Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня, как показывает время, недостаточно быть «наполненным» знаниями, чтобы быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных мыслить нестандартно, креативных, способных к росту. Ведь творческий человек легче адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни и производства, способен определять направления своей деятельности, находить оригинальные решения, обеспечивать свою экономическую независимость.
Поэтому одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о воображении и творчестве детей, о развитии этого воображения и творческих способностей, о значении творческой деятельности для общего развития и становления ребенка.
Слова воображение и творчество часто путают, главным образом из-за того, что они имеют схожее значение. Настолько похожи, что их фактически ошибочно принимают за синонимы и часто используют как синонимы. Однако есть причина, по которой это два слова, а не одно, и это связано с тем, что они относятся к разным вещам, независимо от того, насколько тонка разница на самом деле.
Слово «воображение» относится к процессу воображения вещей, то есть способности формировать в уме новые образы и ощущения, которые не воспринимаются такими органами чувств, как зрение, слух или другие чувства. По сути, воображение означает способность думать о чем-то, что в данный момент не происходит вокруг вас.
Очень важно иметь воображение. Воображение помогает применить знания при решении проблем, что позволяет находить инновационные решения. Это также помогает интегрировать опыт в процесс обучения, тем самым способствуя развитию идей.
С другой стороны, творчество – это способность что-то создавать. Это может быть что угодно, например, идея, шутка, литературное произведение, картина или музыкальная композиция, решение, изобретение и т. д. Творчество позволяет человеку вдохновляться окружающими вещами, а затем использовать вдохновение для создания чего-либо.
По сути, основное различие между воображением и творчеством заключается в том, что воображение — это процесс воображения или мышления о вещах, которые не существуют, тогда как творчество — это акт использования воображения для создания чего-либо. Например: вы начинаете представлять что-то, отпуск, историю, мечту и т. д. Однако это дает вам идею, и затем вы используете эту идею, чтобы что-то создать, скажем, написать рассказ или роман. Следовательно, вы использовали свое воображение, чтобы облегчить свое творчество.
Воображение — одно из самых известных и в то же время непостижимых психологических явлений. Человеку необходимо воображение; во-первых, воображение делает человека интересным для окружающих и интеллектуально развитым, во-вторых, оно необходимо для разумной организации его поведения. И в-третьих, воображение необходимо человеку для того, чтобы использовать его для удовлетворения своих нереализованных жизненных потребностей. Наконец, особенно важную роль в творческой деятельности играет воображение. В детстве потребность в творчестве реализуется в игре, всевозможных импровизациях, рисунках. Эта потребность является реакцией на среду, которая окружает ребенка. Играя, рисуя, импровизируя, ребенок по-настоящему переживает воображаемое событие[3]. Дети пытаются строить образы в своем воображении, руководствуясь принципами красоты. Благодаря этому обучение и творчество могут быть объединены в органическое единство. Непосредственными стимулами творческой деятельности в раннем возрасте являются активное общение взрослого с ребенком, игровые ситуации, рисование, лепка, конструирование и т. д. В период начального образования учебная деятельность становится основной деятельностью в жизни ребенка. Следовательно, логично предположить, что в этот период для дальнейшего углубления и совершенствования механизмов воображения учебная деятельность должна стать ведущей в реализации потребности в творчестве. Урок чтения имеет в этом плане особое значение, так как центром урока является произведение искусства как продукт творчества. При изучении художественных произведений могут использоваться различные виды творческой работы, направленные на углубленное восприятие текста и способствующие развитию воображения и речи у младших школьников.
Творчество – это процесс, присущий человеческой деятельности. Творчество доступно каждому в той или иной степени.
По мнению Аристотеля, «источник творчества — естественное чувство гармонии, ритма и умение подражать». Философ отмечал в своем трактате «люди отличаются от других живых существ тем, что они в высшей степени.
«Люди отличаются от других живых существ тем, что они в высшей степени склонны к подражанию, что доставляет удовольствие каждому. Доказательством тому является то, что мы переживаем перед созданием произведений искусства» [21]. Аристотель понимал творчество как «процесс создания произведения искусства» [21].
«Творчество – это создание чего-то нового, подразумевающее как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и продукты, порожденные им, но отчужденные от него» [10].
К. Роджерс пишет: «Под творческим процессом я понимаю создание посредством действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из своеобразия личности, а с другой, обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами». жизни» [4].
А. Шопенгауэр и З. Фрейд основывали теорию творчества на бессознательной деятельности человека. Искусство, по мнению А. Шопенгауэра, «заключается в преодолении разумности и является синонимом истинного отношения художника к миру» [4].
«Не всякая деятельность есть творчество», — подчеркивает А. Ф. Люсев, но всякое творчество есть деятельность» [23]. Творчество всегда индивидуально и оригинально.
ПРОТИВ. Безрукова считает, что «творчество – это создание чего-то нового. В этом смысле это слово можно было бы применить ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь есть ряд непрерывных изменений, и все, что обновляется и все, что возникает в природе, есть продукт творчества» [5].
Многие ученые и философы обращались к проблеме творчества человека как высшей ценности.
Творческий процесс связан с особым видом умственной деятельности.
Итак, В.И. Андреев считает, что «творчество имеет два вектора — один направлен на предметную деятельность, а другой — на самого человека, но на самотворение» [2].
Творческая активность личности заключается в творчестве, которое проявляет личность.
«Творческая деятельность личности, по мнению В.И. Андреева, один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречий (решение творческой задачи), требующий объективных (социальных, материальных) и субъективных (знаний, умений, умений) личностных условий, результат которой обладает новизной и своеобразием, личностным социальная значимость и прогрессивность» [2].
«Ученики начальных классов проявляют большой интерес к творческой деятельности. Творческие занятия, такие как драматургия, пение, танцы, рисование и поделки, помогают детям:
- развивать творческие способности и воображение;
- укрепить доверие;
- выражать эмоции, мысли и идеи вербально и невербально;
- познавать мир с чужой точки зрения;
- практиковать принятие решений, решение проблем и критическое мышление;
- практиковать и совершенствовать социальные навыки;
- развивать физические и моторные навыки». [8].
Готовность студентов включиться в процесс поиска новых путей решения нестандартных учебных задач, инициативность в постановке новых задач, стремление проникнуть в суть явлений характеризует творческую деятельность студентов.
Л.С. Выготский пишет: «Под творческой деятельностью мы понимаем такую человеческую деятельность, которая создает что-то новое, независимо от того, является ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью во внешнем мире или известной структурой ума и чувств, живущих и раскрывающихся только в человеке». самого себя» [12].
Новые педагогические технологии должны учитывать результаты исследований психологии творчества, механизмов акта творчества как субъективного акта личности. Психологические исследования творчества выявляют его сложную структуру, включающую интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые факторы в разнообразных сочетаниях и отношениях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алибекова З.Н. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики : Махачкала. 2019. С. 46 - 51.
2. Артемова Л.В. Условия развития творческой активности обучающихся // Актуальные научные исследования // 2021. С. 8-17.
3. Бердяев Н.А. Самопознание. Изд. : АСТ, 2017. 366 с.
4. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебное пособие. М. : Московский государственный университет, 2020. 84 с. URL: https://www.iprbookshop.ru/105924.html (дата обращения 09.04.2024 г.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 6 Просвещение, 1991. 92 с.
6. Горовая В.И. Белозубова Е.Н. Творческая активность как проблемное поле исследования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 202.
7. Ермакова С.В., Миннуллина Л.Л., Савельева Е.А. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности младших школьников на уроках технологии в 4 классе // БГПУ им. М. Акмуллы : Уфа. 2020. С. 44 - 47.
8. Захарова А.А. Формирование проектных умений у младших школьников на уроках во внеурочной деятельности // ЛГПУ им. П.П. Семенова - Тян - Шанского : Липецк. 2021. С. 151 - 155.
9. Зюська К.Ю. Проектная деятельность как средство активизации младших школьников // ОГПУ : Оренбург. 2021. С. 380 - 382.
10. Конторщикова К.Д., СерёгинаА.В., Амирова Л.А. Игра как инструмент развития творческой активности младших школьников // БГПУ им. М. Акмуллы: Уфа. 2021. С. 198 - 201.
11. Кудымова Е.В., Карпушкина Л.В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников // МГПУ им. М.Е. Евсеева: Саранск. 2021. С. 301 - 305.
12. Люленкова А.Р. Интерактивные технологии в развитии творческой активности учащихся // Развитие креативности личности в современном мульти культурном пространстве. 2021. С. 224-228.
13. Люсев, Найниш Инженерная педагогика. Изд. : ИНФА - М, 2019. 88 с.
14. Миронова Э.Л. Роль креативности личности педагога в развитии творческой активности младших школьников // ЕГУ им. И.А. Бунина. 2018. С. 53 - 55.
15. Петрова Н.С.. Пашкова К.А., Гречухина М.С. Нетрадиционные техники преподавания как средство развития творческой активности обучающегося // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам VII региональной научно - практической конференции. 2021. С. 116-119.
16. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Изд. : Смысл, 2019. 530
17. Семихова Е.Г. Сущность проектной деятельности младших школьников, роль ученика и учителя в данном виде деятельности // Изд. : ИНТЕРНАУКА. 2021. С. 88 - 90.
18. Солдатова О.В. Развитие творческой активности детей в контексте надситуативных решений как фактор стимулирования различных видов одаренности // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия. 2020. С. 117-123.
19. Цыганова Е.А. Педагогические условия формирования творческой активности младших школьников // МГПИ им. М.Е. Евсеева. 2019. С. 171 -174.
20. Чехонадская Ю.А. Образовательные потенциал творческой активности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 7103. С. 272-275.
21. Чу Фан. Педагогические условия формирования творческой активности личности в современном образовании // Моделирование и конструирование в образовательной среде: под ред. И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, И.П. Родионовой, М.М. Сабитовой. Москва. 2021. С. 604-606
22. Юзбашева А.С. Яяева А.М. Теоретические основы развития творческой активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. 2021. С. 350- 357.
23. Юсупхаджиева Т,В. Развитие творческой активности школьника как психолго-педагогическая проблема // Фундаментальные основы инновационного развития науки и технологического образования. 2020. С. 203-207.