Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование экологической культуры одна из приоритетных задач современного образования. Задача эта не простая и требует от учителя целенаправленной систематической эколого-просветительской работы. Для ее реализации важно использовать краеведческий подход в обучении и на примерах своей малой Родины формировать примеры бережного отношения к природе, знакомить с правилами поведения в природной среде, показывая личностный аспект изучения географии как одного из важнейших мировоззренческих предметов.
Актуальность проблемы – туризм может стать действенным средством для формирования экологической культуры подрастающего поколения, но необходима систематическая образовательная работа, включающая образовательный туризм в учебный процесс. Это позволит повысить качество обучения и развить познавательный интерес к географии.
Человек и окружающая среда тесно взаимосвязаны. Данная связь даёт возможность людям как природным и социальным существам жить и вести определенную деятельность. Однако с развитием производительных сил, нерациональным освоением природных ресурсов постепенно нарушается экологическая гармония во взаимосвязи человека и природы.
Как же перенаправить сознание человека, который долгое время воспитывался на потребительском отношении к окружающей среде?
Воспитывать экологическое сознание и культуру человека необходимо с раннего возраста, и не только за счет передачи определенных знаний, но и развития нравственных качеств личности. Решению данной задачи во много способствует организация туристско-краеведческой деятельности.
Актуальность определила тему исследования «Экологический туризм как средство географического образования школьников».
Объект исследования: экологический туризм.
Предмет исследования: формирование экологической культуры учащихся на уроках географии.
Цель исследования: определить особенности экологического туризма как средства географического образования школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть понятие экологического туризма;
Выявить роль географии в формировании экологической и географической культуры;
Проанализировать эффективные формы и методы формирования экологической культуры обучающихся на уроках географии;
Представить туризм как действенное средство формирования экологической культуры обучающихся;
Представить результаты работы по формированию экологической культуры по географии.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие экологического туризма
Экологический туризм - это направление туризма, предполагающее посещение территорий, не затронутых антропогенным воздействием. Основная задача экотуризма заключается в сохранении в первозданном виде уникальных ландшафтов и воспитании у людей бережного отношения к природе.
Само понятие «экологический туризм», пожалуй, все еще странно звучит в нашей стране, хотя в Австрии или Финляндии такой вид отдыха обычен. «Экосистема» в переводе с греческого - «дом, родина». Стало быть, наука, изучающая взаимоотношения человека и окружающей его природы, дома и есть экология[ Милаков А. А. Экологическое образование в школе. — М.: Генезис, 1994]. В 1980-е гг. академик Д.С. Лихачев расширил понятие экологии, включив сюда экологию культуры, выделив роль исторической памяти, духовной преемственности и подчеркнув, что для сохранения жизни человека не менее важна (чем природная биологическая среда) среда, созданная культурой его предков и им самим. Таким образом, экотуризм — это не только разновидность природного туризма, объединяющего людей, которые путешествуют с научно-познавательными целями и сферой интересов которых являются окружающая природная и культурная среда, но еще и возможность быть активным защитником данной среды[ Куприна, Л. Е. Экологический туризм и экологичность туризма в аспекте создания учебных экологических троп / Л. Е. Куприна // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2015. – № 2. – С. 56-62. ].
Сегодня экологический туризм играет значительную роль в мировой индустрии туризма и гостеприимства. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации в ближайшем будущем темпы его роста будут по-прежнему высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад в развитие экономик многих стран мира, особенно развивающихся.
Рациональное использование природных и культурно-исторических туристских ресурсов позволит избежать многих негативных последствий массового туризма. Экологический туризм в современном понимании - это путешествие в нетронутые цивилизацией уголки природы, некий альтернативный вид отдыха и рекреации, ориентированный на новые ценности, прежде всего на тесное общение с природой[ Дерябо С.Д., Левин В.П. Экологическая педагогика и психология. — Ростов: Феникс, 1996].
Экологический туризм сочетает посещение мало нарушенных антропогенным воздействием природных территорий с соблюдением экологической безопасности, включает все виды природно-ориентированных туров, таких как пешеходные, водные, конные, вело-экскурсии, различные виды природно-познавательных туров, объединяемых общим названием «экскурсии с натуралистом», международное волонтерское движение, нацеленное на реабилитацию деградированных природных территорий».
В научной литературе встречается несколько терминов, относящихся к проблематике экологического туризма[ Косолапов, А. Б. Теория и практика экологического туризма : учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – Москва : КНОРУС, 2005]:
биотуризм, природный туризм, приключенческий туризм;
агроэкологический туризм, это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах;
историко-краеведческий туризм, способствующий познанию истории взаимодействия человека и природной среды;
этно-экологический туризм, направленный на изучение конкретных этносов, их жизни в сложившихся природных условиях, взаимодействия с окружающей природной средой в настоящее время.
Детский экологический туризм имеет разнообразную направленность и также ориентирован на ознакомление с природными ценностями, экологическое воспитание и образование, посещение экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков)[ Ефимова-Е. Развитие эмоциональной сферы в экологическую подготовку // Высшее образование в России. - 2001. - N5].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Дерябо С.Д., Левин В.П. Экологическая педагогика и психология. — Ростов: Феникс, 1996. 45 с.
2.Дмитриевский, Ю. Д. Туристские районы мира : учеб. пособие / Ю. Д. Дмитриевский. – Смоленск : СГУ, 2000
3.Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Жемчужины природы — заповедники. — М.: Просвещение, 1985. 84 с.
4.Егоенков Л.И. Основы начального экологического воспитания. — М.: Прометей, 1996. 187 с.
5.Ефимова Е.И. Экологичная педагогика // Экономика и жизнь. 2001. — N5.
6.Ефимова-Е. Развитие эмоциональной сферы в экологическую подготовку // Высшее образование в России. - 2001. - N5.
7.Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. Начальная школа. - 1991. — №7.
8.Жуковская, И. Ф. Образовательный туризм: сущность, цели, перспективы развития в России / И. Ф. Жуковская, Г. Г. Генералова // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 11(80). – С. 107-111.
9.Забелина Н. М. Путешествие в национальный парк. М.: ФиС, 1990. - 63 с.
10.Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика. 2001. - N1.
11.Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 126 с.
12.Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. — Оренбург: Наука, 1993. 222 с.
13.Косолапов, А. Б. Теория и практика экологического туризма : учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – Москва : КНОРУС, 2005
14.Куприна, Л. Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков // Вестник Тюмен. гос. ун-та. – 2011. – №4. Серия «Науки о Земле». – С. 207–212.
15.Куприна, Л. Е. Экологический туризм и экологичность туризма в аспекте создания учебных экологических троп / Л. Е. Куприна // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. – 2015. – № 2. – С. 56-62.
16.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. — М.: Просвещение, 1990.- 254 с.
17.Лагутин А. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: Автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01.- Краснодар, 2001. -24 с.
18.Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. Уч. Пос. для пед. вузов. — М.: Просвещение, 2000. 148 с.
19.Лиханова Т. Н. Формирование экологической культуры старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Пенза, 2001. 18 с.
20.Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. — М.: Академия, 2000. 83 с.
21.Макарова Н.П., Образовательная среда в музее? Да, если этот музей детский Детский музей как способ организации образовательной среды // Школьные технологии. - 2001. - N6.
22.Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: Знание, 1996. - 458 с.
23.Милаков А. А. Экологическое образование в школе. — М.: Генезис, 1994. -132 с.