Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В работах В.И.Яшиной раскрыто, что очень большие индивидуальные различия в представлениях и лексике были обнаружены у детей среднего дошкольного возраста. Подчеркивается то, что «характерной особенностью многих представлений является недостаточная ясность и дифференциация. Существует значительная разница в восприятиях и соответствующем словаре. Этот разрыв отмечается главным образом в направлении отставания объема словаря от роста представлений» [23].
В педагогике задачи развития речи по словарной работе с детьми дошкольного возраста раскрыты в трудах отечественных авторов: О.И.Соловьевой, Е.И.Тихеевой, Н.П.Ивановой. Определены проблемы развития словаря также в работах Д.Б.Эльконина, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, М.И.Лисиной.
Малые фольклорные формы (потешки, загадки, поговорки, песенки, пестушки и т.п.) помогают дошкольникам высказывать свое отношение к прослушанному, используя метафоры, эпитеты, сравнения и прочие средства образной выразительности, обогащают словарь детей. Фольклор обогащает словарь детей за счет содержания широкого круга сведений об окружающем мире, больше всего о тех предметах, которые близки опыту малыша и привлекают своим внешним видом. Поэтому особое значение приобретает для детей дошкольного возраста знакомство с различными формами народного словесного творчества.
В настоящее время разработано очень много практических разработок по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста. Тем не менее особенности знаний дошкольников, условия обучения различны и нуждаются в изучении педагогических условий для успешного развития словаря.
С помощью малых фольклорных форм дошкольники учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
Актуальность данной темы обусловлена следующими аспектами:
- в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи, являются приоритетными задачами речевого развития и согласно ФГОС ДО включают в себя обогащение словаря дошкольников;
- освоение словаря является важным условием для умственного развития детей. Бедность словаря затрудняет общение и развитие ребенка в целом;
- язык и речь являются важными средствами человеческого общения, познания действительности. Язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также важнейшим условием обучения и воспитания.
Объект исследования: развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить эффективность использования малых фольклорных форм в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и выявить теоретические основы развития словаря детей среднего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.
Выявить уровень значимости малых фольклорных форм для развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Изучить и проанализировать опыт работы воспитателя.
База исследования – МОУ СОШ №22 (дошкольное отделение) Московская область, Орехово – Зуевский городской округ, г.Орехово-Зуево.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Сущность развития словаря детей среднего дошкольного возраста
1.1 Особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста
Анализ методической и теоретической литературы показал, что овладение родным языком является самым важнейшим новообразованием ребенка дошкольного возраста. Дошкольное детство – сенситивный период к усвоению речью. Именно средний дошкольный возраст – возраст почемучек. В этом возрасте дети задают невероятно много вопросов, которые порой ставят взрослых в тупик.
Дети среднего дошкольного возраста любят рифмовать: создают собственные стихотворения, подбирая в них слова, лишенные всякого смысла. Это занятие способствует развитию фонематического восприятия, формированию умения подбирать слова, близкие по звучанию. Играя словами, некоторые дети среднего дошкольного возраста рифмуют их, создавая свои собственные маленькие, четырехстишья. Это желание способствует развитию внимания ребенка к звуковой стороне речи, развитию словесного слушания и требует поощрения со стороны взрослого.
Так же дети начинают отождествлять и называть более значимые отличительные свойства и качества объекта, замечать простейшие связи и очно отражают их в речи. Речь становиться разнообразной, более точной и богатой по содержанию. Ребенок, благодаря повышения внимания к речи других, способен дослушать ответ взрослого до конца [20].
Увеличение от 2500 до 3000 слов к концу года дает детям возможность более полно и точно выражать свои высказывания и мысли. В речи детей среднего дошкольного возраста прилагательные отражают временные и пространственные отношения (при назывании цветов ребенок кроме основных называет дополнительные), начинают появляться притяжательные прилагательные (заячья шуба). Дошкольник чаще использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (около, из-под). Появляются собирательные существительные (посуда, овощи, одежда, мебель), которыми ребенок по-прежнему пользуется редко. Сложные предложения ребенок среднего дошкольного возраста использует чаще [19].
Применение ребенком среднего дошкольного возраста более конструктивно сложных предложений и активное пополнение словарного запаса приводит к тому, что дети начинают делать частые грамматические ошибки, допускают нарушения в структуре предложений.
Дети среднего дошкольного возраста способны обобщать и называть детали предметов: брюки, юбка, куртка – это все одежда, а стол, диван, стул, кровать – мебель, у стола есть столешница и ножки. В этом возрасте словарь антонимов. Дети начинают различать, что такое «наоборот»: ночь – день, высокий – низкий.
В речи дошкольников широко используются уменьшительно-ласкательную форму существительных. Появляется правильное употребление названий детенышей животных. Теперь детям необходимо запомнить более сложные формы (лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, корова – теленок).
Любое использование слов в переносном значении вызывает у детей удивление и несогласие.
У детей среднего дошкольного возраста центральное место занимает процесс овладения конкретными значениями слов и их понятийно-предметной стороной.
Профессионал по развитию речи дошкольников О.С.Ушакова отмечает, что словарь детей среднего дошкольного возраста обогащен прилагательными и глаголами. Дети могут определить цель предмета, функциональные признаки. Они начинают сравнивать между собой объекты и явления, подбирать необходимые слова с противоположным значением, применять слова-обобщения [19].
В результате у детей среднего дошкольного возраста развиваются представления о том, что слово имеет не только смысловую, но и звуковую сторону.
Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста с развитием речи в благоприятных условиях воспитания словарный запас увеличивается очень быстро. Это связано с расширением круга общения детей и их жизненного опыта. В то же время у детей среднего дошкольного возраста уже в большей степени начинают проявляться индивидуальные особенности в их взглядах и лексике.
1.2 Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы дошкольного образования по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в общих положениях указано, что настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию [15].
В п. 2.6. ФГОС ДО написано, что Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература
1.Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор / Отв. ред. д-р филол. наук, проф. А.П. Евгеньева; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1974. -172 с.
2.Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2006. - 232 с.
3.Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб метод пособие / Л. Г. Богославец. - Спб. Детство-пресс, 2020. - 111 с.
4.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2004. – 388 с.
5.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Просвещение, 2020.- 328 с.
6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
7.Гербова В.В. Приобщаем дошкольников к художественной литературе. М.: Просвещение, 2012. – 234 с.
8.Голубева Л.Г. Речевое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2012. – 458 с.
9.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
10. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. – 178 с.
11. Леонтьев А.Н. Язык, реч, речевая деятельность. М.: Ленинград, 2014. – 324 с.
12.Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций/Учебное пособие для студентов – М.: Прометей, 2018.- 464 с.
13. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984. -198 с.
14. Морозова Г.Д. Дошкольная педагогика. М.: Эксмо, 2013. – 459 с.
15. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №1028 от 25 ноября 2022 г. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования».
17. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2007. -256 с.
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Академия, 2013. – 547 с.
19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Просвещение, 2011. 312 с.
20. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. СПб.: Речь, 2011. 463 с.
21.Ушинский К.Д. Избранные труды. М.: Дрофа, 2005. – 645 с.
22. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
23. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / В.И.Яшинв, М.М. Алексеева. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Дополнительная литература
24. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288с.
25. Выготский Л.С. История развития высших психический функций / Л.С. Выготский // В кн.: Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2003. — 208-547 с
26. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: НОРМА, 2000 - 234с
27. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2000. – 388 с.
28. Яковлева Н.Г. Педагогика и психология. М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. -459 с.
Интернет – ресурсы
29. Maam.ru – международный образовательный портал.
30. Урок 3: малые фольклорные формы - 100urokov – образовательный портал.
31. УРОК.РФ – группа для участников конкурса.