Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Организационная структура проекта является одним из важнейших аспектов успешной разработки проекта. Он отвечает за повышение операционной эффективности за счет отладки бизнес-процессов, распределения полномочий и ответственности между различными уровнями управления и определения обязанностей сотрудников. Поэтому в своем проекте каждая компания старается выбрать наиболее удобную и эффективную организационную структуру, которая существенно повысит плодотворность ее работы.
На практике использование базовых, стандартных конструкций является не только необходимостью, но и неизбежной необходимостью. Невозможно установить долгосрочные отношения с персоналом на предприятии, используя «метод хаоса». Во всем необходим порядок и иерархия. В условиях современной конкуренции между компаниями во всех сферах хорошо выстроенная иерархия в компании напрямую влияет на ее конкурентоспособность и успешность. В этих условиях развитие и совершенствование деятельности компании должно базироваться на глубоком знании ее деятельности, что требует глубокого изучения процессов и системы управления.
Объектом исследования являются организационные структуры в проектах.
Предмет исследования различные характеристики, закономерности и проблемы, возникающие при построении системы управления на малом бизнесе.
Методы исследования: сбор, анализ и синтез данных.
Подводя итог вышеизложенному, целью исследования является анализ организационных структур проекта в целом, а также выявление преимуществ и недостатков каждой из них.
Задачами исследования являются:
Всестороннее рассмотрение теоретического аспекта формирования каждого типа организационной структуры.
Выявить преимущества и недостатки типов организационных структур.
Результаты работы имеют практическую значимость и могут применяться при управлении проектами.
Курсовая работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, литературы, приложения.
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1 Основные понятия и принципы формирования организационных
структур проекта
В настоящее время Россия переживает масштабные изменения в политике, экономике и управлении. Все эти процессы можно представить как совокупность экономических, социальных, организационных и технических проектов. Возросшая конкуренция не только на внешнем рынке, но и в свете последних событий на внутреннем рынке становится зависимой от степени удовлетворения потребностей клиентов. И здесь требуется особый подход, и этот подход — управление проектами.
В целом проект объединяет несколько видов деятельности, имеющих общие характеристики: определенные конечные цели и конкретные результаты; взаимосвязанные действия и их скоординированная реализация; ограниченное время. Проекты в рыночной экономике весьма разнообразны и могут быть представлены следующей классификацией – мегапроекты, мультипроекты, монопроекты с соответствующей организационной структурой управления ими. Управление проектом, в свою очередь, можно представить как методологию организации, планирования и координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Проект и, соответственно, его реализация представляют собой сложную систему, где управляемой подсистемой выступает сам проект, а управляющей подсистемой будет управление проектом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что без четкой организационной структуры в управлении проектами обойтись невозможно. Для эффективного управления проектами вся система должна быть хорошо структурирована.
В большинстве случаев проект рассматривается как сложная система. Структура данной системы — это один из способов организации связей и отношений между ее компонентами, так называемыми подсистемами. При формировании структуры системы уточняется описание большого количества компонентов системы, а также различные виды связей между ними, распределение задач между уровнями и элементами системы, определение набора инструментов, которые гарантируют эффективное решение.
Степень управляемости любого объекта зависит от эффективности обеспечения деталей объекта управления, то есть от разделения единой системы на иерархические подсистемы и компоненты, по отношению к которым управленческие воздействия становятся актуальными и целесообразными.
Структура управления проектом представляет собой дерево ориентированных компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в рамках проекта. Другими словами, структура проекта — это организованная работа связей и отношений между его компонентами.
Цель структуры проекта — определить, какие продукты заслуживают обучения или производства, и объединить компоненты работы, которые необходимо будет выполнить, как друг с другом, так и с конечной целью всего проекта. Создание структуры начинается с построения дерева целей, то есть диверсификации всех целей проекта на более мелкие рабочие блоки до тех пор, пока не будут достигнуты самые мелкие элементы, подлежащие контролю.
В современном мире существуют достаточно сильные факторы, обуславливающие необходимость использования инструментов управления проектами для решения проблем и расширения возможностей развития бизнеса. Проекты обычно являются неотъемлемой частью деятельности достаточно крупных организационных структур. Результаты реализации проекта направлены на достижение целей организаций-заказчиков. Проект может быть реализован в рамках одной или нескольких организаций-исполнителей. В любом случае концепция и организационная структура проекта должны соответствовать стратегическому плану развития организации-исполнителя и структуре производственной организации в нем.
Соответственно, организационная структура будет одним из важнейших механизмов управления проектами. Он представляет собой возможность реализовать набор процессов и функций, необходимых для достижения целей, поставленных перед проектом. Организационная структура является основой формирования и работы проектной команды.
Организационная структура управления проектами представляет собой внутреннюю структуру всей системы управления и показывает взаимоотношения между структурными подразделениями (на внутреннем уровне) и связь объекта управления с внешней средой. Структура проекта организует связи и взаимоотношения между его элементами, необходимые для эффективной реализации процесса управления проектом.
В современных условиях, при существовании классического подхода к организационным структурам, существует множество структур, отражающих разные подходы к принципам построения организационных структур управления проектами с учетом рынка, для которого они предназначены: топливно-энергетического комплекса и нефтепереработка, снабжение населения медикаментами и продовольствием, ВПК, жилищное строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство, наука и т.д.
Таким образом, методология формирования организационных структур управления проектами может различаться в зависимости от сферы деятельности, исходя из традиционной организационной схемы непосредственного взаимодействия всех участников проекта.
Проект – это единая деятельность (в отличие от операций), имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/задачи, создание конкретного и уникального продукта или услуги, при заданных ресурсных ограничениях и сроках, а также качественных показателях. требования и приемлемый уровень риска.
Каждый проект имеет ключевые характеристики:
1. Назначение проекта. Описываются новые продукты или услуги. Которые получит потребитель в результате реализации проекта.
2. Стоимость проекта. Сметные затраты, необходимые для выполнения работ проекта.
3. Объемы работ проекта. Количественные показатели работ проекта
4. Сроки выполнения работ проекта. (даты начала, окончания, продолжительность).
5. Ресурс проекта. Ресурсы, требующиеся для осуществления проекта (оборудование, материалы, персонал, программное обеспечение, производственные площади).
6. Риск проекта. Определение рискованных событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект.
7. Исполнители проекта. Специалисты и организации, привлеченные к выполнению работ проекта, их количественные характеристики, состав и квалификация [9, с. 17].
Исполнители проекта – это проектная команда, назначенная для его реализации. Командная деятельность персонала организации занимает одно из приоритетных мест в теории управления проектами и управления организационными системами. Команда – организационная структура, созданная на время всего проекта или одной из фаз его жизненного цикла, связанная общими интересами и совместной деятельностью (т.е. команда), характеризующаяся саморегуляцией, инициативностью и последовательностью, способная направлять вектор движения к желаемому результату. Он представлен визуально и структурно в операционной системе проекта [4, с. 36].
Организационная структура проекта — это временная структура, созданная для решения конкретной задачи. Смысл такой ОСУ заключается в объединении в единую группу или подразделение наиболее квалифицированных сотрудников организации для реализации сложного проекта в срок с заданным уровнем качества, не превышая установленного бюджета.
Организационная структура проекта – это способ распределения ролей и ответственности между его участниками. Она определяет, кто за что отвечает, кто кому отчитывается, кто с кем сотрудничает и как осуществляется коммуникация внутри команды и с заинтересованными сторонами. Организационная структура проекта влияет на его эффективность и успешность, поэтому выбор и разработка структуры должны быть продуманными и обоснованными.
Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Проект отличается от операции тем, что он имеет конкретные цели, начало и конец, а также ограниченные ресурсы. Суть управления проектами заключается в координации и контроле деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Управление проектами требует строгого контроля хода работ, соблюдения сроков и бюджета, а также функционального использования технических и административных навыков.
Цель проекта определяет результаты, которые необходимо получить в ходе его реализации. Поэтому управление проектом включает в себя постановку целей, разработку плана работы, распределение ресурсов и задач, организацию участников, контроль хода работы и достижения целей. Успешное управление также требует принятия решений, связанных с изменениями в проекте и реагирования на непредвиденные события.
Основные принципы построения организационной структуры отражены в классической модели системы управления Макса Вебера, известного немецкого социолога, историка, философа и политического экономиста. Он выделил пять основных принципов:
Распределение обязанностей по специализации. Для достижения максимальных результатов сотрудники должны выполнять задачи, соответствующие их квалификации и навыкам.
Четкая иерархия. Порядок возможен, когда каждый руководитель управляет только своим структурным подразделением или коллективом, а сотрудники имеют четкое представление о том, каким приказам подчиняться.
Иметь общие стандарты и правила. Сотрудники на аналогичных должностях должны следовать одним и тем же правилам и выполнять работу в соответствии с общими стандартами.
Безличность при исполнении служебных обязанностей - Личные качества и симпатии не должны влиять на принятие решений и качество выполнения задач.
Защита от произвольного увольнения и возможности для роста. Сотрудник, соответствующий требованиям данной должности, не может быть уволен без причины. Повышение происходит по уровню квалификации, то есть шансов на карьерный рост больше у самого выдающегося сотрудника [8, с. 110].
В мировой и российской практике существует всего 5 типов организационных структур:
Линейная (рисунок 1) — простейшая организационная структура, согласно которой все заказы выполняются строго сверху вниз по четко определенной цепочке. Функции управления элементом строительства выполняет исключительно непосредственный руководитель. Без его участия высшие менеджеры не имеют права ставить задачи подчиненным ему сотрудникам.
Рисунок 1 ― Линейная организационная структура
Функциональная (рисунок 2) – предполагает разделение предприятия на отдельные подразделения в соответствии с выполняемыми функциями.
Рисунок 2 ― Функциональная организационная структура
Линейно-функциональная (рисунок 3) – представляет собой органичное сочетание линейных и функциональных диаграмм. Часть прав и обязанностей в такой структуре распределены линейно, но на отдельных уровнях функционируют функциональные службы, основная задача которых — подготовка по запросу
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афонин, А. М. Управление проектами / А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова. - М.: Форум, 2022. - 184 c.
2. Белый, Е. М. Управление проектами: учебник / Е.М. Белый. - М.: КНОРУС, 2019. - 264 с.
3. Бельмас, С. М., Молодчик, А. В., Попов, В. Л. Управление инициированием проектов развития организации // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 132-141.
4. Верзух, Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA / Э. Верзух. - М.: Диалектика, 2019. - 480 c.
5. Вольфсон, Б.Л. Гибкое управление проектами и продуктами / Б.Л. Вольфсон. - СПб.: Питер, 2019. - 208 c.
6. Герцик, Ю. Г. Управление предпринимательскими проектами с учетом принципов устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса // КЭ. -2021. - № 4. - С. 1205-1216.
7. Данилкина, Ю. В. Управление проектами организации в условиях цифровой экономики / Ю.В. Данилкина // Экономика строительства. - 2022. - № 3. - С. 19–25.
8. Зайцева, М. А. Концепция и особенности проектной структуры управления / М. А. Зайцева. - Молодой ученый. - 2023. - № 14 (461). - С. 110-112.
9. Зуб, А. Т. Управление проектами: учебник / А. Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2024. - 397 с.
10. Иванов, П. В. Управление проектами. Учебное пособие / П.В. Иванов, Н.И. Турянская, Е.Г. Субботина. - М.: Феникс, 2021. - 254 c.
11. Коготкова, И. З. Генезис и развитие проектного управления: монография / И. З. Коготкова, Г. Я. Сороко, М. Н. Гусева. – М.: НИЦ МИСИ, 2019. – 46 с.
12. Козловская, С. А. Современные мировые практики управления проектами в государственном и муниципальном управлении / С.А. Козловская // Сфера услуг: инновации и качество. - 2022. - № 59. - С. 88-96.
13. Литау, Е. Я. Финансовое управление развивающимися проектами: Учебное пособие / Е.Я. Литау. - СПб.: Лань, 2019. - 120 c.
14. Мамонтов, С. А. Управление маркетинговыми проектами на предприятии: учебное пособие / С.А. Мамонтов, Н.М. Глебова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 176 c.
15. Ньютон, Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон; перевод А. Кириченко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. - 192 c.
16. Островская, В. Н. Управление проектами: учебник / В.Н. Островская, Г.В. Воронцова. - СПб.: Лань, 2019. - 400 c.
17. Петровская, А. С. Содержание и ключевые признаки проектов / А. С. Петровская, Н. Рахтай // Экономика и социум. - 2019. - № 5 (60). - С. 1660–1663.
18. Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами: учебник / Н.А. Поляков, О.В. Мотовилов, Н.В. Лукашов. - М.: Юрайт, 2022. - 332 c.
19. Управление инновационными проектами: учебное пособие / под ред. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2020. 336 с.
20. Стэнли, Э. Управление проектами / Э. Стэнли. - М.: Диалектика, 2019. - 288 c.
21. Стрелина, Е. Н. Подтверждение профессиональных компетенций управляющего проектами на основе сертификации / Е. Н. Стрелина // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IV Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2019 г.). – Том 3: Экономические науки. Часть 1 / под ред. С. В. Беспаловой. – Донецк: ДонНУ, 2019. - С. 61-64.
22. Стрелина, Е. Н. Управление проектами: учебник / Е. Н. Стрелина. - Донецк: ДОННУ, 2022. - 310 с.
23. Тестина, Я. С., Чумаков, В. Н. Управление проектами: учебное пособие для вузов. - Гатчина: ГИЭФПТ, 2023. - 69 с.
24. Трофимов, В. В. Управление проектами: учебное пособие / В.В. Трофимов. –СПб.: СПбГЭУ, 2019. - 174 с.
25. Трубилин, А. И. Управление проектами: учебное пособие / А.И. Трубилин, В.И. Гайдук, А.В. Кондрашова. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 163 c.
26. Управление проектами в современной организации: Учебно-методическое пособие / Г.Л. Ципес., А.С. Товб, М.И. Нежурина, М.Г. Коротких. - М.: МИСиС, 2019. - 264 c.
27. Управление проектами: учебник / А.И. Балашов. - М.: Юрайт, 2019. - 384 c.
28. Управление проектами: учебное пособие / [Электрон. ресурс]. сост. Н. М. Цыцарова; Ульян. гос. техн. ун-т. Электрон.дан. – Ульяновск: УлГТУ, 2021. - 105 с.
29. Управление проектами: фундаментальный курс [Текст]: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной. - М.: Высшая школа экономики, 2023. - 800 с.
30. Храпков, И. Б. Управление проектами в вопросах и упражнениях. Подготовка к сертификации в соответствии с требованиями PMI: учебное пособие / И. Б. Храпков, Д. Г. Максин. – М.: «ОЧУ ДГО УКЦ «Проектная ПРАКТИКА», 2019. – 321 с.
31. Чернышева, А. М. Управление продуктом. учебник / А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. – М.: ИЛ, 2020. - 374 c.
32. Шайхиева, К. М. Преимущества проектной структуры управления / К. М. Шайхиева // Трибуна ученого. - 2021. - № 5. - С. 146–149.
33. Шаронин, П. Н. Основы проектного управления [Электронный ресурс]: учебник / П.Н. Шаронин. - М.: ИП Шаронин П.Н., 2020. - 270 с.
34. Шильдт, Л. А. Особенности классического проектного управления и гибких методологий в управлении проектами / Л.А. Шильдт // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 3 (166). - С. 488-490.