Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной психологической науке особое внимание уделяется изучению семейной динамики и детско-родительских отношений, поскольку они являются фундаментальными элементами формирования личности ребенка. Семья, как первичный социальный институт, играет ключевую роль в социализации индивида, передаче культурных и социальных норм, а также влиянии на психологическое развитие детей.
Исторически сложилось так, что структура и функции семьи изменялись в зависимости от социально-экономических условий и культурных контекстов. В современном обществе, где преобладают разнообразные формы семейных укладов, вопросы взаимодействия родителей и детей становятся предметом серьёзного научного анализа. В частности, внимание исследователей привлекают такие аспекты, как эволюция родительских функций, изменение роли семьи в условиях глобализации и медиатизации общества, а также новые вызовы, связанные с психологическим благополучием детей и подростков.
Современные исследования детско-родительских отношений часто фокусируются на проблеме адаптации ребенка в меняющемся мире, где родители и дети сталкиваются с различными стрессорами, включая технологические изменения, социальную мобильность и изменения в традиционных воспитательных практиках. Особое внимание уделяется влиянию родительского поведения на формирование самооценки и социальных навыков ребенка, его способности к адаптации и преодолению жизненных трудностей.
В контексте мультидисциплинарных исследований особенно актуальными являются вопросы социальной адаптации и психологического здоровья детей из малоимущих семей, а также изучение влияния экономического неравенства на детско-родительские отношения. Социально-психологический статус семьи, как показывают исследования, значительно влияет на образовательные возможности детей и их будущее взросление.
Также важное место в современной психологической науке занимают исследования родительских стратегий и их воздействия на детей, включая проблемы гиперопеки и недостатка внимания. Понимание того, как различные методы воспитания влияют на психологическое развитие детей, помогает специалистам разрабатывать эффективные подходы и техники для поддержки семей и оптимизации детско-родительских отношений.
Данный обзор актуальных тем и проблем, связанных с детско-родительскими отношениям, обозначает необходимость комплексного исследования социально-психологических аспектов современных семей. Рассмотрение таких аспектов должно включать в себя анализ взаимосвязей внутри семейного контекста, а также влияние внешних социальных факторов на стабильность и динамику семейных отношений.
Следует подчеркнуть, что детско-родительские отношения являются зеркалом социальных процессов, отражающих трансформации культурных, экономических и социальных реалий общества, что делает данную тему актуальной и значимой для современной психологической науки.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - влияние социальных факторов на стабильность и динамику детско-родительских отношений.
Цель исследования - выявление влияния социально-экономических факторов, культурных особенностей и психологических условий на формирование и развитие личности ребенка в контексте семейных взаимодействий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и структуру детско-родительских отношений.
2. Выявить психологические теории детско-родительских отношений, влияние культурно-исторических факторов на детско-родительские отношения
3. Определить роль семейного воспитания в формировании личности ребенка.
4. Рассмотреть социально-психологические проблемы в детско-родительских отношениях: конфликты и их роль, гиперопека и недостаток внимания в семье , влияние развода на детско-родительские отношения, социально-психологическую адаптацию детей в условиях изменения семейной структуры.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Методологическая и теоретическая база исследования – научная литература отечественных и зарубежных специалистов; монографии и научные, статистические данные.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие и структура детско-родительских отношений
Семья как социальный институт имеет долгую историю развития, отражающую эволюцию государства и общественных отношений. Н.А. Вялых в своей работе подчеркивает, что изучение формирования и происхождения семьи в современном контексте является предметом интереса для множества научных дисциплин, включая философию, этнографию, историю, социологию, психологию, антропологию и др. [5].
Изначально понятие «семья» охватывало не только родителей и детей, но и весь домашний коллектив, функционирующий как единая система. В контексте этого подхода семья представляла собой группу людей, объединенных для эффективного социального управления или регулирования, включая всех, кто проживал под одной крышей и подчинялся власти одного человека.
Теория Боуэна М. о семейных структурах предлагает использовать треугольники в качестве основной единицы анализа. Он утверждает, что треугольники представляют собой взаимоотношения с тремя каналами связи, а в контексте семьи это в основном отношения между матерью, отцом и ребенком. Согласно гипотезе Боуэна, взаимодействия между любыми двумя участниками семейного треугольника зависят от третьего участника [2]. Он считает, что динамика в треугольнике определяется взаимоотношениями между всеми тремя его членами, а не просто отдельными парами. Например, если один из родителей приближается к ребенку, это может привести к дистанцированию от другого родителя.
Семейные структуры играют ключевую роль в реализации функций семьи. Эти функции позволяют семье функционировать, удовлетворять свои потребности и развиваться дальше. Семья, будучи основной единицей общества, также удовлетворяет общественные потребности, такие как воспроизводство населения. Она также удовлетворяет как общесемейные, так и индивидуальные потребности каждого члена семьи.
Важной функцией семьи является воспитание детей и их введение в общество. В семье дети учатся основам этики, морали и философии, что является важным для их будущего развития. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Анализ структуры семьи фокусируется на ее составе. В современном обществе наиболее распространена семья, включающая взрослых - супругов и/или родителей - и детей, а также, возможно, других членов семьи.
Семейная экономическая функция связана с управлением домашним бюджетом, обеспечением питания, приобретением и уходом за имуществом, созданием комфорта в доме и его благоустройством. Выполняя эту функцию, семья также формирует внутрисемейные отношения и способствует единству внутри семьи.
Временем эти функции могут изменяться в соответствии с социальными изменениями. Одним из таких изменений является эволюция первичного социального контроля внутри семьи. Например, в современном обществе снизился уровень стигматизации нарушений социальных норм в брачно-семейных отношениях, таких как внебрачные связи или измены супругов. Развод уже не рассматривается как строгая кара за подобные нарушения. Н.Г. Лагойда приводит статистические данные, что более половины браков в настоящее время завершаются разводом [15].
Также существует растущее количество семей, которые относятся к категории малоимущих. Малоимущей считается семья, доход которой ниже установленного прожиточного минимума. К таким семьям обычно относят многодетные, безработные и семьи с малолетними детьми. Они имеют право на государственную социальную помощь.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика, СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
2.Варга А. Я. Сложности преподавания теории семейных систем Мюррея Боуэна // Психология и психотерапия семьи. 2022. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slozhnosti-prepodavaniya-teorii-semeynyh-sistem-myurreya-bouena (дата обращения: 28.06.2024).
3.Волосова А. М. Стили воспитания в семье и их влияние на развитие детских неврозов // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2021. – № 6. – С. 56-67. – EDN PPGXNK.
4.Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982.
5.Вялых Н. А. Социология семьи в России: методологические проекции и современные научно-исследовательские практики // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. №3 (38). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-semi-v-rossii-metodologicheskie-proektsii-i-sovremennye-nauchno-issledovatelskie-praktiki (дата обращения: 28.06.2024).
6.Гамаюнова И. Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности младших школьников // Гуманизация образования. 2010. №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-motivatsii-k-razlichnym-vidam-deyatelnosti-mladshihshkolnikov (дата обращения: 28.06.2024).
7.Дышлюк И. С. Кризис современной российской семьи и его влияние на детско-родительские отношения: сборник трудов конференции. // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 16 нояб. 2023 г.) / редкол.: Н. А. Степанова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 252-255. – ISBN 978-5-907688-86-5.
8.Зекиева П. М., Джамулаева Д.Х. Психология семьи и детско-родительских отношений: сборник трудов конференции // Психология сегодня: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Ульяновск, 23 апр. 2024 г.) / редкол.: Е. А. Брагина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2024. – С. 165-168. – ISBN 978-5-907830-30-1.
9.Илларионова И. В., Мердеева Т.Н. К проблеме исследования детско-родительских отношений: сборник трудов конференции // Социально-психологические проблемы современной семьи: психолого-педагогическая поддержка и наставничество: сборник материалов XI Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 10 окт. 2023 г.) / редкол.: И. В. Ткаченко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 17-20. – ISBN 978-5-907688-72-8.
10.Кириленко И. Н. Детско-родительские отношения : личностный и возрастной ракурсы : монография ; Гос. бюджетное образовательное учреждение доп. проф. образования Ростовской обл. "Ростовский ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования". - Ростов-на-Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. - 279 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-7212-0540-8
11.Консультирование при семейных конфликтах: коллективная монография /В.Ф. Сафин и др.; науч. ред. В.Ф. Сафин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017.
12.Куземко Л. П. Причины и способы разрешения ситуаций, возникающих в детско-родительских отношениях // Инновации в образовании (Казахстан). – 2019. – № 5(44). – С. 48-51. – EDN JHPORP.
13.Куклин В. В. Семейные кризисы и функционирование семьи: сборник трудов конференции. // Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов X Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сент. 2022 г.) / редкол.: И. В. Ткаченко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 32-35. – ISBN 978-5-907561-77-9. – DOI 10.31483/r-104177.
14.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2017.
15.Лагойда Н. Г. Проблема стабильности брака и роста числа разводов в современном обществе // Вестник БГУ. 2017. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-stabilnosti-braka-i-rosta-chisla-razvodov-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 28.06.2024).
16.Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 345 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11354-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542678 (дата обращения: 28.06.2024).
17.Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - Изд. 8-е. - Москва : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 215, [1] с. : табл.; 22 см. - (Психология, педагогика, технология обучения).; ISBN 978-5-397-01546-2
18.Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 219 с. (Фундаментальная психология – практике) ISBN 978-5-9270-0270-2
19.Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006 — 368 с. — (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация). ISBN 5-98563-055-2
20.Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений: монография // В.И. Долгова и др. – М.: Буки Веди, 2012. – 152 с.
21.Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебное пособие. СПб: Речь, 2004, 256 с.
22.Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации : коллективная монография / Гриднева С. В., Гурьянчик В. Н., Казарьянц К. Э и др. - Ульяновск : Зебра, 2019. - 110 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6042564-6-6
23.Социальная психология образования : Практикум / Г. С. Кожухарь, Н. В. Кочетков, Д. А. Красило [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 262 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-015003-1. – DOI 10.12737/1014623. – EDN IYWKQH.
24.Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология: учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по гуманитарным специальностям / под ред. А. Н. Сухова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити, 2017. - 367 с.; 22 см. - (Профессиональное образование. Социальная работа).; ISBN 978-5-238-02881-1
25.Уварова Л. Н., Ягафарова Р. Р. Психология семейных отношений // E-Scio. – 2021. – № 6(57). – С. 174-178. – EDN GWVVNF.
26.Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях: Практическое пособие. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2020. – 317 с. – (Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-12304-3. – EDN ZKUHUU.
27.Эриксон Э. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред.: А. А. Алексеев. - 2. изд., перераб. и доп. - СПб. : Лет. сад, 2000. - 415 с. : ил.; 21 см. - (Серия: "Мастерская психологии и психотерапии").; ISBN 5-89740-036-9
28.Юмкина Е. А. Социальная психология семейных отношений// Социальная психология. Традиции и современность. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2020. – С. 142-163. – EDN YPTQJY.
29.Beyens I., Valkenburg P.M., Piotrowski J.T. Developmental trajectories of parental mediation across early and middle childhood. Human Communication Research // Advance online publication. 2018. P. 226—250. DOI:10.1093/hcr/hqy016
30.Konok V., Bunford N., Miklósi Á. Associations between child mobile use and digital parenting style in Hungarian families // Journal of Children and Media. 2019. Vol. 14. № 1. P. 91—109. DOI:10.1080/17482798.2019.168433
31.Chester C.E., Blandon A.Y. Dual trajectories of maternal parenting stress and marital intimacy during toddlerhood // Personal Relationships. – 2016. – Т. 23. – №. 2. – С. 265– 279.