Фрагмент для ознакомления
2
Несостоятельность (банкротство) как правовая категория насчитывает в российском праве несколько десятков лет. За это время было принято три за-кона, которые регламентировали признаки, процедуры и порядок ликвида-ции юридического лица, отвечающего признакам несостоятельности (банк-ротства). Каждый закон по-разному подходил к определению признаков, ко-торым отвечает лицо, в отношении которого инициируется в арбитражном суде процедура признания банкротом. Указанные признаки исходили либо из «неоплатности» должника, либо из его «неплатежеспособности». Это две ключевые категории в законодательстве. В первом случае речь идет о том, что юридическое лицо обладает определенным долгом, который соответ-ствует установленному законом по сумме и сроку. И это формальный при-знак, который призван упростить процедуру признания должника несостоя-тельным и вследствие этого инициировать в отношении него соответствую-щую судебную процедуру (финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство). В отличие от неоплатности признак неплате-жеспобности предполагает принципиально иные критерии. Речь идет о том, что юридическое лицо находится в таком финансовом положении, которое не позволит ему восстановить свою платежеспособность самостоятельно, и банкротство при этом выступает единственном итогом его хозяйственного развития. Закон «О несостоятельности» 1992 г. предусматривал неоплат-ность как основной признак, позволяющий кредиторам и заинтересованным лицам обратиться в суд с целью признания лица банкротом. При этом требо-валось провести соответствующий анализ хозяйственного положения юриди-ческого лица, который представлял собой сравнение его активов и пассивов. В целях проведения такого анализа был создан соответствующий федераль-ный орган, которым выступало Территориальное агентство по делам о банкротстве. Использование категории неплатежеспособности в период с 1992 по 1998 г. привело к тому, что значительное число должников так и оставались должниками, тогда как правовых оснований признать их банкро-тами не имелось. В результате кредиторы не имели возможности вернуть долги, а предприятия распродавались в интересах их собственников, руко-водителей и третьих лиц. Ситуация усугублялась еще и тем, что на практике отсутствовал механизм реализации имущества должника. Это приводило к тому, что многие субъекты были задействованы в стабилизации хозяйствен-ного оборота, обеспечении интересов как кредиторов, так и должников, в частности, созданное Территориальное агентство по делам о банкротстве, действующие арбитражные суды, арбитражные управляющие, однако поло-жительные итоги применения закона были невысоки. Таким образом, непла-тежеспособность как признак была направлена, прежде всего, на защиту ин-тересов должников в ущерб интересам кредиторов.
Закон 1998 г. подошел к вопросу признания лица несостоятельным (банкротом) с иных позиций. В результате законодатель отказался от при-знака неплатежеспособности, упразднили анализ финансового состояния должника Территориальным агентством по делам о банкротстве и ввели ка-тегорию неоплатности. Это позволило упростить инициирование в отноше-нии должников, судебные процедуры по признанию их настоятельными (банкротами). Однако за таким упрощением последовал необоснованный рост арбитражных дел о признании юридических лиц несостоятельными (банкротами). Кредиторы стали использовать заявление о признании лица несостоятельным (банкротом) как механизм стимуляции должников к воз-врату долга даже при отсутствии претензионно-исковой работы. В результа-те практика банкнотных производств резко изменилась по сравнению с пе-риодом действия Закона 1992 г. Признак неоплатности в редакции Закона 1998 г. был прокредиторским, что негативно отразилось на малом и среднем предпринимательстве. Инициирование процедуры признания должника банкротом приводило к тому, что инициированная процедура, а затем вве-дение наблюдения приводили к прекращению хозяйственной деятельности юридического лица. Перед законодателем встал вопрос о выработке спра-ведливых и обоснованных критериев признания должника несостоятельным (банкротом) и введения в отношении него необходимой судебной процеду-ры. Указанная задача законодателем решалась комплексно: был учтен поло-жительный и отрицательный опыт двух законов РФ, обобщена практика за-рубежных стран, использована категория справедливости.
Категория справедливости отражает сложные и противоречивые эко-номические, социальные, юридические, политические и духовные процессы общественной жизни. Она постоянно находится в фокусе общественного мнения и остается актуальной темой для научных исследований. Вопросы справедливости и равенства исследовались не только в теоретических рабо-тах, но и в специальной юридической литературе, посвященной различным институтам предпринимательского права. С разных ракурсов проблемы справедливости ее отдельные аспекты и требования анализировались в пра-воотношениях, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством). Вместе с тем единого системного подхода к реализации принципа справедли-вости в этом институте до сих пор не выработано.
Среди проблем, поднимаемых в настоящее время в связи с необходи-мостью совершенствования института несостоятельности (банкротства), вста-ет вопрос, касающийся поиска оптимального критерия банкротства. К этому вопросу обращались и дореволюционные классики российской цивилистики, например Г. Ф. Шершеневич. Он ввел два начала: первое - это платежная не-способность, то есть предполагаемое превышение актива над пассивом; вто-рое - это недостаточность имущества, то есть установленное превышение ак-тива над пассивом .
В связи с неплатежеспособностью возникают многообразные отноше-ния, в том числе и отношения, урегулированные нормами права.
Особую группу отношений составляют отношения в рамках признания такого лица несостоятельным (банкротом) и введения в отношении него су-дебных процедур (наблюдения, внешнего управления, финансового оздо-ровления, конкурсного производства).
Текущие обязательства во время внешнего управления не подпадают под действие моратория. Вместе с тем такие сделки могут потребовать утверждения собранием или комитетом кредиторов, а в определенных слу-чаях, при нарушении требований Закона, - признаны судом недействитель-ными. Указанные отношения могут быть также классифицированы по раз-ным основаниям, в частности по структуре:
а) по субъектам (правоотношения с органом организации и управле-ния; отношения с хозяйствующим органом);
б) по характеру построения (отношения взаимного равенства; отноше-ния субординации);
в) по объему обязанностей и прав (обязанность притязания; обязан-ность как повеление).
Объектом указанных правоотношений выступают деньги, то есть речь идет об имущественных отношениях. Эти отношения являются процессуаль-ными, так как отвечают на вопрос: как и каким образом, а также их природа - регулятивная, одновременно указанные правоотношения сложные .
Здесь целесообразно говорить о сложном правоотношении, состоящем из определенной совокупности простых правоотношений, которые подчиня-ются единой цели. Комплексный характер правоотношения объясняется так-же и комплексным характером самой отрасли законодательства, которая включает в себя как частные, так и публичные нормы, а ее регламентация осуществляется в большей степени императивным методом.
Судебные реорганизационные процедуры предопределяют их смешан-ное законодательное регулирование. Примером тому могут служить, в част-ности, правила, устанавливающие требования к графику погашения задол-женности, или правила, которые регламентируют порядок заключения ми-рового соглашения. Несомненно, что отношения неплатежеспособности, о которых в указанном случае фактически и ведется речь, всегда сложные и комплексные как по составу, так и по методу правового регулирования .
Так как отношения неплатежеспособности своим предметом имеют деньги, они всегда носят имущественный характер. В указанном случае справедливо вести речь об использовании метода юридического равенства сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть первая]:федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ [ред. от 11.03.2024] // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Арбитражно–процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2002 г. №95–ФЗ [ред. от 25.12.2023] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 29 июля – №30. – ст. 3012.
4. О несостоятельности (банкротстве) : ыедеральный закон от 26 октября 2002 №№ 127-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.
5. Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России) от 20.12.1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 27. – Ст. 356. (утратил силу).
6. Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1184 «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 7. – Ст. 696.
7. Указание Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3855–У о внесении изменений в пункт 2.2 (Вестник Банка России, N 122, 31.12.2015), вступило в силу с 1 января 2016 года). // Доступ из СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.04.2024г.)
Материалы судебной практики
8. О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 (ред. от 21.12.2017) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2012. № 8.
9. Решение от 21 апреля 2016 г. по делу № А48–1180/2016 Арбитражный суд Орловской области (АС Орловской области) // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 11.04.2024)
Литература
10. Алферова, Л. М. Несостоятельность (банкротство) физических лиц.
Тенденции развития механизма банкротства граждан : монография / Л. М. Ал–
ферова. – Москва : Статут, 2018. – 160 c.
11. Банкротство. Конспект лекций: моногр. . – М.: А–Приор, 2017. –128 c.
12. Белецкая, О.М. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций на территории РФ и Франции / О.М. Белецкая // Юридические науки. – М.: Компания Спутник+, 2019, – № 1 (35). – С. 43–47
13. Гартина, Ю.А. Институт банкротства в российском законодательстве: исторические и теоретические аспекты / Ю.А. Гартина // Наука. Общество. Государство. – 2023. – Т. 11. – № 3 (43). – С. 24–32.
14. Гонорский, А.С. Процедуры банкротства юридических лиц в российском законодательстве / А.С. Гонорский // Форум молодых ученых. – 2020. – №7. – С.45 – 50.
15. Дадашева, М.А. Особенности правового регулирования банкротства кредитных организаций / А.А. Дадашева // Экономика и социум. – 2022. – № 10–1 (101). – С. 863–867.
16. Денисова, В.А. Особенности банкротства кредитных организаций / В.А. Денисова // Трибуна ученого. – 2023. – № 3. – С. 103–110.
17. Дроботова, О.О. К вопросу о несостоятельности и банкротстве организаций / О.О. Дроботова // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 3. – С. 49–55.
18. Дубова, Е.А. Понятие и основные признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // В сборнике: Финансовый контроль и аудит: глобальные тренды, новые риски и приоритеты развития. Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции / Е.А. Дубова. – Москва, 2023. – С. 78–87.
19. Карелина, С. А. Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) корпораций: новеллы и тенденции / С. А. Карелина // Право и Бизнес : Приложение к журналу «Предпринимательское право». – 2019. – № 2. – С. 54–58.
20. Куницина, Н.Н. Повышение эффективности управления системой коммерческих банков в условиях макроэкономической нестабильности / Н.Н. Куницина, В.А. Бондаренко // Финансы и кредит. – 2014. – № 22. – С. 2–12.
21. Максютов, А.А. Основы банковского дела / А.А. Максютов. – М.: Бератор–Пресс, 2003. – С.76.
22. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации : учебное пособие / сост. Е. А. Железнякова ; ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России. – Воронеж, 2021. – 80 с.
23. Степкина, К.М. Особенности банкротства кредитных организаций / К.М. Степкина, А.С. Орлова // В сборнике: Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. Сборник материалов II Международной научно–практической конференции. Редколлегия: Л.К. Гуриева [и др.]. – Москва, 2022. – С. 258–261.
24. Тарасенко, О. А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования / О.А. Тарасенко // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №8 (69). – С.76.
25. Franklin A., Carletti Е. Deposits and Bank Capital Structure. Economics Working Papers EC02013/03. European University Institute, 2013. P. 1–64. URL:http ://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/26454/EC0_2013_03 .pdf (Дата обращения 13.04.2024)