Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире довольно часто приходится слышать о трудных подростках.
Проблемы девиантного поведения изучаются не только психологами, педагогами, но и медиками, криминалистами, социологами и т.д. Актуальность данной проблемы состоит в том, что девиантное поведение подростков влияет не только на них самих и окружающих, но и на общественную жизнь, экономику, политику, да и на все общество в целом.
Девиантологическое знание зародилось в начале ХХ века в социологическом направлении как специальная теория, названная социологией девиантного поведения. Появление терминов «девиантность» и «девиация» связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма (1966). Позже девиантологические подразделы появились в медицине и психологии в форме стандартных формулировок: девиантное поведение подростков, психология отклоняющегося поведения, девиантное поведение психически больных и т.д.
В настоящее время насчитывается большое количество подростков с девиантным поведением, многих ученых и педагогов привлекает данная тема исследования, специалисты ищут разные способы профилактики данного явления.
Причинами роста девиантного поведения в обществе является снижение контроля государства в области воспитания детей в конце XX в., рост самосознания у молодежи на фоне снижения количества социальных связей. С ростом количества девиантных подростков происходит появление новых видов отклоняющегося поведения, таких, как интернет-зависимость, преступления в сфере it-технологий, сексуальные девиации, экстремистские действия и так далее. Девиантное поведение наиболее характерно для подросткового периода, поскольку данный возраст характеризуется как бунтарский, кризисный, сложный .
Над проблемами девиантного (отклоняющегося) работали многие ученые, в частности, психологические аспекты рассматривали: Антонян Ю.М., Клейберг Ю.А., Менделевич В.Д., , правовые аспекты данного вопроса раскрывали: Бахрах Д.Н., Бытко Ю.И., и другие.
Методологические и теоретические основы девиантного поведения у несовершеннолетних рассмотрены в работах: Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, В.Д. Менделевича, П.Д. Павленка, М.Я. Рудневой и многих других.
Исследователи проблемы подростковых девиаций рассматривают воспитание дисциплинированности как одно из профилактических направлений. При этом к числу одного из важнейших проявлений дисциплинированности относят соблюдение распорядка дня и режима. Это помогает ребёнку установить определённые часы для учёбы, отдыха, хобби, времени с друзьями и сна. Ещё одним аспектом дисциплинированности считают осознание последствий и принятие на себя ответственности за собственные действия в нарушении правил.
Сложившееся противоречие между ростом числа подростковых девиаций и недостаточной разработанностью путей профилактики обусловило проблему исследования: возможно ли рассматривать воспитание дисциплинированности младших подростков как одно из направлений профилактики девиантного поведения и каковы психолого-педагогические условия его эффективной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование воспитания дисциплинированности как одного из важных направлений профилактики девиантного поведения младших подростков и выявление на теоретическом уровне психолого-педагогических условий его эффективной организации.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сущность понятия «девиация», выявить специфику проявления девиаций в младшем подростковом возрасте.
• Проанализировать классификацию девиаций современных младших подростков.
• Рассмотреть структуру и содержание понятия «дисциплинированность» как качества личности младшего подростка.
• Проанализировать состояние проблемы профилактики девиантного поведения в младшем подростковом возрасте в педагогической практике.
• Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности дисциплинированности младших подростков и провести констатирующий эксперимент.
• На основе анализа полученных данных разработать программу профилактики девиантного поведения младших подростков.
Объект исследования - воспитание дисциплинированности как одно из направлений профилактики девиантного поведения младших подростков.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия организации процесса воспитания дисциплинированности в целях эффективной профилактики девиантного поведения младших подростков.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что воспитание дисциплинированности в рамках профилактики девиантного поведения будет успешным, если будут учтены возрастные особенности младших подростков, склонных к девиантному поведению.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Девиантное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия "девиация"
Девиация как предмет научного знания зародилась и сформировалась в недрах социологических наук как специальная социологическая теория.
Позже феномен отклоняющегося поведения стал отдельной главой социологии «социология девиантности и социального контроля». Появление терминов «девиантность» и «девиация» связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма (1966). Первоначально центральное место в исследовании девиантности занимали вопросы преступности, вследствие чего первоначально девиация получила свое развитие в трудах криминологов.
Понятие «девиантное поведение» является междисциплинарным, поскольку используется в педагогике, психологии, социологии и других науках. Обратимся к трактовке данного понятия, которое приводится в различных источниках. Так, в большом психологическом словаре (ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко) девиантное поведение — это «действия человека, нарушающие установленные обществом нормы» . В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского девиантное поведение рассматривается как «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» .
В педагогическом энциклопедическом словаре (ред. Б. М. Бим-Бад) девиантное поведение трактуется как «поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным или сложившимся традиционно в обществе» . В большом толковом социологическом словаре Д. Джери,Дж. Джери девиантное поведение определяется как «поведение, не совпадающее с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе». В философском энциклопедическом словаре (ред. Л. Ф. Ильичев) девиантное поведение толкуется как «поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. — 1-ое изд., — Москва: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. -С. 216
2. Адлер, А. Понять природу человека: учебное пособие /А. Адлер —4-ое изд., — Санкт-Петербург: Прогресс, 1997.
3. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.
4. Алексеев, С. В. О воспитании дисциплинированности у курсантов ведомственных вузов ФСИН России как нравственного качества личности сотрудника / С. В. Алексеев // Профессиональное юридическое образование и наука. – 2022. – № 1(5). – С. 8-10.
5. Антилогова, Л. Н. Девиантное поведение как социально-психологическая категория / Л. Н. Антилогова // Горизонты образования : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Омск, 20–21 апреля 2023 года / Отв. редактор Н.В. Чекалева. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2023. – С. 3-6.
6. Белоусова Е.Л., Ложникова Н.А. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 277.
7. Беля О.В. Социально-педагогический проект воспитания подростков в условиях детского дома «12 соток». URL: https://infourok.ru/socialno-pedagogicheskij-proekt-trudovogo-vospitaniya-podrostkov-v-usloviyahdetskogo-doma-12-sotok-4992848.html
8. Берест, А. В. Виды девиантного поведения подростков в школе / А. В. Берест // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Ялта, 13–15 октября 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 23-26.
9. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
10. Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика / А. О. Бухановский. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2002.
11. Выготский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка / Л. С. Выготский. — СПБ.: Питер, 2021.
12. Гаврилова Т.П., Грицких Е.Н. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 88 - 92
13. Гилинский Я. Г. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. — 520 с.
14. Гилинский, Я. И. Афанасьев, В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие/ Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. – М.: Наука, 2019.
15. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2002..
16. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. Н. Н. Марчук. — М.: Вече: АСТ, 1999. — Т. 1 — 544 с.
17. Загороднова И.В. К вопросу о воспитании: обоснование процесса воспитания // ИТС. 2003. № 3. С. 110 – 113
18. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. — СПб.: Питер, 2017. — 357 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/Е. В. Змановская. — 5-ое изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
20. Каминская, А. М. Психологические аспекты лиц с зависимым поведением / А. М. Каминская. – Текст: непосредственный // Вопросы науки и образования. – 2017. – №6 (7). –С. 43-47.
21. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., — Москва: Издательство Юрайт, 2016.
22. Климина, К. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / К. Н. Климина // Студенческий вестник. – 2022. – № 17-1(209). – С. 55-56.
23. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 1998. — с. 242
24. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — с. 242
25. Литвиненко С. С. Социально-педагогический проект «Дари добро». URL: https://infourok.ru/socialnopedagogicheskij-proekt-4435245.html
26. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. – М.: Городец, 2016. — 386 с.
27. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 76 с.
28. Никитина Т.А. Социально-педагогический проект «Вместе делать мир светлей». URL: https://infourok.ru/socialnopedagogicheskiy-proekt-vmeste-delat-mir-svetley-2570600.html
29. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — 3-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — 527 с.
30. Рогожникова, Р. А. Психолого-педагогическая сущность дисциплины и дисциплинированности личности / Р. А. Рогожникова, А. Я. Хусаинов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2017. – № 4(42). – С. 215-218.
31. Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом. – М.: «Просвещение», 2009.
32. Сурова, Е. Д. Социально-педагогические особенности воспитания дисциплинированности у учащихся младшего подросткового возраста / Е. Д. Сурова, М. В. Данилова // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 2. – С. 24-29.
33. Ус О.А. Воспитание нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. 2018. № 1 (213). С. 70 – 77.
34. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. – М. : Советская энциклопедия, 1983.
35. Фоминова А.Н. Психологические аспекты дисциплины в школе // Психология и право. 2012. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54062.shtml
36. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться. СПб: Питер, 2011. – 264 с.
37. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 336 с.