Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в необходимости сравнительного анализа картин в русском и китайском искусстве для выявления уникальных черт и особенностей каждой художественной традиции. Русское и китайское искусство имеют богатое наследие и отличаются своими характерными особенностями, которые могут быть проанализированы в рамках данной работы.
Цель исследования состоит в изучении и описании картины в русском и китайском искусстве, сравнении ключевых характеристик и выявлении сходств и различий между ними.
Задачи исследования:
1. Изучить исторический контекст развития живописи в России и Китае.
2. Определить основные художественные особенности русской и китайской живописи.
3. Провести детальный анализ выбранных картин русских и китайских художников.
4. Выявить общие черты и особенности каждой художественной традиции.
5. Сделать выводы о влиянии культурных и исторических факторов на русское и китайское искусство.
Объект исследования представляют собой картины в русском и китайском искусстве, выбранные для анализа в рамках работы.
Предмет исследования – особенности и характеристики изображений на картинах русских и китайских художников, а также их взаимное влияние и отражение культурных особенностей на художественное творчество.
Многие исследователи обращали внимание на тему искусства государств России и Китая. Одним из них Лу Хунюн в своей статье «Об искусстве Китая и России, историография взаимного влияния» он описывает Китай и Россию, как великих исторических соседей, они делят долгую историю дружбы и культурных обменов. Две страны обладают глубоким уровнем культурного понимания, общим языком общения на уровне искусства и культуры, а также взаимным доверием. В последнее время, на фоне укрепления китайско-российского стратегического сотрудничества, арт-обмены между странами приобрели новые формы и значимость, оказывая сильное влияние на культурную систему каждой из стран.
Автор говорит о том, что через культурные и художественные обмены, Китай и Россия не только укрепляют свои отношения, но и способствуют всестороннему развитию обеих стран на современном этапе их истории.
Цяомин М. в работе «Основные пересечения в подходах русских и китайских художников к воплощению ландшафтов Китая в живописи» , говорит о том, что как китайские, так и российские художники в своей пейзажной живописи демонстрируют сходство в использовании техник и стилей, присущих реализму и импрессионизму. Автор отмечает, что анализ произведений художников обеих стран позволяет говорить о наличии как общих черт, так и принципиальных различий в их работах, что подчеркивает сложность и многообразие процессов культурного обмена между Россией и Китаем.
Таким образом, проведение подробного анализа картин в русском и китайском искусстве поможет углубленно изучить уникальные черты каждой художественной традиции и сравнить их проявления, что является целью исследования данной работы..
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИЯ В ИСКУССТВЕ РОССИИ И КИТАЯ
1.1. Историческое развитие искусства в России и Китае
Историческое развитие искусства в России и Китае - уникальное сочетание как внутренних, так и внешних факторов, формировавших творческую среду обеих стран История этих стран показывает, как географическое положение, религиозные взгляды, политическая структура и социально-экономические условия влияли на развитие искусств в каждой из них.
Искусство в России имеет древние истоки, которые берут начало еще со времен Киевской Руси. Русское искусство пережило множество этапов - от иконописи и фресок, связанных с Византией, до авангарда начала XX века и социалистического реализма в Советском Союзе. Оно развивалось под влиянием различных культур и народов, что сказалось на его разнообразии и уникальности. Искусство России тесно связано с православными христианскими традициями, что проявляется в архитектуре церквей, иконах, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
В то время как русское искусство было под влиянием Запада и Востока, китайское искусство развивалось в изоляции от мировых влияний, что привело к формированию уникальной культуры. Китайское искусство имеет тысячелетнюю историю, начиная от древних времен и до инноваций в живописи, каллиграфии и керамике династий Сун и Мин. Традиционное китайское искусство глубоко взаимосвязано с конфуцианством, даосизмом и буддизмом, что определяет его философский и эстетический фундамент. Китайское искусство, придает большое значение пустоте (пространству) и балансу, что отражается в живописи и ландшафтном дизайне.
Общими чертами русского и китайского искусства можно назвать использование символики, мифологических сюжетов и природы в произведениях. Искусство обеих стран имеет свои уникальные техники и стили, которые формировались в течение многих веков. Однако, несмотря на некоторые сходства, русское и китайское искусство имеют и свои отличия.
Общим для искусства обеих стран является его тесная связь с религией и философией, хотя конкретные взгляды и формы этой связи различаются. В то время как русское искусство сформировалось в значительной мере под влиянием православного христианства, китайское искусство сформировалось на стыке крупнейших философских учений Востока. Однако с XX века обе страны столкнулись с необходимостью адаптации искусства к меняющимся политическим, социальным и технологическим условиям, что привело к появлению новых форм и направлений.
Отличительные черты русского искусства заключаются в использовании ярких красок, драматичности в выражении эмоций и определенной структурности в композиции произведений. Русские художники часто изображали исторические события, религиозные мотивы, а также повседневную жизнь.
Китайское искусство, в свою очередь, отличается своей утонченностью, изысканностью и символизмом. Китайские художники часто изображают природу, животных, цветы, чайные церемонии и другие темы, отражающие культуру и традиции Китая.
В развитии русского и китайского искусства можно заметить как периоды тесного взаимодействия с Западом, так и стремление сохранить собственное культурное наследие. Так, русское искусство активно адаптировало европейские тенденции начиная с Петровских реформ, в то время как в Китае с середины XX века начался процесс активного освоения западных техник и подходов, что, однако, не привело к утрате национальной идентичности
Таким образом, русское и китайское искусство имеют свои уникальные особенности, которые делают их неповторимыми и интересными для изучения и понимания истории и культуры этих двух народов.
1.2. Тематика и символизм в русском и китайском искусстве
Русское и китайское искусство, хотя и принадлежит к различным культурным традициям, но оба богаты глубоким символизмом и уникальными темами, которые отражают социальные, исторические и философские представления обоих народов.
Символизм одно из направлений в искусстве, идейностью которого является уход от натурализма и реалистичности живописи к антиматериалистическому взгляду на культуру в целом, а так же считающее, что цель искусства интуитивное постижение единства через символы.
Русское искусство, особенно в живописи, часто исполнено религиозного содержания, отражая православные христианские традиции. Символизм в русском искусстве часто направлен на выражение идеалов веры, скорби, надежды и искупления. Мотивы святости, защиты и вечной жизни распространены, как, например, в иконах Андрея Рублева. (см. прил. рис. 1)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала ХХ века. М., 2008.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с
3. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М.-Л., 1940; М., 1962.
4. Золотарёва Л.Р. Описание и анализ произведения искусства – эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий. // Известия Алтайского государственного университета, 2012, N2-1 (74), С. 157-162.
5. Майоров, Скоков/История русской живописи.– Белый город, 2013
6. Солодовникова О. «Искусство Китая». М., 2022.154 стр. ISBN:978-5-17-152219-3
7. Сычев В.Л. Классическая живопись Китая в собрании Государственного музея Востока. Каталог коллекции // М., Государственный музей Востока, 2014 – 248 с.: ил.
8. Цяомин М. Основные пересечения в подходах русских и китайских художников к воплощению ландшафтов Китая в живописи // Культура и искусство. 2022. № 4. С. 33-46. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.4.37855 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37855
9. Эм А «Китайская живопись. Техника рисования» 2007, 112 стр., ISBN:978-985-16-
10. Информационный ресурс / Cyberleninka. Лу Хунюн. «Об искусстве Китая и России, историография взаимного влияния» file:///C:/Users/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-1/Downloads/ob-iskusstve-kitaya-i-rossii-istoriografiya-vzaimnogo-vliyaniya.pdf
11. Информационный ресурс / Cyberleninka . Сомкина Н.А. Китайская традиция благопожеланий: символика животных и растений https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-traditsiya-blagopozhelaniy-simvolika-zhivotnyh-i-rasteniy
12. Информационный ресурс / Cyberleninka Пурик Э.Э. Губайдуллина Г.Г. Анализ произведений изобразительного искусства в образовательном процессе file:///C:/Users/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-1/Downloads/analiz-proizvedeniy-izobrazitelnogo-iskusstva-v-obrazovatelnom-protsesse.pdf