Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тексты музыкальных композиций российской панк-рокгруппы «Король и Шут» поражают воображение и вызывают неподдельный интерес среди исследователей-языковедов.
Музыкальный коллектив был образован в Ленинграде в 1988 году. После смерти его лидера и одного из основателей Михаила Горшенёва 19 июля 2013 года выступает только в рок-мюзикле TODD.
«Король и шут» выделяется своим особенным для классического панк-рока стилем. Песни группы представляют собой небольшие завершенные истории, зачастую в фэнтезийном, мистическом, а также историческом ключе. Сценический имидж группы устойчиво менялся и часто предполагал специфический грим, который соотносится с тематикой песен. За 26 лет своего существования группой было выпущено 12 студийных альбомов, 2 сборника и 5 концертных альбомов. Это колоссальное количество песен, некоторые из которых вызывают особый интерес с точки зрения их мифологической основы.
Угрюмые, шутливые истории о разных представителях нежити и мифологических созданиях стали визитной карточкой «Короля и Шута». Зловещий флер вкупе с мелодичностью, эпатажными выступлениями и духом свободы сделали группу самой узнаваемой и культовой. При этом стоит обратить внимание на то, что почти все творчество группы «Король и Шут» включает в себя мистические истории, в частности, основанные на славянской мифологии и фольклоре.
Объект исследования – мифы в произведениях «Короля и шута».
Предмет исследования – особенности реализации мифологической основы в текстах «Короля и шута».
Цель исследования: рассмотреть особенности мифов произведений «Короля и шута».
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие мифа;
-рассмотреть миф в понимании Фрейденберг и других исследователей.
-рассмотреть историю названия группы «Король и шут»;
- проанализировать мифологическую основу текстов «Короля и шута».
Методы исследования: анализ и обобщение материалов научных и научно-публицистических источников.
Теоретической основой исследования послужили работы следующих ученых: Джумахоновой С.Г., Ефремовой Л.В., Калининой Л.В., Мелетинского Е.М., Орехова Б.В., Пьянзиной В.А. и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Литературоведение» для студентов вузов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. Миф: теоретический аспект
1.1.Понятие мифа в понимании Е.М. Мелетинского
Актуальность обращения к творческому наследию Э.М. Мелетинского определяется тенденцией современной культуры к ремифологизации. Современная популярная культура является одним из создателей мифов, моделирующих социокультурную реальность и программирующих поведение индивида. Эта тенденция возникает на фоне кризиса рациональности мышления и определенной архаизации современной культуры. С этой точки зрения феномен мифа нуждается в критическом и научном осмыслении. Однако в науке существует определенный плюрализм в вопросе понимания природы мифов, их функций и особенностей существования в культуре [4, с. 188].
На наш взгляд, осмысление научного наследия таких ученых, как Е.М. Мелетинский, в особенности его работы "Поэтика мифа", является важным шагом на пути сохранения научной рациональности в условиях широкого распространения мыслительных моделей, характерных для наивного восприятия реальности [4, с. 188].
Книга Е. Мелехинского "Поэтика мифа" вышла в серии "Исследования по фольклору и мифологии Востока", выпущенной в 1970-х годах издательством "Наука". Книга, состоящая из трех частей, представляет собой фундаментальное теоретическое и эмпирическое исследование, в котором обозначены проблемы мифологии и теории мифа XX века, направления и школы, развивавшие ритуально-мифологические подходы к изучению культур народов мира [11].
Описываются формы мифа и их проявления в фольклоре, специфика мифического времени, пространства, героев и архетипов, пересматривается "мифологизация" литературы XX века. Исследование опирается на аутентичные источники, в том числе на работы таких ученых, как А.Ф. Лосев, М. Мюллер, К. Левистрос и М. Элиаде. В сравнительно небольшом исследовании автору удалось поднять важные вопросы о природе мифологии и ее влиянии на культуру и искусство.
Однако, признавая, что человечество изучает эту тему с древнейших времен, особенно с момента зарождения в античном мире философии, которая дистанцировалась от мифологии, Е.М. Мелетинский пишет об обязательной связи с передаваемыми древними истоками. Это необходимое "выяснение отношений" можно объяснить как особое движение маятника между полюсами мифологизации и демифологизации культуры. Демифологизация достигла своего пика в XIX веке во времена Просвещения и позитивизма. Кардинальная ремифологизация началась в эпоху романтизма и расцвела в эпоху неклассической и постклассической философии [4, с. 188].
Анализ природы мифа и мифологического мышления включает в себя сравнение с детским мышлением, которое, по словам Е.М. Мелетинского, - это "чувственная телесность и конкретность, эмоциональность, образная насыщенность при отсутствии рациональности, перенос собственных качеств на предметы окружающего мира (вплоть до отождествления человеческого тела со Вселенной), общая антропоморфизация категорий, неспособность абстрагировать признаки и формы от объектов, подмена сущности "эпизодами"".
Человечество, погруженное в мифологическое мышление, еще не созрело до рациональности и поэтому способно создавать мощные поэтические образы. Эти образы настолько чисты в плане эмоций и чувств, что кажется маловероятным, что человечество когда-нибудь вернется к ним вновь. С развитием логического мышления и диалектики коллективная психика постепенно теряет прямой доступ к архаичным фантазиям и созданию мифических миров. Иными словами, в условиях господства рациональности миф становится кладезем символического творчества и глубокой эмоциональной чувственности: по мнению Е. Мелетинского, "культурный маятник" эпохи романтизма изменил свое направление и стал двигаться от рационального полюса к мифическому. Хотя акцент сместился на эстетическое измерение мифа как художественно-творческого феномена, в этот период возникло множество глубоких идей о природе, структуре и функциях мифологического дискурса. Затем автор проводит сравнительный анализ вклада в мифологические исследования различных "мифологических" школ [4, с. 188].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бесков А. А. Мифология мифологии //Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2015. – №. 1 (34). – С. 116-119.
2.Власова О. В., Павлова М. Н. Образ лешего в русском фольклоре и авторском тексте (на материале творчества группы "король и шут") //современный ученый Учредители: ИП Клюева ММ. – №. 6. – С. 182-186.
3.Джумахонова С. Г. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «КОРОЛЬ И ШУТ» //Редакционная коллегия: кандидат психологических наук, доцент СП Будникова; кандидат филологических наук СИ Романов; начальник отдела поддержки студенческих объединений и инициатив ЕВ Чистякова. – 2023. – С. 60.
4.Ефремова Л. В. Научный подход к мифологии: «Поэтика мифа» Е.М. Мелетинского //Гуманитарный научный вестник. – 2020. – №. 10. – С. 188-191.
5.Исаков Е. А. Миф как феномен социального бытия в философии мифологии XX века //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2010. – №. 120.
6.Калинина Л. В. Творчество группы «Король и Шут» в отражении прецедентных медиатекстов. – 2022.
7.Козлова Н. В. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖАНРА «СТРАШНОЙ СКАЗКИ» В СОВРЕМЕННОМ ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРУППЫ «КОРОЛЬ И ШУТ») //ББК 80я43 Ф 545 Редколлегия: НН Оломская, д-р филол. наук, профессор, ТФ Лимарева. – 2022. – С. 103.
8.Костромина Е. В. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЮЖЕТОВ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕСНЯХ ГРУППЫ «КОРОЛЬ И ШУТ». – 2023.
9.Кузнецова с. А. Категория жанра в поэтических текстах рок-группы «Король и шут» //Актуальные исследования. – 2020. – №. 2. – С. 29-31.
10.Лотман Ю. М., Минц З. Г., Мелетинский Е. М. Литература и мифы //Мифы народов мира. – 1988. – С. 58-65.
11.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. – 407 с.
12.Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. – 2001. – 312 с.
13.Мелетинский Е. М. Общее понятие мифа и мифологии //Мифологический словарь. – 1991. – С. 653-658.
14.Михалева Т. М. Тема безумия в творчестве группы «Король и шут» //Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2017. – №. 17. – С. 235-244.
15.Орехов Б. В. Назиров, Фрейденберг и Голосовкер о мифе. Опыт позиционирующего сопоставления //Назировский архив. – 2020. – №. 1 (27). – С. 220-230.
16.Пашкова Е. А. АНАЛИЗ РУССКИХ РОК КОМПОЗИЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ КОМПОЗИЦИЙ ГРУПП" КОРОЛЬ И ШУТ" И" АЛИСА" //Мировая наука. – 2018. – №. 7 (16). – С. 51-54.
17.Пьянзина В. А. Авторский миф как жанр современной литературы //Universum: филология и искусствоведение. – 2017. – №. 9 (43). – С. 9-11.
18.Рочняк Е. В. К вопросу определения понятия" миф" //Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. – 2019. – №. 1. – С. 114-119.
19.Сухова Е. С. ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗОЧНОЙ ПОЭТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ" КОРОЛЬ И ШУТ" //Карповские чтения. – 2018. – С. 307-311.
20.Яковлева Е. Л. Миф как символическая форма культуры: взгляд через призму традиции и современности //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №. 7 (126). – С. 152-159.