Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире руководитель образовательной организации играет ключевую роль в формировании имиджа учебного заведения и его репутации. В условиях быстрого информационного обмена, усиления конкуренции и повышенного внимания общественности к образованию, важно осознавать, что репутация руководителя напрямую влияет на имидж и репутацию всего учебного заведения.
Одним из важнейших аспектов актуальности разработки научно-практических рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя образовательной организации является необходимость минимизации репутационных рисков. Руководитель образовательного учреждения является не только администратором, но и лидером, образцом для студентов, учителей, родителей и общества в целом. Его имидж и репутация влияют на привлекательность учебного заведения для новых студентов, на уровень доверия учащихся и их родителей, на качество кадрового состава и партнерские отношения с другими учреждениями и организациями.
В свете современных тенденций, таких как цифровизация и развитие социальных медиа, репутационные риски становятся более острой проблемой для руководителей образовательных учреждений. Информация о деятельности руководителя может мгновенно распространяться в сети и оказывать существенное влияние на восприятие учебного заведения. Важно иметь четкие стратегии управления репутацией, активно участвовать в формировании позитивного имиджа и грамотно реагировать на кризисные ситуации.
Кроме того, руководитель образовательной организации несет на себе значительную общественную ответственность за качество образования и благополучие студентов. Поведение и решения руководителя могут иметь долгосрочные последствия не только для учебного заведения, но и для общества в целом. В этом контексте разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя образовательной организации является необходимой и актуальной задачей.
Лидерство и влияние руководителя оказывают существенное воздействие на коллектив, мотивацию сотрудников и общие стратегические цели учебного заведения. Позитивный имидж руководителя способствует формированию благоприятной рабочей атмосферы, повышению профессиональной репутации и привлечению новых талантливых специалистов.
Таким образом, разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя образовательной организации в целях минимизации репутационных рисков является актуальной задачей, нацеленной на обеспечение стабильного развития учебного заведения, повышение качества образования и укрепление доверия общества к образовательной системе.
Степень изученности темы исследования. В работах многих авторов: Г.М. Андреевой, Е.В. Змановской, Н.В. Галлиулиной, В.Г. Горчаковой, А.А. Калюжного, И. А. Криксуновой, Н. И. Левшиной, В. Н. Маркина, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгиной, Г.Г. Почепцова, Н.А. Савичевой, Е.И. Фаеевой, И.А.Федорова, Е.В. Челазновой, В.М. Шепеля и др. освещаются отдельные аспекты данной проблемы. Наиболее подробно в них изучены теоретические вопросы: сущность и специфика имиджа личности, общие направления его формирования. Однако аспекты, связанные с разработкой научно-практических рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя образовательной организации в целях минимизации репутационных рисков, до сих пор не нашли в литературе должного освещения.
Объект исследования: имидж руководителя образовательной организации.
Предмет исследования: процесс формирования положительного имиджа руководителя современной образовательной организации.
Цель исследования: разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя образовательной организации в целях минимизации репутационных рисков.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность имиджа руководителя образовательной организации, основные характеристики и этапы его формирования;
проанализировать методы и технологии формирования позитивного имиджа руководителя образовательной организации ;
разработать практические рекомендации для руководителей образовательных организаций по формированию позитивного имиджа.
Методы исследования: в работе использованы теоретические (анализ научной литературы, сравнительный анализ) и эмпирические (самонаблюдение, опрос, беседа) методы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: разработан комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя образовательной организации в целях минимизации репутационных рисков.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс рекомендаций может быть применен в практике руководителя реальной образовательной организации для формирования позитивного имиджа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Дефиниция понятия «Имидж» в научной литературе
Понятие «имидж» в научную литературу ввели З. Фрейд и Кеннет Болдуинг. З. Фрейд популяризировал это понятие, выведя его из сферы научной психологии, так как издавал журнал с одноименным названием. Однако широкую известность термин не приобрел.
В деловой оборот термин «имидж» ввел в 60-е годы ХХ века американский экономист К. Болдуинг. В России это понятие стало широко использоваться в 90-е годы ХХ века, когда появился спрос на профессиональное формирование имиджа государственных деятелей, актеров, спортсменов.
Слово «имидж» переводится как «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Этот перевод отражает одно из значений термина, а именно: «имидж» как внешне наблюдаемый образ. Однако в настоящее время этот термин чаще используют в значении: образ - представление - репутация.
А. Ю. Панасюк понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей. Е. А. Петрова считает, что имидж функционирует как образ-представление, в котором соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет. И. Нефедова и Е. Власова характеризуют имидж как проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей. Г. В. Бороздина рассматривает имидж как стратегическую модель поведения человека в конкретной ситуации с целью достижения определенной цели. Маркина В. М. считает, что основным в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (профессиональных и личностных) устоях, планах, идеалах, деяниях. К. Болдинг считал имидж структурой, которая моделирует поведение человека.
Рассмотрев взгляды различных исследователей, можно утверждать, что несмотря на исследование феномена имиджа различными отраслями научного знания, точного определения данному понятию пока не найдено.
Основная цель создания и поддержания имиджа - формирования благоприятного отношения к предмету или явлению. То есть, имидж предназначен для того, чтобы формировать определенную реакцию от окружения. Содержание имиджа изменчиво и зависит от пола, возраста, уровня образования и воспитания, профессии и должности, от территориального местоположения, культуры конкретного сообщества и многих других факторов. Однако можно выделить ряд общих характеристик имиджа:
имидж не бывает изолированным, он всегда включен в своеобразный «пакет», позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты;
имидж имеет тенденцию утраты адаптивности (так называемый «износ имиджа»), если не контролируется его эффективность и не прикладываются усилия к корректировке;
отбор реальных имиджей осуществляется по таким критериям, как самоощущения, признание имиджа приемлемым группой, возможности достижения с помощью данного имиджа намеченных целей;
многоуровневая система имиджей относительно автономна в рамках отдельной группы, выражая при этом различные стороны межличностного общения и групповых норм;
для формирования имиджа необходим не только индивидуальный социальный опыт, но врожденные психологические особенности, направленные на копирование образцов, отрицание неудачных стереотипных выборов.
Психологическими механизмами формирования имиджа является воля и переход от восприятия к воле Таким образом, в имидже переплетаются онто- и филогенез.
Итак, с одной стороны имидж со временем может меняться, с другой - в данной конкретной ситуации это достаточно стабильная стереотипная социальная установка, ориентированная на интересы не только самой личности, но его окружения (например, имидж руководителя юридической фирмы и руководителя художественной мастерской будут заметно различаться).
Таким образом, имидж как психологический продукт можно охарактеризовать как ценностный стереотип, социальную установку и некий идеал.
1.2. Имидж руководителя образовательной организации: основные аспекты понятия. Анализ научных статей по теме исследования
В данном параграфе проведем анализ научных статей по теме исследования.
Первая статья - Попова, И.А. «Имидж руководителя образовательного учреждения».
Научная статья «Имидж руководителя образовательного учреждения» И.А. Поповой представляет собой анализ ключевых элементов, определяющих имидж руководителя. В статье рассматривается комплексный подход к формированию имиджа, включающий как внешние, так и внутренние аспекты личности и профессиональной деятельности руководителя.
В начале статьи автор отметает, что изучение имиджа руководителя образовательного учреждения представляет собой актуальную задачу в современном образовательном контексте. Имидж, как представление о личности, имеет стратегическое значение, формируется сознательно и несет в себе как реальные, так и ожидаемые характеристики. В современном мире, где конкуренция становится все более острой, простое наличие профессиональных навыков уже недостаточно для успешного лидерства. Однако, не менее важным фактором является формирование личного стиля и имиджа, способного подчеркнуть компетентность и привлекательность личности руководителя.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2019. - 360 c.
2.Биек, А.В. Имидж современного руководителя общеобразовательного учебного заведения / А.В. Биек // Вестник науки. - 2021. - №11 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-sovremennogo-rukovoditelya-obscheobrazovatelnogo-uchebnogo-zavedeniya.
3.Блинова, Н.М. Научные подходы к пониманию имиджа / Н.М. Блинова // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 3. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/03/2887.
4.Болсун, С. А. Профессиональный имидж руководителя учебного заведения / С. А. Болсун // Управление школой. - К.: Основа. 2016. - № 7/9 - С. 51-55.
5.Булышева, И. В. Имидж руководителя образовательной организации / И. В. Булышева. // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62828/.
6.Воеводина, Н.А. Социология и психология управления: Учебное пособие / Н.А. Воеводина, И.А. Данилова. - М.: Омега-Л, 2020. - 199 c.
7.Галиуллина Н.В., Левшина Н.И. Формирование имиджа современного руководителя образовательного учреждения // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 29-31: URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5538.
8.Гостенина, В. Социология управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В. Гостенина. - СПб.: Питер, 2018. - 368 c.
9.Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2019. - 607 c.
10.Дагаева Е.А. Методология изучения имиджа как социально-психологического феномена // Психологическая наука и образование. - 2011. - Том 3. - № 1. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39946.
11.Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
12.Зубова, В. А. Изучение сущности и трактовок понятия имиджа / В. А. Зубова. // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 207-209.
13.Колосова, О.А. Социология управления: Учебный словарь / О.А. Колосова, О.А. Куликова, Р.В. Леньков и др. - М.: Форум, 2018. - 336 c.
14.Константинова, В.Г. Феномен имиджа в научных исследованиях / В.Г. Константинова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. - Социокинетика. - 2011. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-imidzha-v-nauchnyh-issledovaniyah.
15.Ксенофонтова, Х.З. Социология управления (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2017. - 368 c.
16.Мумладзе, Р.Г. Социология управления и управленческой деятельности / Р.Г. Мумладзе, И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2019. - 480 c.
17.Николаев, А.А. Социология управления: Учебное пособие / А.А. Николаев. - М.: Альфа-М, 2018. - 736 c.
18.Огородников, А.Ю. Социология управления: Лекции / А.Ю. Огородников. - М.: РАГС, 2019. - 246 c.
19.Парамонова, Т.Н. Социология управления / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2017. - 288 c.
20.Попова, И.А. имидж руководителя образовательного учреждения / И.А. Попова // Форум молодых ученых. - 2019. - №12 (40). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.
21.Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2019. - 256 c.
22.Самыгин, С.И. Социология управления: учебное пособие / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2021. - 318 c.
23.Тавокин, Е.П. Социология управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
24.Тавокин, Е.П. Управление - социальное управление - социология управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2020. - 256 c.
25.Удальцова, М.В. Социология управления: Уч. / М.В. Удальцова. - М.: Инфра-М, 2018. - 208 c.
26.Фененко, Ю.В. Социология управления: Учебник / Ю.В. Фененко. - М.: Юнити, 2018. - 215 c.
27.Фененко, Ю.В. Социология управления: Учебник / Ю.В. Фененко. - М.: Юнити, 2019. - 215 c.
28.Чупров, В.И. Социология управления. Теоретические основы: Учебное пособие / В.И. Чупров. - М.: РУДН, 2020. - 172 c.
29.Шапиро, С.А. Социология управления: Учебное пособие / С.А. Шапиро, М.С. Соколова. - М.: КноРус, 2018. - 208 c.