Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что подростковый возраст у детей является благоприятным периодом для развития скоростно-силовых способностей, которые играют важную роль в достижении высоких результатов во многих видах спорта. Скоростно-силовая способность в легкой атлетике характеризуется неограниченным мышечным тонусом, проявляющимся необходимой, обычно максимальной, силой при упражнениях, выполняемых на значительных скоростях, но обычно не на максимальных. На ранних этапах легкоатлетической подготовки тренировка начинается со спринтов, бега на среднюю длину, прыжков в длину, в высоту, метания и других упражнений. Основное внимание при обучении легкой атлетике этой возрастной группы уделяется освоению координации подхода и отталкивания, подхода и метания броска.
В настоящее время легкая атлетика используется как развлекательное, повседневное и спортивное занятие или хобби. Молодое поколение все чаще выбирает этот вид спорта как один из самых актуальных, эффективных и увлекательных. Среди них есть не только мальчики, но и девочки. Это можно объяснить тем, что спорт способен воспитать в человеке характер, силу воли, упрямство и уважение к противникам, а эти качества очень важны не только на спортивной арене, но и в жизни.
Легкая атлетика, как и другие виды спорта, постоянно развивается: с каждым годом подготовка спортсменов улучшается, а также производительность и подготовка спортсменов. При этом тренерская работа становится более профессиональной (ведь хороший тренер должен понимать все изменения, происходящие в его виде спорта), появляются новые методы тренировок. Развитие современных спортсменов – это многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: воспитания, тренировки, цель которого – обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, спортивных навыков и качеств, необходимых для овладения спортсменами.
Техника физических упражнений и достижение запланированных целей и планирование результатов. В любом виде спорта решающим фактором является скорость. В легкой атлетике без развития этого качества невозможно добиться высоких результатов на спринтерских дистанциях. Кроме того, скорость двигательной реакции как скоростное качество имеет немаловажное значение для достижения высоких результатов во многих соревновательных и военно-прикладных соревнованиях.
Итак, возникает вопрос: суть в том, как, какими каналами и методами развивать скоростно-силовые способности детей 10-11 лет, занимающихся спортом, чтобы улучшить их спортивные результаты.
Целью исследования является изучение эффективности скоростно-силовой подготовки на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: скоростно-силовая подготовка детей 10-11 лет.
Предмет исследования – эффективность скоростно-силовой подготовки на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ проблемы развития скоростно-силовых качеств на начальном этапе подготовке в легкой атлетике.
- изучить особенности формирования скоростно-силовых качеств на начальном этапе подготовке в легкой атлетике.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 25 страницах печатного текста. Библиографический указатель содержит 13 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
1.1 Особенности развития скоростно-силовых способностей в легкой атлетике
Скоростно-силовая тренировка призвана улучшить функциональные возможности спортсменов и добиться высоких результатов в избранном ими виде спорта. Под скоростно-силовой способностью понимается способность человека прилагать максимально возможное усилие за кратчайший промежуток времени, сохраняя при этом оптимальный диапазон движений. Эту способность еще называют «взрывной силой». Структура скоростно-силовых способностей: взрывная сила, которая достигает максимальных силовых показателей в кратчайшие сроки [15].
При выполнении скоростно-силовых упражнений взрывная сила представляет собой сочетание силы и скоростных двигательных способностей на высоком уровне. При этом чем больше доля составляющей силы, тем больше внешнее сопротивление, тем меньше нагрузка и тем быстрее действие. Одним из необходимых условий является долгосрочное систематическое обучение. Чем раньше будут развиты скоростно-силовые способности, тем лучше. Чтобы приблизить режим работы мышц во время тренировки к функциональным параметрам спортивного мастерства в соревновательной деятельности, наиболее эффективно использовать специальные скоростно-силовые упражнения.
В процессе физического воспитания подрастающего поколения следует уделять внимание воспитанию скоростных и силовых способностей, поскольку они имеют высокий уровень развития. Способность во многом способствует успешному обучению. Мощность можно увеличить, увеличив интенсивность или скорость мышечного сокращения, или и то, и другое. Обычно наибольший прирост силы достигается за счет увеличения мышечной силы. Составляющая мощности (динамическая сила) определяется ускорением (а), приложенным к массе (m) при концентрическом сокращении мышцы, или замедлением (ускорением с противоположным знаком) движения массы при эксцентрическом сокращении мышцы. Состав мышечных волокон определяется генетически, но тренировки на выносливость в некоторой степени увеличивают количество красных мышечных волокон. Однако генетические факторы доминируют при выборе спортивной специальности [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Белявцева, О. С. Легкая атлетика для начинающих : Учебно-методическое пособие / О. С. Белявцева, А. В. Шулаков, С. О. Скворцова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ". – Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2021. – 72 с.
2.Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры : Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 49.03.01 Физическая культура и 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура», а также для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Физическая культура» / А. И. Замогильнов ; Рецензенты: А.С. Махов, О.В. Кулигин. – Шуя : Ивановский государственный университет, 2017. – 283 с.
3.Коновалов, И. Е. Легкая атлетика : Учебное пособие / И. Е. Коновалов, И. Ш. Мутаева, А. И. Морозов. – 3-е издание, стереотипное. – Казань : Отечество, 2022. – 365 с.
4.Леонтьева, Е. Э. Методика развития быстроты / Е. Э. Леонтьева // Безопасность в профессиональной деятельности педагога : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23–24 января 2023 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – С. 90-93.
5.Низельский, Д. Г. Легкая атлетика как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза / Д. Г. Низельский, Л. В. Низельская // Успехи гуманитарных наук. – 2023. – № 8. – С. 184-187.
6.Особенности формирования быстроты в разных видах спорта / Л. Н. Порубайко, В. И. Шарагин, С. Ю. Завалишина, Е. И. Жмурко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 6(220). – С. 299-303.
7.Петров, А. Н. Оптимизация методов тренировки в легкой атлетике: развитие скорости и выносливости / А. Н. Петров // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 01 ноября 2023 года. – Уфа: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ", 2023. – С. 125-131.
8.Полякова, Н. И. Сетевой проект «Королева спорта - легкая атлетика» / Н. И. Полякова, Л. В. Шевелева // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 8(193). – С. 21-24.
9.Пьянзин, А. И. развитие легкой атлетики в Тульской области / А. И. Пьянзин, Н. Н. Пьянзина, Т. Н. Петрова // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 1. – С. 64-73.
10.Романюк, В. А. Рекомендации к обучению техники прыжков в длину для начинающих студентов электива "легкая атлетика" / В. А. Романюк // E-Scio. – 2020. – № 6(45). – С. 427-431.
11.Соболев, М. С. Легкая атлетика, как средство развития выносливости, скорости и гибкости / М. С. Соболев // Инновации молодежной науки : тезисы докладов всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием, Санкт-Петербург, 18–22 апреля 2022 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. – С. 310-312.
12.Стафеева, А. В. Методические особенности развития скоростных качеств у обучающихся старших классов / А. В. Стафеева, С. В. Бурханов // Вопросы педагогики. – 2022. – № 7. – С. 37-40.
13.Теория и методика избранного вида спорта: легкая атлетика : Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, С. Д. Зорин, Д. М. Баширова ; Рекомендовано учебно-научным методическим советом ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» (протокол № 11 от 23.06.2022). – Казань : Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. – 665 с.