Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время одной из ключевых проблем в сфере образования является обеспечение безопасной и поддерживающей обстановки для учащихся.
Это не просто вопрос физической безопасности, но и создания учебной атмосферы, способствующей психологическому комфорту. Чувство защищенности существенно влияет на эмоциональное состояние учеников и определяет успешность их развития.
Решение этой задачи требует изучения различных подходов к взаимодействию между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения в школьной среде могут быть поддерживающими или, напротив, угрожающими, что существенно влияет на общее ощущение безопасности в учебной среде. В последнее время особое внимание уделяется проблеме издевательств и запугивания в образовательных учреждениях. Это явление, хотя и не новое, становится все более распространенным и серьезным, затрагивая многих подростков. Наиболее уязвимыми перед этой проблемой оказываются подростки, которым не хватает поддержки со стороны своих сверстников и других значимых лиц в школьной среде.
Психологическое насилие, также известное как буллинг, моббинг или кибербуллинг, стало серьезной проблемой в современном обществе. Этот вид насилия оказывает губительное воздействие на жертву, причиняя непоправимые психологические последствия. Поэтому изучение данной проблемы является крайне актуальным.
В первую очередь, изучение психологического насилия позволяет понять его механизмы и причины. Разбор конкретных ситуаций и определение факторов, которые способствуют возникновению буллинга, помогает разработать эффективные стратегии противодействия. Такое исследование поможет создать более безопасную и дружелюбную среду для всех участников общества.
Кроме того, изучение психологического насилия дает возможность оценить его влияние на жертву и обозначить формы помощи и поддержки, которые могут быть предоставлены. Буллинг, моббинг и кибербуллинг могут нанести серьезный ущерб психическому здоровью, вызвать депрессию, тревожность и даже привести к мыслям о самоубийстве. Понимание последствий, а также осознание того, как помочь пострадавшим, позволяет разработать социальные программы и меры поддержки, которые способствуют выздоровлению и предотвращению повторных случаев.
Кроме индивидуального воздействия, изучение психологического насилия также помогает отразить его влияние на уровне общества. Быть свидетелем буллинга или кибербуллинга может вызывать у людей чувство беспомощности и страха, а также побудить их к молчаливому одобрению или участию в насилии. Более глубокое понимание данной проблемы позволяет разрабатывать образовательные программы и предотвращать распространение насилия в школах, рабочих коллективах и в онлайн-среде.
Объект данного исследования – формы психологического насилия.
Предметом данного исследования выступают – методы профилактики психологического насилия.
Целью данного исследования является углубленное изучение такого понятия как «психологическое насилие»
Задачи:
Изучить понятие психологического насилия;
Исследовать формы психологического насилия в образовательной среде;
Охарактеризовать социальную работу по профилактике буллинга в подростковой среде;
провести исследование по изучению проблемы буллинга в подростковой среде;
разработать программу социальной профилактики кибербуллинга в подростковой среде.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
1.1 Понятие психологического насилия
В уголовном праве давно принято рассматривать психическое и физическое насилие как неразрывные аспекты, поскольку оба содержат психологический компонент, что подчеркивает их взаимосвязь. Например, первая часть статьи 117 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (редакция от 28 января 2022 года) предусматривает уголовную ответственность за истязание, то есть причинение физических или психических страданий путем систематического применения побоев или других форм насилия. В части второй, пункте "д" этой статьи, предусмотрена ответственность за истязание с использованием пыток. Подчеркивается, что физическое насилие всегда сопровождается психическим, так как любое негативное воздействие на тело также отражается на психике. Несмотря на это, некоторые формы психического насилия могут быть еще более опасными, например, длительное лишение сна или воздействие на свет и звук.
Психическое насилие часто используется в совершении преступлений и заключается в воздействии на психику человека или группы людей для достижения определенных целей. Многие ученые подчеркивают, что целью любого насилия, включая психическое, является воздействие на психику потерпевшего, его подавление и принуждение к действиям, выгодным для насильника. Психическое насилие определяется как противоправное воздействие на психику человека или группы лиц, способное нанести им органическую, физиологическую или психическую травму и ограничить их свободу воли или действий[1].
Единство мнений относительно психического насилия проявляется в его понимании как воздействия на психику. Психика рассматривается как системное свойство высокоорганизованной живой материи, которое включает в себя отражение объективного мира и регуляцию поведения и деятельности субъекта. Способность психики реагировать на внешние воздействия определяет эффективность психического насилия как способа совершения преступных деяний.
Исходя из определенного подхода, психическое насилие является не только способом совершения преступлений, но и объективной характеристикой действия. Это отражается как в умышленных, так и в неосторожных формах вины. Каждое преступление несет в себе свои индивидуальные особенности, которые проявляются именно через способ его совершения.
Понимая способ совершения преступления как качественную характеристику деяния, мы можем увидеть в нем определенную последовательность методов и движений, направленных на достижение преступного результата.
Поскольку совершение преступления представляет собой последовательный процесс, способ может включать в себя разнообразные методы и приемы, направленные на достижение цели. Способ совершения преступления тесно связан с самим деянием, определяя его черты и характер.
Хотя существует некоторое противоречие в том, является ли способ совершения преступления обязательным признаком состава преступления или нет, он всегда присутствует как составляющая действия человека. Кроме того, преступление обязательно имеет свое время и место, что также является важными аспектами его объективной стороны[2].
В своем воздействии на жертву психическое насилие может использовать как действия, так и бездействие, включая демонстрацию оружия или других предметов, что также считается способом совершения преступления.
Таким образом, способ совершения преступлений, связанных с психическим насилием, включает в себя методы воздействия на психику, направленные на достижение преступной цели путем подавления воли жертвы или принуждения её к определенным действиям или отказу от них.
В сфере законодательства часто обращаются к терминам, описывающим различные проявления психического насилия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антибуллинговая хартия РФ // Травли.нет. URL: https://xn--80aejlonqph. xn--p1ai/.
2. Безверхов, А. Г., Норвартян, Ю. С. Соотношение категорий «насилие» и «угроза» в современном уголовном праве России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. Т. 9. Вып. 4. С. 522-534.
3. Белеева И. Д., Панкратова Л. Э., Титова Н. Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении // Педагогическое образование в России. 2019. №8.
4. Богомолов В. А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013 г. URL: http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_5804.html
5. Бочавер А. А., Женодарова Е. Д., Хломов К. Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. М. : Перекресток, 2014.
6. Векленко, В.В., Бархатова, Е. Н. Психическое насилие как средство совершения преступлений: проблемы квалификации // Современное право. 2023. № 7. С. 134-137.
7. Волчецкая Т. С., Авакьян М. В., Осипова Е. В. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах // Всероссийский криминологический журнал. 2021. № 5.
8. Волчецкая Т. С., Осипова Е.В., Авакьян М.В. Современные формы насилия в молодежной среде: степень распространения и меры профилактики // Российский юридический журнал. 2021. № 5 (140).
9. Воробьев, С. В. Сравнительно-правовой анализ уголовно-правового понятия «психическое насилие» // Юристъ-Правоведъ, 2017, № 3 (82). С. 90-96.
10. Гапонов А. В., Скорченко Ю. А. Моббинг, буллинг: причины, проявления, последствия // Психология человека и общества. 2022. № 5 (46). С. 18—26.
11. Гусейнова Е. А., Ениколопов С. Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, №2. С. 246—256. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Guseinova_Enikolopov.phtml.
12. Дайшутов, М.М., Динека, В.И., Денисенко, М. В. Психическое насилие в уголовном праве // Вестник Московского университета МВД России. 2019; (3). С. 77-81
13. Кленова М. А., Шамионов Р. М., Заграничный А. И. и др. Методическое пособие для сотрудников образовательных организаций высшего образования, курирующих воспитательную работу с молодежью, по профилактике буллинга (травли) среди обучающихся. Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2022.
14. Клоченко, Л. Н. Психическое насилие: вопросы уголовно-правовой регламентации и квалификации: дис. .. .канд. юрид. наук: 12.00.08 / Клоченко Лариса Николаевна. Москва, 2019. С. 206.
15. Кон И. С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. URL: http://rumagic. com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html (дата обращения 00.00.2023).
16. Коновалов А. Ю. Особенности работы Школьной службы примирения с ситуациями буллинга (школьной травли). URL: http://www.8-926-145-87-01.ru/.
17. Кульбацкая Е.Р. Интернет-буллинг: сущность и формы проявления в подростковой среде // Трибуна ученого. 2022. №6. С. 473—478.
18. Кутузова Д. А. Травля в школе: мифы и реальность. URL: http://medportal. ru/budzdorova/child/625/.
19. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. Санкт Петербург: Питер, 2016. С. 583.
20. Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах (для классных руководителей) / авт.-сост. О. А. Драганова, Я. В. Пономарева, Т. Н. Давыдова. Липецк : Г(О)БУ Центр «СемьЯ», 2022.
21. Павлова, А.А., Корякина, З. И. Психическое насилие как способ совершения преступления // Вестник СВФУ, 2014, том 11, № 6. С. 164-167.
22. Про каждого: травля — это не норма : метод. сборник. Челябинск, 2022.
23. Решетников, А.Ю., Клоченко, Л. Н. Психологические и правовые основы учения о психическом насилии // Вестник Российского нового университета Серия «Человек и общество». 2018. Выпуск 3. С. 100-111. DOI: 10.25586/RNU.V9276.18.04.P. 100
24. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М. : Генезис, 2012.
25. Сидорова Т., Петраш Е. Буллинг в школе: кто виноват и что делать? // Воспитание школьников. 2022. № 3. С. 3—12.
26. Соловьев Д. Н., Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Науковедение. 2014. С. 1—10.
27. Тельминова А. В. Школьный буллинг в аспекте готовности будущих учителей к его профилактике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6, №2. С. 6—12.
28. Уильямс М. «Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе / пер. И. Филимоновой; под ред. Д. Кутузовой. URL: https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/ mwilliams1/.
29. Федышина П. В. Способ совершения преступления: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. С. 36.
30. Щипанова Д.Е. Взаимосвязь типов кибербуллинга с личностными особенностями подростков //Новые информационные технологии в образовании и науке. 2017. С. 366-370.