Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В системе современного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи.
Очевидно, что от совместной слаженной работы образовательных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы образовательных организаций с родителями воспитанников зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
Современное общество столкнулось с проблемой недостаточного формирования духовности и нравственности в образовательном пространстве, в котором задействованы обучающиеся и педагог. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям, которые непосредственно оказывают влияние на формирование личности и развитие обучающихся. Работы Н.Е. Щурковой и др. оказывают эффективное влияние на школьников, в процессе их воспитания.
Образовательное учреждение остается основным социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Процесс воспитания является одной из основных категорий педагогики, отражающий ее сущность и содержание.
Одновременно с воспитанием тесно идет процесс обучения, который является важным фактором поэтапного развития индивидуума. Современная образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности с целью улучшить подходы к использованию педагогических технологий и разнообразить круг применения этих технологий в процессе воспитания.
Учёные и специалисты в области педагогики утверждают, что, к примеру, игровые технологии, разработкой которых занималась Н.Е. Щуркова в области воспитания, обладают рядом достоинств, которые улучшают учебно-воспитательный процесс. Например, они позволяют преодолеть пассивность учащихся в процессе учебного занятия, развить и сформировать познавательный интерес к учебному предмету и др.
В связи с чем необходимо в воспитательной и образовательной деятельности использовать инновационные технологии, так как они способствуют развитию обучающихся при изучении иностранного языка и других учебных предметов и стимулируют их познавательную активность, позволяя актуализировать их потребности и внимание.
В настоящее время технологии в воспитании очень востребованы, поскольку они применялись и продолжают использоваться как способ передачи информации в целях образования и воспитания детей. Они создавались и развивались для максимально эффективного воздействия на обучающихся, подвергая изменению их восприятие к самому процессу воспитания.
В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Изучением проблемы детской игры занимались психологи и педагоги различных времен (Э. Берн, Л.С. Выготский, Е.В. Титова, Й. Хёйзинг, Д.Б. Эльконин и др.).
Современное общество столкнулось с проблемой недостаточного формирования духовности и нравственности в образовательном пространстве, в котором задействованы обучающиеся и педагог. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям, которые непосредственно оказывают влияние на формирование личности и развитие обучающихся.
Путём оптимальной организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность сочетать различные формы и методы воспитательной работы совместно с семьями воспитанников. Образовательное учреждение остается основным социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Процесс воспитания является одной из основных категорий педагогики, отражающий ее сущность и содержание.
Одновременно с воспитанием тесно идет процесс обучения, который является важным фактором поэтапного развития индивидуума. Современная образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности с целью улучшить подходы к использованию педагогических технологий и разнообразить круг применения этих технологий в процессе обучения.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития процесса воспитания в системе образования России.
Объект исследования: процесс воспитания в современной образовательной среде.
Предмет исследования: формы и методы, используемые в системе воспитания и развития детей в современной образовательной среде.
Задачи:
1. Провести анализ понятия развитие воспитания в современной образовательной среде в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить особенности современной воспитательной среды в системе российского образования.
3. Описать организационно-педагогические условия развития современной воспитательной среды в системе российского образования.
4. Предложить методические рекомендации по развитию современной воспитательной среды в системе российского образования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абачиев, С.К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С.К. Абачиев. – Москва. – 2010. – 472 c.
2. Андреев, В.Н. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития [Текст] / В.Н. Андреев. – Казань, 2012. – 272 с.
3. Александрова, И.Б. О некоторых особенностях блогов [Текст] /И.Б. Александрова // Русская речь. – 2017. – No 4. – С. 49–54.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
5. Ахмедьянов, А.Г. Экзистенциальные основы духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Г. Ахмедьянов. – Москва, – 2012. –150 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений) / URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/02/Bern-E.-Igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.pdf (дата обращения 25.04.2024).
7. Богуславская, Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н.Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – No 9. – С. 458–460.
8. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
9. Власова, О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность [Текст] / О.В. Власова. – Саратов, 2011. – 54 с.
10. Владимир Путин призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее и продолжать борьбу с фальсификациями истории URL: https://www.kommersant.ru/doc/2956353 (дата обращения 25.04.2024).
11. Вырщиков, А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 271 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. URL: https://ds232.centerstart.ru/sites/ds232.centerstart.ru/files/archive/Выготский%20Л.С.%20Психология%20развития%20ребенка.pdf (дата обращения 25.04.2024).
13. Гринев, В.И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В.И. Гринев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — No 5.648 (109.6). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26985/ (дата обращения 25.04.2024).
14. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
16. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
17. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь Русского Языка. URL: https://reallib.org/reader?file=671102 (дата обращения 25.04.2024).
18. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс].URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 13.01.2024).
19. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4 томах (Малый академический словарь) / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-russkogo-jazyka-v-4-tomah-malyj-akademicheskij-slovar/ (дата обращения 25.04.2024).
20. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
21. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
22. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
23. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко. – Москва, 2005. – 219 с.
25. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - No 1. - С. 93 - 101.
26. Парменов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПК и ПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
27. Селиванова, О.К. Формирование ценностныхориентаций обучающихся [Текст] / О.К. Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. – No 10. – С. 21–23.
28.Титова В.Е. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания. URL: https://human.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2014/1/titovaev.pdf (дата обращения 25.04.2024).
29. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности / Т.Ж. Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745 (дата обращения 25.04.2024).
30. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед общество, 2009. - 48 с.
31. Щуркова, Н.Е. Собрание пестрых дел: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.:Новая школа, 2010. - 56 с.
32. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: Просвещение, 2002. - 211 с.
33. Щуркова, Н.Е. Классный руководитель: игровые методики / Н.Е. Щуркова. - М. 2000. - 56 с.
34. Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. -М, 2012- 82 с.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры.pdf (дата обращения 25.04.2024).
36. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2011. – No 2. – С. 11–18.