Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение выбранной темы обусловлена тем, что являясь единой центральной федеральной организацией, Прокуратура Российской Федерации, осуществляет надзор за соблюдением гражданами исполнение законов Конституции Российской Федерации, контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование по отношению к сфере подчинения и выполнению других обязанностей. Целями, задачами и полномочиями деятельности прокуратуры определен ее статус и роль в государстве.
Статус и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации заключаются в обеспечении законности и правопорядка обуславливают актуальность исследования конституционных принципов ее функционирования и деятельности. Эти принципы изложены в Конституции РФ и закреплены в 129 ее статье.
Статья ссылается на главу VII Конституции Российской Федерации. Хотя он относится к разделу "Юрисдикция и прокуратура", его содержание не дает исследователям оснований для того, чтобы подчинять прокуратуру Российской Федерации судебной власти.
Да настоящего времени остается дискуссионным вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации. Анализ Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 не позволяет однозначно определить ее статус. Отсутствие четкой законодательной дефиниции оставляет простор для различных интерпретаций роли прокуратуры в структуре органов власти.
Особенности организации и принципы назначения прокуроров также влияют на специфику задач и функций прокуратуры, а также на ее роль в системе государственных учреждений. Важнейшие из этих принципов отражены в статье 129 Конституции РФ[ Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru].
Для обеспечения возможности прокуратуре РФ действовать эффективно и сохранять свою независимость как специализированный орган государственной власти, необходимо, чтобы все ее части были объединены в единую централизованную систему, согласно статье 129 Конституции. Иерархическая структура Генеральной прокуратуры является важным фактором, обеспечивающим согласованность работы, независимый контроль над правоприменительными органами, укрепление законности и повышение ответственности прокуроров.
В соответствии с законом Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", система органов прокуратуры формируется за счет таких структур, как: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономной области и автономных округов, входящих в состав Федерации, прокуратуры городов, районов и других территориальных единиц.
В структуру органов прокуратуры интегрированы военные прокуратуры, осуществляющие свою деятельность непосредственно в Вооруженных Силах РФ. Прокурор полномочен, действовать от имени всех структур прокуратуры. В соответствии с законодательством, все прокуроры, за исключением некоторых особых случаев, обладают одинаковым набором общих полномочий. Система единых полномочий для всех прокуроров, за исключением особых случаев, обеспечивает единообразие и эффективность работы прокуратуры. Например, в рамках своих полномочий каждый прокурор уполномочен и обязан в соответствии с законодательством принимать меры, направленные на выявление нарушений закона, так и на устранение данных нарушений закона.
Прокурорский надзор позволяет исправлять ошибки и недочеты в применении законов, что каждый год приводит к отмене значительного количества незаконных актов. Помимо надзорных функций, прокуратура РФ, выполняет немаловажную роль, выраженную в защите прав и законных интересов граждан. Она рассматривает многочисленные жалобы и обращения, тщательно расследуя каждый случай. Прокуратура не только выявляет нарушения, но и активно участвует в их исправлении. Она обладает полномочиями для отмены незаконных решений следственных органов и пересмотра судебных актов, не соответствующих букве закона. Улучшение законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры, а также повышение осведомленности общества о ее важной роли – это не просто важные задачи, но и стратегические цели на пути к созданию правового государства. Прокуратура не только следит за соблюдением законности, но и защищает права граждан, борется с ошибками и способствует созданию правового государства.
Объект - Объектом задания является прокуратура Российской Федерации. Предметом задания являются государственные структуры.
Российская Федерация и ее взаимоотношения с прокуратурой.
Цель курсовой работы - определить место прокуратуры в государственных структурах Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей настоящей работы были поставлены следующие задачи:
- Изучить историю становления прокуратуры в России.
- Определить понятие, функции и полномочия прокуратуры в Российской Федерации.
- Определить правовые основы, регулирующие деятельность прокуратуры.
- Будет проанализировано взаимодействие прокуратуры с другими органами государственной власти.
Нормативной основой курса является законодательство РФ, регулирующее отношения в области прокуратуры.
Российская Федерация регулирует отношения по функционированию прокуратуры Российской Федерации.
Методологической основой курсовой работы является анализ.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Общая характеристика государственной системы и государственного механизма
1.1. Роль государственного механизма в системе государственной власти
Механизмы государства олицетворяют конкретные методы организации и материальные ресурсы, используемые государством для осуществления своей власти и выполнения своих задач. Они представляют собой структурную и физическую составляющую государства, его материальную основу. В сущности, механизмы являются активным и непрерывно функционирующим выражением государства.
Государственный аппарат представляет собой организованную иерархическую систему государственных учреждений и организаций, которые осуществляют значительную часть государственной власти, выполняют обязанности государства и реализуют его функции.
1. Государственный аппарат представляет собой единую иерархическую систему государственных органов и структур, которые значительной мере осуществляют функции государственной власти, обязанности и функции. Его единство и целостность обеспечиваются общими принципами организации и деятельности органов государственной власти и структур, которые направлены на достижение общих целей и задач.
2. Главными элементами структуры государственного механизма являются государственные институты и организации, в которых трудятся государственные служащие. Эти институты взаимосвязаны между собой принципами подчинения и согласования.
3. Для обеспечения абсолютной власти государства используются прямые средства, такие как специальные институты подавления, соответствующие техническому развитию каждой исторической эпохи. Эти институты включают в себя вооруженные формирования, тюрьмы и другие меры контроля. Без них невозможно существование какого-либо государства[ Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров. — М.: Юрайт, 2016. — 300 с.].
4. При помощи механизмов государство фактически осуществляет свою власть и выполняет свои функции.
Между функциями государства и его механизмами существует прямая и неразрывная связь. Механизмы играют решающую роль в этой связи, поскольку они организуются с целью осуществления государственных функции. Государственные органы и институты должны адаптироваться к изменениям в функционировании государства. Например, если в обществе доминируют функции, вытекающие из классовых и государственных противоречий, то на первый план неизбежно выходят такие элементы государственных механизмов, как институты и системы насилия и репрессий.
В научных работах понятия "государственный механизм" и "аппарат" обычно рассматриваются как частично синонимичные по содержанию. Предполагается, что термин "механизм" подчеркивает главным образом целостность аппарата и его ориентацию на производственную деятельность.
Государственный аппарат, представляя собой единую и стандартизированную систему, включает в себя различные составные элементы, такие как органы и подсистемы. Существует иерархия между ними, каждый институт или компонент занимает определенное место в структуре государства и участвует в сложных взаимоотношениях подчинения и взаимодействия.
Структура государственных структур разнообразна и многолика, но при любых обстоятельствах она включает в себя как административные, так и принудительные органы. Это не означает, что в рамках государственного аппарата одни части занимаются исключительно управлением, а другие – исключительно принуждением. На практике управление и принуждение часто переплетаются.
На протяжении веков, даже тысячелетий, государственные структуры были неразвиты, их организация не отличалась ни составом, ни компетенцией. В процессе зарождения рабовладельческих, феодальных и капиталистических государств основополагающими элементами их механизма управления служили военная, локальная, финансовая и дипломатическая сферы.
Современное государство отличается разветвленностью и сложностью своего механизма, который включает в себя множество организаций и институтов, сгруппированных в крупные подсистемы. Система государственного управления – это сложный механизм, включающий разнообразные подсистемы, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию. Высшие органы государственной власти, в частности парламент и законодательные собрания, несут ответственность за принятие законов и бюджетов, а также за контроль над деятельностью правительства. Главы государств, обеспечивают единство нации, представляют ее на международной арене и поддерживают стабильность. Правоохранительные органы, включая полицию, следственный комитет и прокуратуру, борются с преступностью, обеспечивают общественный порядок и защищают права граждан. Судебная система осуществляет правосудие и следит за соблюдением законности. Силовые структуры, такие как армия и спецслужбы, обеспечивают безопасность страны и защищают ее от внешних угроз. Эти подсистемы взаимосвязаны и влияют друг на друга, формируя систему государственного управления. Средства массовой информации играют значительную роль, освещая деятельность государственных органов и формируя общественное мнение. Данные учреждения реализуют решения верховных органов власти, включая применение средств государственного принуждения, таких как военные действия и правоохранительные меры. Наиболее жесткие методы репрессий осуществляются вооруженными формированиями, такими как армия и полиция. К государственным учреждениям примыкают государственные органы, которые не обладают властными полномочиями, но выполняют общее социальные функции в таких сферах, как экономика, образование, здравоохранение и наука. Понятие государственных учреждений определяется понятием государственных органов[ Колотова, Ю. И. Понятие и сущность современного прокурорского надзора / Ю. И. Колотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69839/].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2.Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) консультант плюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/528f4f20dfe14b9c5d88af30f1ffa7ad2b22b283/
3.Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.1995. – № 47. – Ст. 4472.
4.Акимова, Я. А. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Я. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79381/
5.Батманова, Е. Ю. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Ю. Батманова, Е. В. Писарев // Актуальные проблемы правоведения. — 2016. — № 2(50). — С. 26–30.
6.Бобров, В. К. Прокурорский надзор / В.К. Бобров. - М.: Юрайт, 2020. - 208 c.
7.Буцковский Николай, Андреевич. О деятельности прокурорского надзора / Николай Андреевич Буцковский. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 228 c.
8.Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров. — М.: Юрайт, 2016. — 300 с.
9.Григорьев, В. Прокурорский надзор / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин, и др.. - М.: Эксмо, 2019. - 96 c.
10.Зайцев, О. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / О.А. Зайцев, П.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2022. - 256 c.
11.Закирзянова, Л. Р. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Л. Р. Закирзянова // Вестник науки. — 2022. — Т. 3, № 12(57). — С. 269–275.
12.Завалунов, А. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации [Текст] // Законность. — 2018. — № 12. — С. 7–9
13.Каух П. В. Проблемы совершенствования прокурорской деятельности в России // Инновации, наука, образование. 2021. № 32. С. 293–305.
14.Колотова, Ю. И. Понятие и сущность современного прокурорского надзора / Ю. И. Колотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69839/
15.Курчавенкова А. В. Некоторые проблемы прокурорской деятельности в сфере учета преступлений // Актуальные проблемы прокурорской деятельности: сб. материалов науч.-практ. конф. Москва, 27 ноября 2015. М., 2016. С. 35–40.
16.Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор / Н.П. Кириллова. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. - 280 c.
17.Кириллова, Н.П. Прокурорский надзор / Н.П. Кириллова. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2021. - 343 c.
18.Ласкина, Н. В. Прокурорский надзор / Н.В. Ласкина. - М.: Юстицинформ, 2022. - 276 c.
19.Муравьев, Н.В. Инструкция чинам прокурорского надзора округа С.-Петербургской судебной палаты / Н.В. Муравьев. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 227 c.
20.Макеева В. Н. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 542–546.
21.Маринкин Д. Н. Защита прав личности – приоритетная тактическая цель уголовного процесса Российской Федерации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5. Ч. 1. С. 109–112.
22.Надин Алексей Николаевич Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-prokuratury-v-sisteme-organov-gosudarstvennoy-vlasti-rossiyskoy-federatsii
23.Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. — 560 с.
24.Прокурорский надзор: Учебник / Н. В. Ласкина. М.: Юстицинформ, 2012. — 390 с.
25.Скугаревский Д. Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. 03 июня 2018 г. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dosudebnoe- sledstvie-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/.
26.Тюрина, Е. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти / Е. Н. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102232/ (дата обращения: 15.04.2024).
27.Шилов Е. С. Полномочия прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью на стадии возбуждения уголовного дела // Трибуна ученого. 2021. № 3. С. 140–147.
28.Якупов, З. Р. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России / З. Р. Якупов. — Текст: непосредственный // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 95–98.