Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Развитие математики как науки имеет большое значение для содействия научно-техническому прогрессу на Земле. Сегодня именно математика создает основу для образования подрастающего поколения будущего. Качество математического образования зависит от качества образования в целом.
Математические способности являются неотъемлемой частью личности, поскольку математика в современном обществе представляет собой одну из важных областей знаний человека.
Все исследователи, занимавшиеся проблемой математических способностей, отмечают, прежде всего, особенности психики математически способного ребенка: это особенности мышления, памяти, внимания, восприятия и воображения, а также индивидуальные особенности протекания этих процессов.
Одним из основных требований начального образования к математической подготовке является дальнейшее развитие мышления детей дошкольного возраста. Математика – это глубоко логическая наука. Приобщение ребенка даже к начальной элементарной математике абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется способность рассуждать, делать собственные выводы. Необычная игровая ситуация с проблемными элементами, характерными для каждого занимательного задания, всегда вызывает интерес у детей.
В связи с этим проблема обучения детей математике актуальна и требует дальнейшего развития с учетом требований к уровню подготовки детей. При большом количестве исследований, которые посвящены проблеме математического развития детей дошкольного возраста, наблюдается недостаточная проработка вопросов формирования математических навыков в дошкольном возрасте.
Цель исследования – изучение логических игр и упражнений как средства развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – математические способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – логические игры и упражнения как средство развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить сущность и особенности развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть логические игры и упражнения как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста
3. Разработать комплекс логических игр и упражнений развивающие математические способности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы логических игр и упражнений как средства развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность и особенности развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
В связи с проблемой формирования и развития навыков следует отметить, что ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом навыки понимаются как комплекс индивидуальных психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющихся условием успеха [4].
Таким образом, способности – это сложное, целостное психическое образование, своего рода синтез свойств или, как их еще называют, компонентов. Общий закон формирования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения действий, для которых они необходимы. Навыки не являются чем-то раз и навсегда предопределенным, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе физических упражнений, в овладении соответствующей деятельностью, поэтому необходимо формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать навыки детей, и этого нельзя предвидеть заранее точно, как далеко может зайти это развитие. Говоря о математических способностях как характеристиках умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных заблуждений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –3-е изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, МОСКВА, 2014
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 . – Москва: 2022
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
4. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ,2005.
5. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента,2006.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007.
7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- М., 2006.- 277 с.
8. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. –М.:Мозаика - Синтез,2007.
9. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2007.
10. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников.–М.:МЦНМО,МИОО,2006.
11. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
12. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.–М.:Детство-Пресс,2007.
13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.–М.:Ювента,2006.
14. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. -М.: Аркти, 2008.-72с.
15. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Книголюб,2007.
16. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово, 2009.
17. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-384с.