Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Актуальность данной темы обусловлена ее высокой социальной значимостью.
В настоящее время человечество тратит на психоактивные вещества столько же денег, сколько на медицину или искусство. Число злоупотребляющих наркотиками и другими психоактив¬ными веществами в мире сейчас составляет около 50 млн. человек, 85% из них приходится на долю американского.
В США существует более пяти тысяч центров лечения алкоголизма и наркоманий, обслуживающих свыше миллиона больных в год с ежегодными затратами, превышающими 15 млрд. долл. Общий финансовый ущерб от употребления алкоголя и наркотиков в США составляет 250 млрд. долл. в год.
Согласно социологическим исследованиям, количество лиц, допус-кающих немедицинское употребление наркотических средств, в РФ составля¬ет около 3 млн человек, то есть около 2% всего населения.
Реальное количество больных превышает расчетные цифры в десятки раз. На каждого наркомана приходится в среднем четыре человека, страдающих от злоупотребления поверхностно-активными веществами. При этом выяснилось, что молодежная наркомания представляет опасность для 63% друзей респондентов.
86% наркозависимых – люди в возрасте от 15 до 25 лет. Средний возраст начала наркозависимости сегодня снизился до 12 лет. В настоящее время наркотики употребляют 45% мальчиков и 18% девочек.
За последние десять лет на наркологическом учете встало в 13 раз больше подростков, чем в предыдущие годы: вместо 5-68 человек на 100 тысяч подросткового населения. За последние пять лет количество детей и подростков, доставленных в учреждения здравоохранения в состоянии наркотического опьянения или абстиненции («ломки»), увеличилось в 16 раз.
На четверть увеличилось количество подростков, совершивших преступления, связанные с продажей и изготовлением наркотиков, и в полтора раза — совершивших преступления под их воздействием.
По мнению ряда авторов, треть молодого поколения страны сейчас находится под угрозой, и это может привести к социальной нестабильности в ближайшем будущем.
Алкоголики и наркоманы разрушают собственное здоровье, семью и судьбу своих детей. Продолжительность жизни наркомана с момента формирования зависимости составляет 5-10 лет.
Число смертей от наркозависимости увеличивается в 30 раз. По данным Минздрава России, за последние десять лет смертность от наркотиков выросла в 12 раз, среди детей она выросла в 42 раза.
Смерть наступает вследствие передозировки, соматических осложнений и суицида.
Каждый наркоман вовлекает в наркотический образ жизни 5-7 человек, что придает процессу характер эпидемии. Рост наркомании сопровождается ростом заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, вирусных гепатитов.
Алкоголизм и наркомания связаны с распространённостью преступности и самоубийств, дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев на производстве. Огромные доходы наркомафии в основном идут на финансирование террористов.
Лечение больных наркозависимостью в наркологическом стационаре в настоящее время следует признать неэффективным, поскольку ремиссия более 1 года после стационарного лечения обычно регистрируется лишь у 9-12% больных [Пятницкая И.Н., 1994]. Столь низкая эффективность предполагает разработку новых способов лечения заболевания, а также специальных реабилитационных программ, способных увеличить продолжительность ремиссии и предотвратить возникновение рецидивов.
Нарко¬мания относится к числу заболеваний личности, поэтому наиболее приемлемыми и адекватными в настоящее время следует рассматривать реа¬билитационные психологические программы [Кабанов М.М., 1998], направленные на психокоррекционную работу с конкретным пациентом.
На данный момент психоанализ остается единственной формой психотерапии, в рамках которой могут быть проработаны глубокие регрессивные конфликты, лежащие в основе болезни.
Последнее десятилетие ХХ века характеризовалось негативными тенденциями в состоянии здоровья детей - увеличением распространенности факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, ростом заболеваемости и инвалидности.
Опыт отечественного здравоохранения показывает, что решение этих проблем возможно только при организации постоянного наблюдения за здоровьем и развитием детей на основе периодических медицинских осмотров, постоянного наблюдения за детьми с нарушениями здоровья, комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Для реализации этих задач Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2002 году был проведен первый этап Всероссийской диспансеризации детей.
Первый этап медицинского обследования включал профилактические осмотры детей от 0 до 18 лет, дополнительное обследование, формирование групп детей группы риска развития различных заболеваний для их дальнейшего лечения и реабилитации.
Одной из важнейших целей медицинской экспертизы было вовлечение всей системы первичной медико-санитарной помощи к активному выявлению несовершеннолетних, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, в том числе относящихся к фармакологическим препаратам. В целях методического обеспечения данной деятельности врачей-педиатров разработано и разослано пособие для врачей «Ранняя диагностика наркозависимости у несовершеннолетних в ходе профилактической работы», ориентированное как на врачей-педиатров, так и на врачей-специалистов, участвующих в обследовании детей. В субъекты Российской Федерации направлены учебно-методические материалы: о работе детской поликлиники с социально незащищенными семьями, рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ; по профилактической работе с несовершеннолетними, имеющими высокий риск анестезии; по социальным и психопатологическим предпосылкам формирования наркомании и токсикомании у несовершеннолетних в современных условиях, по ранней диагностике употребления психоактивных веществ у несовершеннолетних в ходе профилактической работы.
Особое внимание уделяется соблюдению прав ребенка при консультации врача-психиатра-нарколога. Осмотр детского психиатра-нарколога проводился по показаниям, определяемым педиатрами или врачами-специалистами, с согласия родителей или самого ребенка, если ему исполнилось 15 лет.
Целью исследования является изучение специфических факторов детских лет жизнь личности, оказавших влияние на формирование у нее наркотической зависимости, исследование изменений ее психического аппарата под влиянием наркотического вещества и рассмотрение возможностей применения психоаналитической терапии для лечения и реабилитации пациентов, страдающих наркотической зависимостью.
В соответствии с основной целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучение основных психоаналитических концепций наркотической зависимости.
2. Выделение факторов детских лет жизни, повлиявших на формирование у личности наркотической зависимости.
3. Рассмотрение специфических изменений психического аппарата личности, под влиянием наркотического вещества.
4. Изучение возможностей применения психоаналитической терапии к личности, страдающей наркотической зависимостью.
Предметом исследования являются основные психоаналитические концепции наркотической зависимости.
Объектом исследования являются пациенты с наркотической зависимость, описанные в психоаналитической литературе.
Методологической основой данной работы явился психодинамический подход, теоретический анализ трудов разных авторов, связанных с разработкой различных концепций наркотической зависимости.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые на большом теоретическом материале проведено изучение психоаналитических концепций наркотической зависимости, описаны факторы, ранних детских лет жизни личности, способствовавшие формированию у нее наркотической зависимости, рассмотрены изменения ее психического аппарата под влиянием наркотического веществ, описаны возможности применения психоаналитической терапии к личности с наркотической зависимостью.
Результаты проведенного исследования могут найти широкое применение в работе психоаналитиков, психологов, психотерапевтов, а также в наркологических диспансерах и центрах, службах психического здоровья.
Глава 1. Понятие наркотической зависимости, клинические формы, течение
1.1. Определение наркотической зависимости
Химическая зависимость, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собой психическое, а иногда и соматическое состояние, возникающее в результате многократного употребления натуральных или синтетических поверхностно-активных веществ. Для него характерны следующие признаки: непреодолимое желание принимать этот ПАВ постоянно или периодически (принуждение); склонность к увеличению дозы (повышение толерантности); возникновение личных или социальных проблем, вызванных злоупотреблением поверхностно-активными веществами.
Психоактивное вещество (ПАВ) — вещество, оказывающее на организм действие, подобное наркотику, но официально не отнесенное к наркотикам.
К поверхностно-активным веществам относятся алкоголь, никотин, кофеин, ряд препаратов медицинской и бытовой химии. Наркотическое вещество (греч. narkoticos — опьяняющее) — вещество, злоупотребление которым официально признано таковым в связи с общественной опасностью в связи с его способностью при однократном употреблении вызывать комфортное психическое состояние, а при систематическом употреблении — психическую или физическую зависимость.
Злоупотребление психоактивными веществами – зависимость от ингаляционных средств (эфира, бензина, ацетона, хозяйственного клея, красок, лаков, аэрозолей, полиролей).
Диагностические критерии синдрома зависимости по МКБ-10
В течение не менее 1 мес (а если менее месяца, то неоднократно в течение последнего 1 года) в клинической картине должны совместно присутствовать 3 и более из следующих критериев:
навязчивая потребность принять какое-либо вещество;
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1. Аверкова Е.И. Сравнительный анализ психологических особенно-стей созависимых членов семьи больных алкоголизмом и наркоманией / Е.И. Аверкова, Ю.А. Уткин, М.Ф. Дасайкина // Вопросы наркологии. - 2011. - №4. - С.36-37.
2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 120 с.
3.
4. Алейников А.В. Мнение населения о проблеме употребления наркотиков как социально-гигиенический фактор / А.В. Алейников, А.И. Стребков, А.Н. Сунами // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2015. - №3. - С.7-11
5. Ангиохирургическая патология при наркотической зависимости / А.В. Сажин [и др.] // Российский медицинский журнал - 2013. - №4. - С.36-40.
6. Анохина И.П. Основные биологические механизмы болезней зави-симости от психоактивных веществ / И.П. Анохина // Вопросы наркологии. - 2017. - №2/3. - С.15-41.
7. Люрссен Эрнст. Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа. / Энциклопедия глубинной психологии. Т. II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М., “Когито-Центр”, МГМ, 2001 – 752 с.
8. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007.
9. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
10. Шипицына Л.М, Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). СПб.:«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.
11. Психоаналитические концепции наркотической зависимости: Тексты / Сост. и науч. ред. перев. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Изда¬тельский дом “Удмуртский университет”, 2004. 474 с.
12. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – 240 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 85).
13. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр, 2006. – 367 с.
14. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во высшей школы психологии, 2003. – 367 с.
15. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001.
16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М., Тропинка к своему Я. Дошкольники. М: Генезис, 2014.
17. Шабанов П.Д. Наркология: Практическое руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 560 с.: ил.
18. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. Изд. 2-е, перераб. И доп. / Под ред. А.Я. Гриненко. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 464 с. – (Мир медицины).
19. Шаповалова, Т. И. К вопросу о профилактике наркомании и токсикомании детей и подростков / Т. И. Шаповалова, А. В. Колючева // Инновации в формировании стратегического вектора развития фундаментальных и прикладных научных исследований : сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20–21 ноября 2015 года / Негосударственное образовательное учреждение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Санкт-Петербургский Институт Проектного Менеджмента». – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС", 2015. – С. 258-260. – EDN VFXWIF.