Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Тема исследования является очень актуальной в настоящее время. Начало СВО в Украине привело к тому, что многие крупные иностранные кампании начали прекращать свою деятельность в России. В стороне от этого не остались и кампании, которые занимались производством моющих средств в России.
В связи с уходом иностранных кампаний образовались свободные ниши на российском рынке, которые достаточно быстро были заполнены товарами отечественных производителей.
Уход иностранных кампаний открыл новые возможности для российский кампаний, однако на практике все оказалось не так просто. Ушли также иностранные кампании, которые производили поверхностно-активные вещества (ПАВ), на основе которых производятся моющие средства.
Серьезно подорожали красители, которые использовались для изготовления упаковок моющих средств и бумага. Это привело к тому, что упаковка по новым ценам могла стоить дороже самого товара.
В результате были налажены поставки необходимых компонентов из дружественных стран, постепенно наладились новые логистические цепочки.
Таким образом, отечественным кампаниям удалось заполнить опустевшие ниши на рынке моющих средств, образовавшиеся после ухода иностранных кампаний, а также предложить продукцию в хорошем ценовом диапазоне.
Однако, рынок моющих средств в настоящее время предлагает достаточно большое наименование товаров в различных ценовых категориях, производителей представлено также много.
Ситуацию также серьезно меняет тот факт, что многие сетевые магазины также начали выпускать бренды моющих средств под марками своей торговой сети.
В настоящее время пробиться на рынок моющих средств достаточно трудно. Это связано с большим количеством на нем предложений товаров от различных кампаний, так и с небольшой емкостью российского рынка, учитывая невысокий уровень зарплат и пенсий в современной России.
2. Аналитическая часть
2.1 Общая характеристика объекта исследования
Рынок моющих средств в Российской Федерации в 2022 году пережил серьезную трансформацию. Это связано с началом СВО в Украине, когда европейские страны и США наложили санкции на Российскую Федерацию. С начала военной операции до настоящего времени были наложены 13 пакетов санкций, которые коснулись практически всех областей экономической жизни РФ.
Одним из проявлений санкционного давления стал уход иностранных кампаний с российского рынка. Они ушли из многих отраслей экономики. Рынок моющих средств не стал исключением.
С уходом иностранных кампаний серьезно сократился ассортимент моющих средств в розничной и оптовой торговле. Однако это продолжалось недолго. Освободившиеся ниши быстро заняли отечественные кампании, которые в короткий срок наполнили рынок моющи средств отечественными товарами.
Конечно же, проблемы у отечественных кампаний были, однако они смогли справиться с новыми вызовами и наладить производство отечественных моющих средств. В настоящее время можно констатировать, что импортозамещение на рынке моющих средств прошло более, чем удачно. Дефицита на моющие средства рынок не испытывает.
2022 году в России было произведено 1 995 925 тонн моющих средств (ПАВ). В январе-декабре 2023 года было произведено 2 090 617 тонн, что на 4.7% выше аналогичного показателя предыдущего года. В декабре 2023 года было произведено 180 335 тонн, что на 4.8% ниже показателей декабря 2022 года.
Динамика внутреннего производства моющих средств (ПАВ) в натуральном выражении по месяцам 2022-2023 года представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика внутреннего производства моющих средств (ПАВ) в натуральном выражении по месяцам 2022-2023 года
Мы видим, что наибольших значений производство достигло в октябре 2022 года и составило 208 303 тонн. Наименьшие показатели зафиксированы в мае 2022 года: 122 820 тонн.
Если посмотреть динамику производства моющих средств за 6 лет с 2017 по 2022 год, то самый большой прирост был в 2022 году. Он составил 13%. Это закономерно, потому, что отечественные кампании, заполнив освободившиеся на рынке ниши, начали наращивать производство отечественных моющих средств.
Динамика внутреннего производства моющих средств (ПАВ) в натуральном выражении по годам с 2017 по 2022 годы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика внутреннего производства моющих средств (ПАВ) в натуральном выражении по годам с 2017 по 2022 годы
Мы видим, что в 2017-2022 годах среднегодовой темп роста составил 2.82%.
С учетом результатов 2023 года можно спрогнозировать сохранение установившихся в 2017-2023 гг. темпов динамики производства до 2027 года и получить следующую картину.
Прогноз динамики российского рынка моющих средств (ПАВ) в натуральном выражении с 2023 по 2027 годы представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Прогноз динамики российского рынка моющих средств (ПАВ) в натуральном выражении с 2023 по 2027 годы
Таким образом, согласно нашему прогнозу, производство моющих средств (ПАВ) в России к 2027 году составит 2 365 405 тонн.
Структура производства моющих средств (ПАВ) по федеральным округам по результатам января-декабря 2023 года представлена на рисунке 4.