Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений 8
1.1. Исследовательские умения как педагогическая категория 8
1.2. Условия и методы исследовательского обучения в педагогике 14
Глава 2. Методические основы формирования 18
2.1. Методы и приемы стимулирования исследовательской активности 18
2.2. Примеры уроков математики 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Инициатива данного исследования посвящена научной проблеме «Формирование исследовательских навыков учащихся на уроках математики», а также критическому рассмотрению педагогических механизмов, лежащих в основе математического образования в средней школе. Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью в согласовании образовательных методик с когнитивными теориями и теориями развития, которые выступают за развитие аналитических способностей учащихся (в частности, учащихся 5-9 классов). Суть проблемного поля данного исследования заключается в интеграции и эффективном применении исследовательских навыков в процессе обучения математике; это область, где теоретические основы встречаются с практическим исполнением (слияние теории образования и классной практики с целью создания надежной основы для обучения, основанного на исследовании).
Исходя из вышеупомянутой предпосылки, исследование охватывает многогранные аспекты: Во-первых, изучаются «Психологические и педагогические аспекты» (рассматривается то, как учащиеся воспринимают и усваивают математические понятия); во-вторых, тщательно исследуются «Концепции исследовательского обучения в педагогике» (прослеживается эволюция от традиционной практики к современным стратегиям, способствующим развитию исследовательского подхода); в-третьих, исследуются присущие «Исследовательские навыки как компоненты математической компетентности» (в этом разделе подробно рассматриваются определение, структура и влияние исследовательских навыков на общие результаты обучения).
Цель данного исследования, сформулированная методически, заключается в анализе и повышении эффективности педагогических стратегий, которые способствуют развитию этих исследовательских навыков, тем самым повышая математическую компетентность и общую академическую успеваемость учащихся.
Задачи, неразрывно связанные с этим исследованием, включают в себя:
Во-первых, проанализировать психологические и педагогические факторы, влияющие на восприятие учащимися математических концепций;
во-вторых, проследить историческую эволюцию и современное применение исследовательских парадигм обучения в педагогике;
в-третьих, оценить корреляцию между четко определенными исследовательскими навыками и более широкими образовательными результатами.
Эти задачи были тщательно проработаны для достижения главной цели исследования, обеспечивая всестороннее изучение теоретических и практических аспектов приобретения исследовательских навыков на уроках математики.
Объект данного исследования – «Формирование исследовательских навыков учащихся на уроках математики» – раскрывается через эмпирическую призму, фокусируясь преимущественно на методологии и педагогических рамках, реализуемых в процессе обучения математике в средней школе; при этом предмет исследования углубляется в сложные процессы, посредством которых учащиеся, особенно 5-9 классов, усваивают, используют и развивают исследовательские способности в структурированных рамках своих математических курсов.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе, объединяющем психологические, педагогические и методологические аспекты, к изучению и прояснению того, как исследовательские навыки, развиваемые на уроках математики в средней школе, влияют на когнитивные и академические траектории; это многогранное исследование выходит за рамки традиционных образовательных парадигм благодаря включению передовых педагогических теорий и методов, которые бросают вызов и уточняют современные представления о математической компетентности. Исследование предполагает, что систематическая интеграция исследовательских стратегий обучения в учебную программу по математике приведет к заметному улучшению исследовательских навыков студентов, что, в свою очередь, будет способствовать более глубокому и прочному пониманию математических концепций и повышению общей академической успеваемости.
Методологическая основа исследования структурирована вокруг сборника авторитетных источников, которые проясняют различные аспекты математической педагогики и формирования исследовательских навыков, с сильным акцентом на эмпирический и теоретический вклад. На первом месте стоит работа С.М. Чуканцова («Лабораторные работы по математике: пособие для учителей», 2012), в которой дается фундаментальное представление о структурированных педагогических практиках и утверждается, что «лабораторный подход в математике существенно развивает аналитические способности учащихся» (Чуканцов С.М., 2012, с. 42). Одновременно в исследовании использован эмпирический нарратив О.Н. Беловой («Применение исследовательского метода на уроках математики», 2009), в котором сформулирована ключевая роль исследовательских методов в воспитании пытливого ума; Белова утверждает: «Применение исследовательских методов обучения математике не только воспитывает любознательность, но и развивает навыки критического мышления» (О.Н. Белова, 2009, с. 8).
Еще более обогащают методологический дискурс выводы Е.Ю. Фроловой («Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики», 2016), подчеркивающие преобразующее воздействие исследовательской деятельности на уроках математики и демонстрирующие, что «у учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, заметно улучшаются навыки решения задач» (Е.Ю. Фролова, 2016, с. 1203). Диссертация М.В. Тарановой (2003) добавляет еще один слой глубины, исследуя, как «взаимодействие учебной и исследовательской деятельности повышает эффективность обучения математике учащихся профильных классов» (М.В. Таранова, 2003, с. 55).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова О.Н. Применение исследовательского метода на уроках математики: Из опыта работы Оксаны Николаевны Беловой, учителя математики МОУ СОШ №1 г. Биробиджана. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 24 с.
2. Кириллова Д.А., Одоевцева И.Г. «Задача о часах» как средство формирования научного мировоззрения при обучении математике // Мир науки – 2017. – Том 5, №3. С. 1-9.
3. Крамор В.С. Задачи с параметром и методы их решения / В.С. Крамор. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 416 с.
4. Кунгурова Я.В, Позднякова Е.В. Формирование исследовательской компетентности школьников на уроках математики // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, – 2016. – № 2 (40) – С. 44-50.
5. Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 286 с.
6. Таранова М.В. Исследовательская деятельность как цель обучения математике в школе // Нижегородское образование. – 2016. – № 1 – С. 40-46.
7. Таранова М.В. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов. – дис. ... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2003 г. – 190 с.
8. Таранова М.В. Формирование исследовательской деятельности в обучении математике: проблемы, новые решения // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 311-313.
9. Фролова Е.Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1202-1205.
10. Чуканцов, С.М. Лабораторные работы по математике: учеб. пособие для учителей. / С.М. Чуканцов. – М.: Учпедгиз, 2012. – 100 с.
11. Balacheff, N., 1990. TOWARDS A PROBLEMATIQUE FOR RESEARCH ON MATHEMATICS TEACHING. Journal for Research in Mathematics Education, 21, pp. 258-272. https://doi.org/10.5951/JRESEMATHEDUC.21.4.0258.
12. Goodchild, S., Fuglestad, A., & Jaworski, B., 2013. Critical alignment in inquiry-based practice in developing mathematics teaching. Educational Studies in Mathematics, 84, pp. 393-412. https://doi.org/10.1007/S10649-013-9489-Z.
13. Jaworski, B., 2003. Research Practice into/influencing Mathematics Teaching and Learning Development: Towards a Theoretical framework based on co-learning partnerships. Educational Studies in Mathematics, 54, pp. 249-282. https://doi.org/10.1023/B:EDUC.0000006160.91028.F0.
14. Kontorovich, I., 2016. Theoretical Framework of Researcher Knowledge Development in Mathematics Education. International Journal of Education in Mathematics, Science and Technology, 4, pp. 101-111. https://doi.org/10.18404/IJEMST.90629.
15. Lester, F., 2005. On the theoretical, conceptual, and philosophical foundations for research in mathematics education. Zdm, 37, pp. 67-85. https://doi.org/10.1007/978-3-642-00742-2_8.
16. Mason, J., & Waywood, A., 1996. The Role of Theory in Mathematics Education and Research. , pp. 1055-1089. https://doi.org/10.1007/978-94-009-1465-0_29.
17. Pan, X., 2017. Study on Theoretical Exploration and Discussion of Mathematical Skills. . https://doi.org/10.2991/MCEI-17.2017.207.
18. Skott, J., Zoest, L., & Gellert, U., 2013. Theoretical frameworks in research on and with mathematics teachers. ZDM, 45, pp. 501-505. https://doi.org/10.1007/S11858-013-0509-3.
19. Spangler, D., & Williams, S., 2019. The Role of Theoretical Frameworks in Mathematics Education Research. Research in Mathematics Education. https://doi.org/10.1007/978-3-030-23505-5_1.
20. Watt, H., & Goos, M., 2017. Theoretical foundations of engagement in mathematics. Mathematics Education Research Journal, 29, pp. 133-142. https://doi.org/10.1007/S13394-017-0206-6.
21. Xian-chang, W., 2005. Some Thoughts about Theoretical Thought of Mathematics Education. Journal on Mathematics Education.