Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1 Проблема формирования личности в психолого-педагогической литературе
Развитие человека как личности происходит на протяжении всей жизни, становление и развитие происходят в определенном обществе и в соответствии с определенной эпохой, в которую человек родился.
Развитие личности как процесс «социализации» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, сверстников, политической и экономической ситуации в стране, в регионе, где проживает индивид, национальных традициях народа, представителем которого он является.
Личность – это человек, который имеет свою жизненную позицию, к которой он пришел благодаря пониманию, социальной восприимчивости, отличается от окружающего мира, проявляет независимость мышления, нетривиальность чувств, имеет собственное мнение и точку зрения по конкретным вопросам [21].
Личность: человек как представитель общества свободно и ответственно определяет свое положение среди людей. Он формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой социальных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается как личность, а становится ею в процессе социализации [11].
Личность каждого человека – это очень сложное и противоречивое сочетание разных черт, качеств. Этот своего рода набор различных черт личности обладает следующими наиболее важными характеристиками [12]:
1. Набор различных личностных качеств. В то же время каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому приобретает совершенно разное, иногда прямо противоположное значение, в зависимости от того сочетания их черт, которое сформировалось в этой личности:
– Индивидуальность: набор характеристик, которые отличают одного человека от другого.
– Личность – это целостная индивидуальность по своему социальному содержанию, качеству.
– Ориентированность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального существа.
– Потребность-потребность, испытываемая человеком в определенных условиях жизни.
– Мотивы: мотивы, связанные с удовлетворением определенных потребностей в деятельности.
– Мотивация: относительно стабильная и индивидуально уникальная система мотивации.
– Темперамент – характеристика личности по особенностям ее психической деятельности.
– Способности – психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.
– Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциональным ситуациям.
Активность: мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, Продолжительность и частота выполняемых действий или действий любого рода.
– Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
– Мотивации-мотивационная составляющая характера.
– Воля – потребность преодолевать препятствия; сознательная мобилизация личностью своих умственных и физических возможностей на преодоление трудностей и препятствий, на выполнение конкретных действий и поступков.
– Призвание – качество личности, в структуру которого входит способность к этой деятельности.
2. Устойчивость личности. Именно эта стабильность позволяет предвидеть поведение данного человека в конкретной ситуации, при определенных обстоятельствах;
3. Личность всегда активна. Личность стремится к деятельности и вне ее не может развиваться и существовать.
4. Личность может жить и существовать только в общении с другими личностями. Изолированная от общества личность не может развиваться.
Подростковый возраст считается самым сложным в воспитательном плане, трудности этого возраста связаны с половым созреванием.
Во время быстрого роста и физиологической перестройки организма подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость и снижение самооценки. В качестве общих черт этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная нестабильность, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Требовательное отношение к родственникам сочетается с сильным недовольством собой.
Суть подросткового кризиса – подростковые поведенческие реакции, присущие этому возрасту. К ним относятся: реакция эмансипации, групповая реакция со сверстниками, реакция увлечений (увлечений).
Реакция эмансипации – это тип поведения, с помощью которого подросток пытается освободиться от опеки взрослых, стать более независимым, утвердиться как личность. Реакция может проявляться в отказе от соблюдения общепринятых норм, правил поведения, девальвации моральных и духовных идеалов старшего поколения.
Реакция группирования со сверстниками подразумевает, что «подростки инстинктивно склонны объединяться, группироваться со сверстниками, где развиваются и проверяются навыки социального взаимодействия, способность подчиняться коллективной дисциплине, способность завоевывать авторитет и достигать желаемого статуса» [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Вестник МГУ, 2008 № 4. – С. 14 – 20.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Интернет: Воздействие На Личность [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете – Режим доступа: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения 09.04.2024).
3. Буторина Е.П. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен / Е. П. Буторина // Мир медиа XXI. 2014. № 1. - С. 132-133
4. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. / Роль мотивации потока в развитии компетентности хакера [Текст] / А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 35-43.
5. Войкунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2014- С.100-132.
6. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Текст] / А. Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 117 с.
7. Зубрилин А.А., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет [Текст] / А. А. Зубрилин // Человек. 2012. № 4. - С. 131-137.
8. Кондратьев Г.Г. Общение в Интернете и ICQ / Г. Г. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2015. - 137 с.
9. Г. Структура и функции коммуникации в обществе / Г. Лассвелл. - М., 2015. - С. 131–138.
10. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации / О. В. Лутовинова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): науч. журн. – СПб., 2016. – № 11 (71). – 64 с.
11. 18. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М., Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
12. Моррис Ч., Оган С. Интернет как масс-медиа / Ч. Моррис, С. Оган. - Журнал коммуникации. 2016. № 1. - С. 42.
13. Надеждина В.А. Искусство общения в чатах / В. А. Надеждина. - М.: Харвест, 2014. - 64 с.
14. Основы теории коммуникации: учеб. // под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2013. – 615 с.
15. Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики Интернет - чатов как вида коммуникации [Электронный ресурс] Е. А. Подгорная, К. А. Демиденко. - Концепт. – 2014. – № 09. – Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2014/14254.htm. (дата обращения 09.04.2024)
16. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния / А. В. Попов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 336 с.
17. Соколова И.В. Социальная информатика / И. В. Соколова. - М., РГСУ, 2016. - 256 c.
18. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ - (дата обращения 09.04.2024).
19. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В., Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми [Текст] / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров. - Вестник МГУ.– Сер. 14. Психология. 1991.– № 3. – C. 27 – 39.
20. Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя интернета / Н. В. Чудова. - Психологический журнал. 2002. - № 1. – С. 44 – 52.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.