Фрагмент для ознакомления
2
Работа практического психолога включает в себя как творческую, так и строго регламентированную работу. Творческая часть может включать в себя выбор тех или иных методов и методик исследования, анализ результатов, выбор определенных способов разрешения ситуаций и др. При этом существует регламентированная процедура использования документации практического психолога, основанная на выработанных решениях государственных органов власти, психологическим сообществом в РФ.
Знание и опыт в использовании, заполнении документации практическим психологом позволит упростить его работу, даст возможность использования большего времени на творческую деятельность, не решение проблем клиентов.
Таким образом, подробное изучение документации психолога при проведении консультации, а также правил ее ведения является актуальным для развития психолога, в том числе, для повышения качества работы по консультированию клиентов, ее эффективности.
Степень освещенности проблемы.
Разработкой документации для работы практического психолога, а также правил ее ведения занимаются как государственные органы РФ, местные органы власти, члены психологического сообщества, также и непосредственно службы компаний, в услуги которых входит психологическое консультирование граждан.
Целью исследования является теоретический анализ существующей документации практического психолога, а также правила ее ведения.
Объект исследования: деятельность практического психолога.
Предмет исследования: виды и правила ведения документации практического психолога в психологической консультации.
Задачи исследования:
1. С помощью теоретического анализа провести анализ понятия и функций документации в деятельности психолога.
2. Провести теоретический анализ видов документации психолога.
3. Дать характеристику каждого из видов документации психолога.
4. Изучить и провести анализ основных требований и правил к ведению документации при практическом консультировании.
В теоретическую основу исследования вошли общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), интегративный подход к психокоррекционной работе (Б.Д. Карвасарский, Г.И. Ефремова, В.Н. Цапкин, Ф.Е. Василюк).
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, теоретическое моделирование, анализ понятийно-терминологической системы).
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из 27 страниц, включая введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ДОКУМЕНТАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1.1. Понятие «документация» в научной литературе
В отечественном документоведении в контексте документации активно используется понятие «система документации». Это понятие появилось почти одновременно с формированием документоведения как научной дисциплины. Понятие развивалось и в настоящий момент используется при изучении теоретических вопросов документоведения, а также в практике работы с документами [1].
Развитие понятия «система документации» характеризуется влиянием развития научно-технического прогресса в начале 1970-х гг. В этот момент происходило проникновение большого числа понятий кибернетики и теории информации в различные области познания. Таким образом, это проникновение и взаимодействие познавательных аппаратов различных областей наук и отдельных дисциплин, в том числе, архивоведения и документоведения, существенно способствовало их дальнейшему развитию [2]. Как раз в этот период активно применяется понятие «система документирования». Это понятие вводит в использование К.Г. Митяев, который рассматривает в рамках этого понятия определенную технологию делопроизводства в условиях конкретных направлений деятельности.
В 1975 году система документации изучается как комплекс, совокупность документов, возникающие постепенно в силу развития дифференциации и специализации управления в отраслевом и функциональном направлениях, и обслуживает определенные функции или отрасли деятельности государства. В систему документирования входит совокупность работ по подготовке, составлению, исполнению, оформлению, согласованию и изготовлению документов. Так, она включает в себя весь процесс подготовки документа [2].
Отметим, что понятие «система документации» появилось благодаря развитию автоматизированных систем управления, для разработки которых нужно было разработать информационно-документационное обеспечение. Таковыми стали общесоюзные классификаторы технико-экономической и социальной информации и унифицированные системы документации. В этот момент понятие «система документации» начала пониматься как совокупность документов, которые объединены по некоторым признакам. Также выделим, что развитие этого понятия сформировало системный подход в документоведении и дало возможность рассматривать документацию в системе актуальной теории научного познания [1].
Стоит также отметить термин «документация». Этот термин активно применялся в зарубежной практике, включая архивное дело. Я.З. Лившиц говорил о том, что в современном архивоведении понятие «документация» был введен Международным институтом документации, и что оно понимается очень всеобъемлюще и широко, и, в какой-то степени, обобщающе. Так, такой подход отразился в Кратком словаре современной архивной терминологии, который рассматривает документацию как синоним понятия «документальные материалы» - «обобщающее наименование документов независимо от способа передачи их содержания [3].
В настоящий момент развитие информационно-коммуникационных технологий дает возможность обратиться к изучению систем документации на новом методологическом уровне. В условиях цифровой экономики, где принятие решений на основе данных становится не только возможной, но и приоритетной задачей развитии цифрового государственного управления [4].
Перейдем непосредственно к документации психолога. Существуют различные специализации психологов, поэтому мы будем рассматривать понятие документация в контексте работы педагога-психолога.
Документация используется в различных направлениях работы психолога и, в общем смысле, она направлена на упорядоченность его деятельности оценку эффективности психолога. Ведение документации дает возможность, в том числе, повысить квалификацию специалиста. В ходе письменной фиксации психолог переживает и анализирует состояние клиента, и, вследствие чего, у него возникают новые суждения, которые позволяют совершенствовать подходы и приемы, развивать критический стиль мышления.
Существуют следующие виды функций документации в работе психолога:
1) Профессиональная.
Она дает возможность выполнить сбор информации, которая будет служить инструментом повышения профессионализма специалиста.
2) Процессуальная.
Она дает возможность зафиксировать динамику решения психологом определенных проблем, которые могут быть в виде формулирования запроса клиента, в том числе, в виде описания процесса решения проблемы и конкретизации методов и средств, использованных в своей работе.
3) Организационная.
Она стимулирует к выполнению системы содержательно-методических мер в профессиональной работе для достижения определенного результата.
4) Административная.
Дает возможность обеспечить всех специалистов и сотрудников организации необходимой информацией о работе психологической службы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Суровцева Н.Г. К вопросу о понятии "система документации" / Н. Г. Суровцева // Научный вестник Крыма. – 2021. – № 5(34). – EDN MZJMBU.
2. Середа Н.В. В.Н. Автократов и формирование научно-педагогической школы источниковедения // История и архивы. 2023 Т. 5, № 1 С. 125–137. DOI: 10.28995/2658-6541-2023-5-1-125-137.
3. Краткий словарь современной архивной терминологии [Электронный ресурс] https://nvsu.ru/ru/Intellekt/1131/Slovar%20terminov%20i%20ponyatiy %20po%20dokumentovedcheskim%20distsiplinam%20-%20Sost .%20S.YU.Gasni kova%20-%202009 .pdf (дата обращения 12.04.2024).
4. Белоус Е.С. Термин и понятие "управление документацией" / Е. С. Белоус // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях, Тамбов, 28 сентября 2012 года. Том Часть 3. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2012. – С. 21-22. – EDN SWBLIT.
5. Истратова О.Н. Нормативно-правовая документация практического психолога / О. Н. Истратова, Л. В. Посошенко; Истратова О. Н., Посошенко Л. В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – (Серия "Закон и общество"). – ISBN 978-5-222-13867-0. – EDN QXVBLH.
6. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации [Электронный ресурс] https://resurs-yar.ru/files/PDF/636.pdf (дата обращения 12.04.2024).
7. Николаева, И. А. Организация профессиональной деятельности психолога образования / И. А. Николаева, С. А. Гаврилушкин, Л. В. Гурылева. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-6042771-2-6. – EDN BFRXPT.
8. Садчикова В.И. Виды документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве / В. И. Садчикова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года. Том Часть 4. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 200-202. – EDN SIVLOG.
9. Пошехонова В.А. Практическая подготовка психолога к профессиональной деятельности / В. А. Пошехонова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. – № 2. – С. 55-61. – EDN OLFZGP.
10. Гайдукова О.В. Рабочий журнал психолога учреждения медико-социальной экспертизы / О. В. Гайдукова // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2015. – № 4. – С. 76-80. – EDN VBHGUT.
11. Дерючева В. Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования: Учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Практические занятия / В. Дерючева, В. В. Буторин; МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБОУ ВО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ». – Малаховка: Московская государственная академия физической культуры, 2021. – 144 с. – EDN JUBFHL.
12. Карнеева О.А. Психологическая служба в образовании: учебно-методическое пособие / О. А. Карнеева, С. Л. Мельников; О.А. Карнева, С.Л. Мельников. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2010. – 152 с. – ISBN 978-5-89592-109-2. – EDN POKOAX.
13. Минневалеева А.И. Роль и место педагога-психолога в образовательном пространстве / А. И. Минневалеева // Общество и наука: векторы развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 27 сентября 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2023. – С. 110-113. – EDN FSVKNL.
14. Жуков В.Ю. Психологические характеристики, обуславливающие эффективность профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей / В. Ю. Жуков // Проблемы современного образования. – 2023. – № 4. – С. 48-57. – DOI 10.31862/2218-8711-2023-4-48-57. – EDN LPFOGG.
15. Профессиональная деятельность педагога-психолога: организационные основы и протоколы работы / О. Л. Юрчук, О. А. Ульянина, Ю. В. Тукфеева [и др.]: ООО "Издательский Центр РИОР", 2023. – 76 с. – ISBN 978-5-369-02123-1. – DOI 10.29039/02123-1. – EDN ZRRXLR.