Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные тенденции роста гуманистических ценностей влияют на преобразование социальных норм и требований к гражданам общества. Особое внимание стало уделяться индивидуальности человека, его уникальности, инициативности и автономии. Теперь общество ожидает от современных людей умения самостоятельно ставить жизненные цели, делать свободный выбор, быть уверенными в себе и независимыми. В этой связи одной из ключевых задач образования в нашей стране становится формирование развитого и креативно мыслящего индивида.
Практическая психология, активно развивающаяся в последние годы, играет важную роль в достижении этой цели, особенно в образовательной системе. Психологами акцентируется внимание на подростковом возрасте, анализируя психологические особенности этого этапа и его кризисную природу.
Исследуются процессы формирования чувства взрослости и стремление к независимости, а также тенденции к сохранению детской зависимости, которые приносят ощущение безопасности и уверенности.
Умеренная зависимость от родителей является нормой, однако преобладание таких тенденций может негативно сказаться на развитии личности.
Поэтому изучение психологических аспектов зависимости подростков от родителей становится особенно актуальным.
Межличностная зависимость подростков в семьях — актуальная тема для изучения в рамках курсовой работы. Этот вопрос связан с развитием личности подростка, его потребностью в общении со сверстниками и взрослыми, а также с особенностями психофизиологического развития в подростковом возрасте.
Объект исследования: старший подростковый возраст.
Предмет исследования: психологические особенности зависимости подростков от родителей
Гипотеза: Современная диагностика подростков, зависимых от родителей, поможет определить причины и степень зависимости. Это позволит разработать рекомендации для подростков и родителей по преодолению зависимости и формированию самостоятельности.
Цель — исследовать проблему взаимодействия подростков и взрослых, выявить особенности межличностных отношений и предложить рекомендации по оптимизации этих отношений.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «психологической зависимости» в психологии.
2.Изучить особенности взаимоотношений подростков и родителей.
3. Определить характеристику методов и объектов исследования.
4.Провести анализ результатов исследования.
Методологические основы исследования: Принципы развития, историзма, детерминизма и системности, разработанные Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалёвым и А. Г. Асмоловым, а также основы гуманистической психологии, предложенные А. Маслоу и К. Роджерсом, играют важную роль в понимании и изучении развития личности.
Теоретические основы исследования: Исследование основано на теоретических концепциях российских и зарубежных психологов, изучающих особенности родительского отношения и его влияние на социализацию личности ребёнка (Варга, Дружинин, Роджерс, Болдуин и другие).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, классификация, обобщение, беседа, тестирование, опрос.
База исследования:
Теоретическая значимость: исследованы психологические аспекты зависимости, процесс развития психики в подростковом периоде и специфика взаимоотношений между подростками и их родителями.
Практическая значимость: диагностика показала уровень зависимости подростков от родителей. На основе полученных данных разработаны рекомендации по улучшению взаимоотношений между подростками и родителями в семье.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Изучение феномена межличностной зависимости подростков в семьях
1.1 Понятие «психологической зависимости» в психологии
Зависимость (аддикция, англ. addiction — склонность, привычка) — это навязчивая потребность выполнять определенные действия, несмотря на негативные последствия, влияющие на здоровье, психическое состояние или социальные отношения. Она может быть физиологической (вызванной употреблением химических веществ — наркотиков, алкоголя) и поведенческой (например, от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т. д.). Все формы зависимости характеризуются увеличением толерантности к веществу, в результате чего зависимый человек оказывается вынужденным увеличивать дозу. Употребляющий теряет контроль над количеством активного вещества. Жизнь зависимого человека становится специфичной, и потребление активного вещества (или вовлеченность в определенную деятельность, такую как азартные игры или покупки) занимает все большее место. Прекращение употребления вызывает «синдром отмены», который проявляется в виде раздражительности, тревожности, тошноты, боли и стремления к психоактивному веществу, чтобы облегчить дискомфортные ощущения [12, с. 89].
В другом контексте зависимость можно определить, как потребность полагаться на других людей для удовлетворения своих нужд, ощущения защищенности и достижения личных целей. Для ребенка зависимость от взрослых, которые о нем заботятся, является естественным этапом развития, способствующим постепенному формированию самостоятельности. О патологической зависимости речь идет, когда индивид не способен принимать даже самые простые решения самостоятельно. В таком состоянии человек ощущает свою беспомощность и нуждается в непрерывной поддержке со стороны окружающих.
Психологическая зависимость — это сильное непреодолимое влечение к человеку, предмету, явлению или действию.
Некоторые виды психологической зависимости:
Личностная. Выражена потребностью в человеке. Такому виду зависимости подвержены в основном мужчины, зачастую они даже способны на преступление, чтобы приблизиться к объекту своей страсти.
Пищевая. Безмерное употребление еды.
Никотиновая и/или алкогольная. Возникают под влиянием социума и рекламы.
Игровая и/или интернет-зависимость. Появляются при увлечении компьютерными играми или общением в соцсетях [9, с. 77].
Психологическая зависимость формируется постепенно и часто возникает из-за желания изменить своё психологическое состояние. Главная цель — сбежать от реальности, в которой есть ответственность и необходимость выдерживать стресс.
Психологическая зависимость — это перманентное состояние, характеризующееся навязчивой потребностью в чём-либо — конкретном человеке, действии, предмете.
Изначально зависимое поведение является уходом, бегством от реальности. Человек не хочет воспринимать ту реальность, в которой живёт, и смещает своё внимание на что-то иное, приносящее сильные приятные эмоции, — искусственно изменяет своё психическое состояние [11, с. 78].
В случае психологической зависимости от человека это может проявляться, например, в переживании собственной несвободы в отношениях со значимым человеком. Зависимый человек не может выражать или даже осознавать некоторые свои чувства партнёру, соответственно ограничено и его поведение в таких отношениях. Также он чувствует внутреннюю необходимость поступать определённым образом, чтобы значимые отношения сохранялись «как всегда», а острое беспокойство, возникающее, если «что-то идёт не так», смягчалось или проходило вовсе.
Психология зависимостей представляет собой сложную тему, однако медикам известны причины ее возникновения. На протяжении жизни человек сталкивается с различными трудностями и трагедиями. Если одни способны стойко переносить эти испытания, то другие не в состоянии справиться с ними. Люди с ослабленным характером наиболее подвержены формированию зависимостей. Все начинается с того, что в минуты эмоционального стресса такие личности стремятся уйти от реальности. Именно поэтому они могут прибегать к наркотикам, затемнять ясность ума спиртными напитками или же сосредотачиваться на еде. В любом случае, преодолеть психологическую зависимость оказывается крайне сложной задачей.
Психологическая зависимость — это особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержка и защита со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению [4, с. 56].
Представители различных психологических школ по-разному понимают возникновение зависимости.
Ц. П. Короленко утверждает, что в основе зависимости лежит заложенное в самой природе человека влечение к удовольствию. Если потребности человека не удовлетворены рациональными способами, он, чувствуя себя несчастным и обездоленным, прибегает к нерациональным способам удовлетворения, используя химические и/или нехимические средства [10, с. 123].
В. Д. Менделевич разработал теорию зависимой личности. Её суть заключается в существовании общих для всех форм зависимостей базовых характеристик личности, готовой к подчинению, ищущей и находящей в окружающем мире «подходящий» объект или субъект зависимости [15, с. 100].
Бихевиористы (Дж. Уотсон, Р. Уолтер, А. Бандура, Э. Торндайк) считают, что в основе возникновения зависимости лежит переживание конфликта зависимости-независимости от взрослых и трудности в установлении эмоциональных связей со сверстниками.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 202. - 328с.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2019. – 789 с.
3.Бочанцева Л.И. Психология семьи и семейного воспитания. М.:Библио-Глобус, 2017. – 274 с.
4.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. – Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике (Практикум по психодиагностике). – М.: Речь.- 2004. – 256 стр.
5.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб. – 2022. – 559 стр.
6.Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. – М.: Независимая фирма “Класс”. –2020. – 240 стр.
7.Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 2019. №1. – 678 с.
8.Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 2020 – 67 с.
9.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов ВУЗов - 2-е изд., испр. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.
10. Короленко, Цезарь Петрович. Процессные аддикции. Психодинамический анализ [Текст] : монография / Ц. П. Короленко, Т. А. Шпикс, И. В. Турчанинова. - Новосибирск : Немо Пресс, 2019. - 255 с.
11. Кошель А. И. Журнал: «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Выпуск № 25-1 / 2012 – 789 с.
12. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2023 - 864с.
13. Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: дис. … канд. псих. наук. – М., 2021. – 678 с.
14. Макушина, О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте / О. П. Макушина // Вопросы психологии. – 2002. – N 5. – 987 с.
15. Менделевич, Владимир Давыдович. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2022. - 239 с.
16. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
17. Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2012. – 84 стр.
18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 2020. – 78 с.
19. Сельченок К.В. Психология зависимости. Хрестоматия. Харвест 2005 Минск., - 596с.
20. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2020. - 250с.
21. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей [Текст] / Г.В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2006. – 890 с.
22. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Концептуал. -2015. – 346 стр.
23. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
24. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М. 1995. - 305с.
25. Фромм, Э Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2004. – 635 с.
26. Фроянов, И. Я. Зависимые люди Древней Руси / И.Я. Фроянов. - М.: Санкт-Петербург, 2018. - 334 c.
27. Фурманов, И.А. Профилактика нарушений поведений в учреждениях образования / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. - Санкт - Петербург: Речь, 2016. - 240 с.
28. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2021. – 678 с.
29. Эдвард, Т. Уэлч Зависимости. Банкет в могиле / Эдвард Т. Уэлч. - М.: Тюльпан, 2020. - 332 c.
30. Эрик Ф. Вагнер, Холли Б. Уолдрон. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков.пути преодоления. - М., 2006. - 190с.