Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа посвящена патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности средствами инновационных технологий.
Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку Россия - страна высочайшей духовности, неповторимой душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Жителям России в высшей степени были постоянно свойственны любовь к родной земле, гордость за свое Отечество. Патриотизм как любовь к народу и стране – это высшая государственная и духовная ценность, которая обеспечивает сохранение традиций.
За последние годы Россия столкнулась со многими политическими, экономическими и социальными катаклизмами, кризисами, которые способствовали нивелированию духовных ценностей. Данные перемены понизили воспитательное действие русской культуры как наиглавнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Сегодня очевидно, что постепенно наше общество утраивает русское патриотическое сознание.
Школьный возраст – это время, когда личность формируется, когда еще возможно воспитать в ребенке патриотизм, воспитать уважение к истории и своей стране. Это актуализирует значимость патриотического воспитания младших школьников на современном этапе развития общества. Что же касается литературы, то это одно из самых ценных и эффективных средств патриотического воспитания школьников, через стихотворения, в частности, младшие школьники не только развиваются в эстетическом отношении, но и усваивают морально-нравственные, патриотические нормы и ценности.
Формирование патриотизма школьников осуществляется в таких процессах, как обучение, социализация, воспитание. Однако социальное пространство для развития патриотизма не может ограничиваться только стенами школьного заведения. Большая роль здесь принадлежит семье, иным социальным общественным институтам, а именно, речь идет о средствах массовой информации, общественных организациях, культурных и спортивных учреждениях, религиозных организациях, учреждениях здравоохранения, правоохранительных органах, военных организациях, учреждениях социальной защиты населения, корпоративных объединениях, кровнородственных, диаспорных связях и отношениях. Все это должны обязательно учитывать педагоги в выстраивании воспитательного процесса.
Чтобы сформировать патриотизм в системе воспитательной работы в школе, нужно обладать знаниями не только о его сущности и содержании, но и тех психолого-педагогических компонентах, которые в своей совокупности образуют структуру патриотического воспитания как такового. Чаще всего в различных проектах принято выделение потребностно-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, поведенческого и волевого компонентов патриотического воспитания школьников.
Внеурочная деятельность, безусловно, дает такие возможности.
Из многовековой истории России очевидно, что патриотизм является обязательным, непременным условием создания сильной державы, необходимо, чтобы граждане имели чувство долга и уважение к истории, к традициям, законам. Соответственно, патриотическое воспитание рассматривается вполне обоснованное в качестве значимого фактора общественной консолидации, это источник и условие, средство духовного, политического и экономического возрождения страны, гарант ее государственной целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе – это ведущая часть патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности патриотического воспитания младших школьников средствами инновационных технологий во внеурочной деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть библиографию исследования по следующим вопросам: сущность патриотического воспитания, структура патриотического воспитания.
2. Выявить особенности функций патриотического воспитания в начальной школе.
3. Привести тезаурус основных понятий
4. Подобрать диагностические методики
5. Разработать конспект урока.
6. Разработать презентацию.
7. Сделать выводы по исследованию.
Объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – применение инновационных технологий в воспитании патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности.
В процессе исследования использованы следующие методы:
- анализ,
- синтез
- метод систематизации теоретического материала по теме исследования.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, заданием на курсовой проект.
1.Обзор библиографии по теме исследования/Понятие патриотизма как воспитательной цели в начальной школе и его структура
Обратимся к анализу основной литературы по теме патриотического воспитания в начальной школе.
В первую очередь, авторы определяют саму сущность патриотизма и структурные компоненты его формирования у детей младшего возраста.
Важная составная часть процесса воспитания в школе представлена развитием патриотизма. Это значимое качество, которое определяет социально-гражданскую, духовную позицию школьника в настоящем и будущем. Чувство патриотизма отличается возвышенным характером, оно способствует укреплению любви к своей стране, к Родине, к народу, у школьника начинается развиваться чувство ответственности за судьбу своей страны, соответственно, он будет стремиться быть честным, независимым, сохранять материальные и духовные общественные ценности, наконец, важно сказать о развитии личностного достоинства ученика.
У многих выдающихся мыслителей, педагогов прошлых эпох было понимание того, что патриотизм играет важную роль в личностном становлении, говорили о его многостороннем формирующем влиянии на личность. Например, согласно позиции К. Д. Ушинского, патриотизм – это не только важная воспитательная задача, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [1,2,3].
Относительно истинного патриотизма можно сказать, что он обладает гуманистической природой, он представлен уважением к другим народам и странам, к специфике их национальных обычаев и традиций и характеризуется неразрывной связью с культурой межнациональных отношений.
То есть, можно говорить о тесной связи патриотизма и культуры межнациональных отношений, они выступают в состоянии органического единства, определяются в качестве «такого нравственного качества, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [4].
Данное определение во многом является отражением содержания и сущности понятия патриотизма. Оно представлено:
- чувством привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительным отношением к языку своего народа;
- заботой об интересах Родины;
- осознанием долга перед Родиной, отстаиванием ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявлением гражданских чувств и сохранением верности Родине;
- гордостью за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордостью за свое Отечество, за государственные достижения и символы, за свой народ;
- уважительным отношением к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственностью за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящения своего труда, способностей процессу укрепления могущества и престижа своей страны;
- гуманизмом, милосердием, общечеловеческими ценностями [5].
Таким образом, истинный патриотизм обязательно связан с формированием, длительным развитием целого комплекса позитивных качеств. Основа этого развития представлена духовно-нравственным и социокультурным компонентами. Патриотизм выступает в единстве таких элементов, как духовность, гражданственность и социальная активность личности, которая прекрасно осознает степень своей нераздельности, неразрывности с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [6].
Формирование патриотизма школьников, как считают исследователи, осуществляется в таких процессах, как обучение, социализация, воспитание. Однако социальное пространство для развития патриотизма не может ограничиваться только стенами школьного заведения. Большая роль здесь принадлежит семье, иным социальным общественным институтам, а именно, речь идет о средствах массовой информации, общественных организациях, культурных и спортивных учреждениях, религиозных организациях, учреждениях здравоохранения, правоохранительных органах, военных организациях, учреждениях социальной защиты населения, корпоративных объединениях, кровнородственных, диаспорных связях и отношениях. Все это должны обязательно учитывать педагоги в выстраивании воспитательного процесса [7-10].
Чтобы сформировать патриотизм в системе воспитательной работы в школе, нужно обладать знаниями не только о его сущности и содержании, но и тех психолого-педагогических компонентах, которые в своей совокупности образуют структуру патриотического воспитания как такового. Чаще всего в различных проектах принято выделение потребностно-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, поведенческого и волевого компонентов патриотического воспитания школьников. Далее мы более подробно их рассмотрим опять же на основе анализа научной литературы по рассматриваемой нами проблеме. [12]
Итак, в первую очередь, обратимся к потребностно-мотивационному компоненту патриотизма, который должен формироваться во внеурочной деятельности посредством инновационных технологий. Он формируется преимущественно в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы. Создаются такие ситуации, в которых учащиеся получают возможность переживать такие чувства, как любовь к Родине, гордость за страну, восхищение историческим прошлым, храбростью героев и т.п. Огромное количество материала по этому аспекту предоставляет история Отечества. Соответственно, именно на уроках истории целесообразно обратить внимание на вышеназванный аспект патриотического воспитания [14].
На уроках истории важно воспитывать гражданственность, патриотизм. Через познание истории школьники начинают переживать чувство любви к своей стране, понимать историческую преемственность поколений, школьник учится задумываться относительно прошлого и будущего своей страны и своего народа, осознавать взаимосвязь между ними.
Исторические герои служат примером для школьников – примером патриотизма и героизма. На примере русского народа школьник учится тому, что в любой ситуации возможно выстоять и выйти победителем. Таким образом, уроки истории служат для переживания и осмысления всего положительного, что было представлено в историческом прошлом [13].
Посредством усвоения идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привития общечеловеческих норм нравственности собственно и формируется гражданственность. Это достигается тогда, «когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть» [14]. История является могучей и вечной живой силой, которая способствует формированию истинного патриота и гражданина своей страны, своего государства.
Важно также сказать об огромном влиянии на потребностно-мотивационную сферу учащихся идей патриотизма, раскрываемых в художественной прозе и воспетых в поэзии (в частности, речь идет о стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозаических произведениях таких писателей, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, М. Шолохов, А. Твардовский и др.). [15]
Кроме того, как отмечают педагоги, у учащихся начинает формироваться привязанность к Родине в процессе краеведческой работы, для этого организуются походы по исторически значимым местам, встречи с людьми, которые вписали свои имена в историю боевых и трудовых подвигов нашей страны. Данная работа высоко содержательна, эмоциональна, соответственно, она не может не вызвать ответного отклика у учащихся, восхищения, стремления к подражанию, получению большего количества знаний относительно своей страны, своего края (малой Родины).
Далее мы переходим к рассмотрению когнитивно-интеллектуальный компонента патриотизма и патриотического воспитания. Данный компонент представлен углубленным осмыслением сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности человека. В этом плане осуществляется широкое использование возможностей учебных занятий по всем предметам обучения, особенно, конечно же, это история, литература, русский язык [17].
Многие возможности в этом направлении предоставляет внеклассная работа, а именно, речь идет о проведении бесед, докладов, лекций на патриотические темы, литературно-художественных гостиных, фольклорно-этнографических вечеров, организации поисковой работы следопытов. Благодаря такой работе учащийся начинают осознавать в себе конкретные патриотические проявления и личностные качества.
Что касается эмоционально-чувственного компонента патриотического воспитания, то он представлен формированием у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Достижение зрелости, моральной и нравственной устойчивости возможно при условии, если знания, получаемые школьниками, постепенно становятся взглядами, убеждениями, поведенческими мотивами, установками [16].
Чтобы воспитывать патриотические взгляды и убеждения, важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а стали обладать личностным смыслом, прошли через эмоциональные переживания и обрели статус руководящих принципов их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только обладать красочным и романтически приподнятым характером, но и отличаться такими качествами, как глубина, убедительность фактического материала, наличие ярких примеров проявления патриотизма [18].
Данный компонент патриотического воспитания предполагает, что должны создаваться педагогические ситуации, представленные элементами дискуссий, определенной борьбы мнений, отстаиванием учащимися своих суждений, в результате чего у них начинается процесс формирования собственной внутренней позиции.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это когда у учащихся развивается способность к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основное средство для решения этой важной и сложной задачи представлено включением учащихся в различные виды практической деятельности и формированием у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. В частности, это трудовая, спортивная, общественно полезная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами и т.п [19].
В целом, можно говорить об активизации в нашей стране в последние годы работы, направленной на патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и получили возможность активизации работы по патриотическому воспитанию детей.
Следует также выделить основные направления в системе патриотического воспитания в учреждениях образования:
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности [20].
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.