Фрагмент для ознакомления
2
Понятие "коммуникация" восходит к латинскому слову "communication". Первое означает "сообщение, связь", а второе - "передавать, соединять, делать общим".
Хотя общий смысл понятен, это первое значение неизбежно менялось с течением времени и развитием социального взаимодействия. Он приобретал все более тонкие оттенки и становился основой для дополнительных интерпретаций.
Так, в частности, исходя из определения "communicare" (передавать, соединять), под коммуникацией понимается процесс передачи сообщений и других сигналов, а в современном понимании - передача информации и обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как природными, так и рукотворными).
Этимология слова "коммуникация", с другой стороны, восходит к понятию сообщества или ассоциации, которое занимает особое место в социально-философских теориях и системах гуманитарного дискурса. В этой перспективе ассоциация, общество и сообщество понимаются как цели или условия успешной коммуникации [5, c. 125]
Для философии проблема коммуникации стала особенно актуальной только в XX веке. Запоздалая реакция общества на эту тему объясняется стремительным обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И именно в это время значение рассматриваемого термина стало конкретным.
Так родился простой и понятный тезис:
Коммуникация - это процесс конструктивного взаимодействия между людьми или группами людей с целью передачи или обмена информацией.
Хотя это определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, существуют и другие формулировки, учитывающие различные точки зрения, из которых наиболее распространены только две.
Первая трактует коммуникацию как основной механизм создания социальных связей и повышения социальной культуры, а вторая - как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей [10, c. 98].
Специфика информационного обмена традиционно зависит от особенностей общества, которые и определяют содержание широкого социокультурного смысла, заложенного в этом понятии. Однако в любом случае термин "коммуникация" характеризуется наличием пяти необходимых для успешного процесса взаимодействия элементов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные компоненты понятия коммуникация
1) Источник (человек, который хочет передать свое сообщение другим) - по сути, это место назначения, которое выступает в роли отправителя передаваемого сообщения;
2) проводник или преобразователь (тот, кто преобразует информацию в сигнал) - т.е. обычный передатчик, который отправляет сообщение по какому-либо каналу связи;
3) канал связи (средство или путь, по которому передается информация);
4) приемник информации (тот, кто адаптирует и декодирует исходный сигнал) - то есть то же самое, что и декодер, который преобразует сигнал в "удобоваримое" сообщение;
5) получатель информации (тот, к кому информация должна попасть) - конечный адресат, которому предназначено сообщение.
Согласно этой модели коммуникативного акта, адресант генерирует и кодирует конкретную информацию, используя символические средства, применимые к символической системе соответствующего канала коммуникации.
Адресат делает то же самое, только в обратном порядке, чтобы усвоить полученную информацию (результат этих усилий - декодирование).
Целостный процесс коммуникации (собственно передачи информации) имеет, как правило, многоуровневую структуру, состоящую из ряда последовательных действий. [11, c. 87]
При этом единственной базовой единицей коммуникации является сообщение (сигнал, послание), которое может выполнять одновременно одну или несколько из следующих функций:
-информативно - коммуникативную (обмен информацией); -информативно - коммуникативную (общение); -информативно - коммуникативную (общение)
-интерактивная (общение);
-гносеологические (познание);
-духовно-культурный (обмен духовными и культурными ценностями); -прагматический (обмен ценностями); -прагматический (обмен ценностями)
-нормативные (интеграция или передача норм);
-социально-практическая (передача знаний, компетенций и навыков).
Эти функции зависят прежде всего от содержания общения и его направленности и в то же время являются предпосылками процесса взаимного обмена информацией [7, c. 154]
Одновременно наблюдаются и условия, необходимые для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимальными структурными элементами:
-Участники коммуникативного акта.
-Ситуация или случай, который обсуждается.
-Содержание сообщения (текста, сигнала);
-Мотив и цель передачи чего-либо другой стороне посредством сообщения;
-материальная передача информации.
Для осуществления любого вида коммуникации необходима система сигналов, соответствующая цели (которая варьируется от культуры к культуре).
Часто такой системой является язык, как устный, так и письменный.
Существуют различные категории типов коммуникации. Вот некоторые из них:
1) когнитивная - направлена на расширение круга знаний другого человека, то есть информационной базы. Ожидаемый результат - усвоение новой информации и последующее применение новых знаний в практической деятельности;
2) убеждающий. Его основная цель - вызвать у собеседника определенные эмоции, необходимые для формирования нужной инициатору ценностной ориентации или установки. Ожидаемый результат - расположить собеседника к себе, привлечь его к своей позиции, заставить изменить личную ориентацию, продемонстрировать свои интеллектуальные способности;
3) экспрессивный - цель - создать особый психоэмоциональный настрой у собеседника и заставить его совершить необходимое для него действие. Ожидаемые результаты - изменение эмоционального фона собеседника, вовлечение его в определенное поведение или поведение, благоприятное для инициатора.
Таким образом, каждый участник коммуникации является своего рода манипулятором, который обладает способностью воздействовать на другого человека с определенной целью, либо имеет перед собой такую задачу [3, c. 78]
1.2 Коммуникационный процесс – понятие, основные элементы, этапы, их характеристики
Процесс коммуникации — это процесс, в ходе которого два или более человека обмениваются информацией. Цель коммуникационного процесса - обеспечить понимание передаваемой информации.
Коммуникационный процесс включает в себя четыре основных элемента. Первый элемент - отправитель. Отправитель передает информацию. Второй элемент - сообщение. Сообщение — это информация, закодированная в символах. Третий элемент - канал, по которому передается сообщение. Четвертый элемент - получатель информации, то есть человек или группа людей, которым отправляется сообщение". [12, c. 225]
Процесс коммуникации состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На каждом из этих этапов информация может быть искажена. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы сообщение прошло все этапы с минимальными искажениями, не потеряв при этом своего смысла.
Первый этап коммуникационного процесса - концепция идей. Это очень важный этап, и часто процесс обмена информацией прерывается именно на нем. Начало информационного обмена — это отбор информации и формирование идей. Отправитель выбирает правильную информацию.
Второй этап коммуникационного процесса - кодирование и выбор канала. На этом этапе идея преобразуется в передаваемое обращение. Прежде чем обращение будет закодировано, необходимо выбрать метод кодирования. Помните, что он должен быть известен получателю.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2019. – 160 c.
2. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2– х т. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – М.: Омега – Л, Эльга, 2019. – 1330 c.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 320 c.
4. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020. – 303 с.
5. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2019. – 246 с.
6. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2019. – 600 с.
7. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2019. – 635 с.
8. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2020. – 320 c.
9. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2019. – 312 c.
10. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2018. – 477 с.
11. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс, 2022. – 452 с.
12. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, Л.Н. Кибанова – Москва: КноРус, 2021. – 360 с.
13. Климов, Н. А. Стратегическое управление персоналом в организациях / Н. А. Климов, Л. Л. Чиркова // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. – №2. – С. 54-59.
14. Коргова, М. А. Кадровый менеджмент: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 216 с.
15. Курсова, О. А. Правовое регулирование управления персоналом: учебное пособие для вузов / О. А. Курсова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 414 с.
16. Кязимов, К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для вузов / К. Г. Кязимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.
17. Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика. делопроизводство в кадровой службе: учеб. -практ. пособие / М.В. Ловчева, Е.Н. Галкина, Е.В. Гурова; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: РГ-Пресс, 2021. – 78 с.
18. Макарова, Л.В. Особенности управления персоналом организации / Л.В. Макарова, Н.К. Джафаров // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 1. – С. 242-244.
19. Малкова, Т.Б. Управление персоналом в цифровой экономике: учебное пособие. / Т.Б. Малкова. – Москва: КноРус, 2020. – 232 с.
20. Мансуров, Р. Е. Настольная книга директора по персоналу: практическое пособие / Р. Е. Мансуров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 384 с.
21. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 467 с.
24. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Пугачев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 402 с.