Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Практика работы школы и раз-витие педагогической науки в нашей стране показывают, что изучение учебной нагрузки учащихся становится особенно актуальным в процессе перехода школы к новому содержанию образования.
Увеличение объема и сложности учебной информации при относи-тельно постоянной школьной программе приводит к возникновению важ-нейших педагогических проблем, оправдывающих оптимальную общую и учебную нагрузку на учащихся. На начальном этапе, при разработке про-грамм, проблема оптимизации учебной нагрузки решалась строгим под-бором учебного материала. Многие вопросы были решены на этом этапе с помощью экспертных оценок, анализа опыта обучения и тенденций разви-тия данного урока, а также методик преподавания.
В то же время ряд вопросов требует экспериментального подтвер-ждения, результаты которых могли бы стать критериями для изучения глубины учебного материала и влияния обучения на физиологические па-раметры школьного организма.
Основная цель нашего исследования следующая: изучив факторы влияния современных школ на здоровье детей, применить схему сохране-ния и формирования здоровья учащихся посредством личностно ориенти-рованного подхода к улучшению, воспитанию и перевоспитанию детей младшего школьного возраста путем внедрения физических упражнений и занятий на свежем воздухе и дополнительных занятий по физическому воспитанию.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия реализации здоро-вьесберегающих педагогических технологий в работе с младшими школь-никами.
Объектом исследования является процесс реализации здоровьесбе-регающих педагогических технологий в работе с младшими школьниками.
Предметом исследования являются основы и принципы реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с младшими школьниками.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для реализации здоровьесберегаю-щих педагогических технологий в работе с младшими школьниками.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие здоровьесберегающих технологий;
- изучить особенности учебного процесса младших школьников;
- детально проанализировать опытно-экспериментальное исследова-ние в части процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании;
- проанализировать формирующий и контрольный этапы исследова-ния;
- разработать рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в начальных классах.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие и виды здоровьесберегающих технологий
Одна из главных ценностей человеческой жизни - здоровье. Благопо-лучие способствует реализации планов, преодолению трудностей, позво-ляет решать жизненные проблемы и обеспечивает долгую и активную жизнь. Здоровье - это первая и главная потребность человека, определяю-щая его работоспособность и обеспечивающая гармоничное развитие лич-ности.
Здоровье - это главное условие понимания окружающего мира, са-моутверждения и счастья человека. Основным фактором, влияющим на здоровье, является поведение, направленное на поддержание, укрепление, улучшение и поддержание здорового образа жизни. Как известно, акту-альные проблемы здоровья молодежи находятся в сфере первоочередных интересов государства.
Политика государства в этом направлении предполагает формиро-вание физически здоровой, образованной, полноценно развитой, социаль-но активной личности. Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает приоритеты защиты, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; ценностные ориентации на созна-тельное лидерство и пропаганду здорового образа жизни [12].
Сегодня проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья у детей и молодежи очень актуальна, поскольку от со-стояния здоровья напрямую зависит будущее нашей страны, уровень ее развития, качество жизни людей и национальная безопасность. Поэтому одним из важнейших средств решения проблем укрепления здоровья детей и подростков являются медико-санитарные технологии, играющие значи-тельную роль в образовательном процессе. Технологии здравоохранения и ухода - это система мер, направленных на сохранение и укрепление фи-зического, психического, эмоционального, морального и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, то есть ученика и учителя.
Конкретные детали применения здоровьесберегающих технологий определены федеральными государственными образовательными стандар-тами (ФГОС). Основной установкой федерального государственного обра-зовательного стандарта в отношении этих технологий является осознание здоровья как высшей ценности и забота о бережном отношении. Техноло-гии, позволяющие экономить на здоровье, основаны на следующих прин-ципах:
- забота о вашем здоровье является главным приоритетом. Все ис-пользуемые методы и методики должны оцениваться с точки зрения их влияния на психофизическое благополучие ученика и учителя;
- методы, используемые в рамках оздоровительной программы, должны быть адекватными и не наносить вреда жизнедеятельности объекта и субъекта образовательного процесса;
- непрерывность - принцип, обозначающий выполнение работы на каждом уроке;
- соответствие содержательных компонентов работы по поддержа-нию здоровья возрасту и уровню развития учащихся;
- междисциплинарный подход, то есть взаимодействие педагогиче-ского коллектива, социальных работников, психологов и врачей в работе по сохранению здоровья детей;
- приоритет счастья - при использовании определенных техник ре-зультаты деятельности оцениваются положительно. Недостатки будут учтены в дальнейшей работе;
- ответственность за свое здоровье - одна из важнейших задач в пи-тании. Здоровье необходимо для того, чтобы знания, умения и навыки, приобретенные учащимися, могли быть реализованы в жизни.
Существует множество классификаций медико-санитарных техноло-гий. Медико-сберегательные технологии классифицируются в зависимости от вида их деятельности (медико-сберегательные технологии могут быть как частными (узкоспециализированными), так и комплексными (интегри-рованными)).
Среди медицинских и оздоровительных технологий, используемых в системе образования, есть несколько групп, использующих различные подходы, методы и формы работы: медико-гигиенические технологии (МГТ) - это технологии профилактики заболеваний; коррекция и реабили-тация соматического здоровья; санитарно-гигиенические мероприятия.
Это включает в себя мониторинг и помощь в обеспечении надлежа-щих санитарно-гигиенических условий в соответствии с правилами Сан-ПиН. Технологии спорта и здоровья (ФОТ) - это технологии, направлен-ные на решение проблемы поиска оптимальных вариантов развития физи-ческого здоровья детей. К ним относятся контроль осанки, силовые трени-ровки, развитие выносливости, скорости, гибкости и других качеств, про-филактика нарушений опорно-двигательного аппарата посредством заня-тий физкультурой и физическим воспитанием [15].
Экологически безопасные технологии для здоровья (ЭСТ) - это тех-нологии, направленные на создание экологически чистых, экологически оптимальных условий жизни и труда людей и гармоничных отношений с природой. ECTS представлены созданием школьной или домашней терри-тории, зеленых зон в классных комнатах и квартирах, мест отдыха, жилых районов и участием в экологических мероприятиях. Технологии социаль-ного и психологического благополучия - это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье, основной задачей которых является обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического благополучия ребенка при общении со сверстниками и взрослыми.
К таким технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагоги-ческом процессе. Технологии безопасности - это технологии, внедряемые специалистами по охране труда, чрезвычайным ситуациям, коммуналь-ным, инженерным и инженерным службам, гражданской обороне, пожар-ной инспекции.
Эти технологии можно отнести к изучению жизненного пути, обеспе-чению руководителями образовательных организаций и педагогами без-опасности условий пребывания учащихся в системе социального развития.
Образовательные технологии - это технологии, способствующие укреплению здоровья. Выделяются также комплексные оздоровительно-оздоровительные технологии - это технологии комплексной профилактики, коррекции и восстановления заболеваний (спортивно-оздоровительные и валеологические технологии); образовательные технологии, способствую-щие укреплению здоровья; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процес-са. М.: Просвещение, 1982.
3. Береснева, Л. Н. Компоненты здоровьесберегающих образова-тельных технологий как источник формирования культуры здоровья детей и молодёжи / Л. Н. Береснева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 554–558.
4. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Матери-алы научно-практической конференции. Самара, 2000.
5. Здоровье наших детей. Начальная школа, № 8,9 – 2004.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
7. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благо-получии школьников) - СПб, Союз, 1997.
8. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
9. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.
10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные техно-логии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
11. Сократов, Н. В. Сохранение и укрепление здоровья обучаю-щихся в образовательных организациях и деятельности педагога. / Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева, Л. А. Акимова. — Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
12. Спирин В. К. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педагогического потенциала образователь-ной среды / В. К. Спирин, Л. В. Смирнова, О. А. Чупехина // Теория и практика физической культуры, — 2017. — № 5. — С. 19–20.
13. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
15. Шубович, М. М. Здоровьесберегающие технологии по профи-лактике вредных привычек школьной молодежи / М. М. Шубович, Е. А. Гринева, Н. В. Бибикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2018. — № 4. — С. 80–86.
16. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.