятельностью детей старшего дошкольного возраста, они имеют большое познавательное значение, способствуют расширению кругозора детей, учат выделять свойства предметов и явлений.
Объект исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: дидактические игры, как средство преодоления фонетико- фонематического недоразвития речи у детей 6-7 лет.
Цель исследования: разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию фонематического восприятия у детей 6-7 лет.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме
устранения фонетико-фонематического недоразвития речи детей 6-7 лет;
2. Организовать методико-логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты;
3.Разработать и апробировать коррекционную программу направленную на формирование фонематического восприятия для детей 6-7 лет, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование фонематичного восприятия у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, если применять дидактические игры на логопедических занятиях будет более эффективно.
Методы исследования:
1.Теоретический: анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2.Метод индивидуального комплексного обследования: по методикам, разработанным Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Волковой Г.А.
3.Математико- статистическая обработка данных.
Практическая значимость моей курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами для проведения коррекционных занятий с детьми 6-7 лет, имеющими фонетико- фонематическое недоразвитие речи по формированию фонематического восприятия.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кожильский детский сад « Колосок».
В исследовании принимали участие дети 6-7 лет в количестве 10 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, примечания.
Глава 1.Теоретические представления об особенностях развития фонематического восприятия у детей 6-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей 6-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое несовершенное развитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произношения у детей, страдающих различными речевыми нарушениями из-за дефектов восприятия и произношения звуков.
По мнению Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов[32]. Невозможно достичь высшего уровня фонетического анализа без правильно сформированного фонематического восприятия. Фонематический анализ представляет собой процесс умственного разделения звуков на составляющие элементы (фонемы), входящие в различные звуковые комплексы: комбинации звуков, слогов и слов[1].
Р.Е. Левина указывает на то, что фонематическое восприятие и анализ звука являются ключевыми моментами в коррекции задержки речевого развития[33]. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем наблюдается незавершенность процессов формирования артикуляции и восприятия звуков, отличающихся по акустико-артикуляционным характеристикам. Уровень развития фонематического слуха у детей влияет на овладение звуковым анализом, а степень фонематической недоразвитости может быть различной. Можно выделить следующие уровни:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Аббасова Левиза Иловиевна, Малярова Наталья Петровна Психолого–педагогические основы познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста // International scientific review. 2019. №LXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-poznavatelnyh-interesov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.04.2024).
2.Аббасова Левиза Иловиевна, Эстрина Наталья Леонидовна Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры // International scientific review. 2019. №LXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov-posredstvom-didakticheskoy-igry (дата обращения: 26.04.2024).
3.Александрова, А.Д. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством дидактических игр / А.Д. Александрова. – Челябинск, 2019. – 109 с.
4.Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2018. - 48 с.
5.Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] : Методическое пособие / Е.А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 180 с.
6.Андрусева И.В., Решитова М.Ф. Роль дидактических игр в коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-didakticheskikh-igr-v-korrektsii-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 26.04.2024)
7.Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. - М. : АСТ, 2018. - 60 с. -(Родничок) (Программа обучения в детском саду)
8.Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. - СПб. : «КАРО», 2015. - 212 с.
9.Базжина, Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком [Текст] / Т.В. Базжина. - М. : Изд. Московского университета, 2017. - 84 с.
10.Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Текст] / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 2020. -№ 5. - С. 34.
11.Богаткова Анна Константиновна, Медведева Елена Юрьевна Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-fonematicheskoy-storony-rechi-starshih-doshkolnikov-kak-profilaktika-narusheniy-pisma-i-chteniya (дата обращения: 26.04.2024).
12.Влияние нарушений речи на усвоение чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина М:2021. - с.125
13.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 144 с.
14.Григорьева Ольга Федоровна, Никифорова Лариса Валерьевна, Черкашина Александра Владимировна Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.04.2024).
15.Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2018. – № 3. – С. 107–110.
16.Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет: пособие / Екатерина Климонтович. ‒ Москва : Теревинф, 2015. ‒ 84 с.
17.Лисовиченко Дарья Андреевна Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2021. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-v-korrektsii-fonetiko-fonematicheskogo-nedorazvitiya-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.04.2024).
18.Лисовиченко, Д.А. Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / Д.А. Лисовиченко // Интерактивная наука. 2021. №2 (57). – C. 30–32.
19.Никишкова Нелли Валерьевна Формирование фонематического восприятия как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением // Colloquium-journal. 2020. №14 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-kak-vazhneyshee-uslovie-ovladeniya-detmi-pravilnym-proiznosheniem (дата обращения: 26.04.2024).
20.Оларь Кристина Анатольевна Преодоление дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-disgrafii-u-mladshih-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 26.04.2024).
21.Семенова, А.В. Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Семенова // Молодой ученый. – 2019. – № 18 (256). – С. 47–48.
22.Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая символика : учебное пособие / Т. А. Ткаченко. — Москва : Владос, 2015. — 34 с.
23.Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопед в детском саду. - 2018. - № 3. -С. 65-71.
24.Цвирко, О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей [Текст] / О.Ю. Цвирко. - Барнаул: 2018. - С. 6.
25.Шатрова Светлана Анатольевна, Геворкян Сирануш Гарниковна Формирование фонематического восприятия речи у дошкольников как основы для овладения навыками письма // Концепт. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fonematicheskogo-vospriyatiya-rechi-u-doshkolnikov-kak-osnovy-dlya-ovladeniya-navykami-pisma (дата обращения: 26.04.2024).
26.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 2018. - 342 с.